Тролли бывают нескольких разновидностей

Святая наука — расслышать друг друга...

Это слова, которые из песни не выкинешь, да и из жизни тоже, настолько они стали нынче актуальными.

С появлением социальных сетей, когда допуск к «эфиру» стал свободным и ничем не ограниченным, любители «вставить свои 20 копеек» и дилетанты всех мастей отметились везде, где только можно.

Социальная активность граждан для современного общества — это хорошо. И плюрализм мнений тоже приветствуется в демократическом обществе. Но любая свобода слова и действий, не ограниченная ответственностью, способна привести к хаосу.

Комментарии, как самая живая и самая производительная часть контента социальных сетей, стала для общества и благом, и бичом одновременно. Благом, потому что это позволяет наладить обратную связь, высказать свое одобрение или порицание по обсуждаемой теме. Бичом, потому что можно создать фейковые страницы и бороться с оппонентами самыми маргинальными способами, обозначенными в народе, как троллинг. Это продукт вербального общения, в котором беззастенчиво нарушаются все мыслимые границы и правила коммуникации.

Ингушское общество, всегда стремившееся оградить себя от любых чуждых его менталитету, традициям и образу жизни влияний, также оказалось беспомощным перед экспансией виртуальных троллей.

Множество анонимных пользователей, и не только, стали бесцеремонно нарушать бывшие у ингушей очень четкими границы социальной субординации. В интернет-баталиях женщины хамят мужчинам, те в свою очередь отсылают их на кухню и к детям, а то и дальше, младшие грубо «наставляют» старших...

На одном известном в регионе сайте, где тролли особенно вольготно себя чувствуют, разместили новость о присуждении звания академика физику из Ингушетии. Казалось бы, уж там-то комментарии будут адекватными событию, которым можно гордиться всем жителям Ингушетии. Но вот несколько самых безобидных из них.

Кераст-саг: «Избран академиком Российской академии естественных наук. Ну и что? Есть люди, которые в 17 лет получили Нобелевскую премию, а по физике в 25 лет, а то, что вы гордитесь тем, что какой-то 68-летний къадан 1ас стал академиком за день... ги, следовало ожидать».

Безбожник: «Как я рад, что такие новости закончатся аккурат в тот день, когда у ингушей закончатся деньги».

!!!: «Безбожник, этот день не придет никогда — сдохни от зависти!»

Здесь приведены образцы не самого жесткого троллинга, а просто разминка этих ребят, падких на провокации и чужие негативные эмоции.

Тролли бывают нескольких разновидностей, но в основном они делятся на тех, кто выносит людям мозг, так сказать, по долгу службы, и те, кто делает это «из любви к искусству». Не ищите логики и здравого смысла там, где пасется тролль. Он комментирует темы, причем любые, лишь с одной целью — пробить вас на эмоции и тем самым сделать человека уязвимым. Любой психолог вам скажет, а эзотерик с этим согласится, что человеческие эмоции — это дверь, через которую можно влезть к вам в душу и подпитываться вашей энергией.

Человек, который постит интересную ему тему или делится своими мыслями по поводу какого-нибудь события, ожидает услышать чье-нибудь аргументированное мнение, желает подискутировать, привлечь внимание к проблеме. А задача тролля обрушить любую логическую конструкцию, дискредитировать мысль, загасить вас на уровне самых ваших низменных эмоций, ловко им же самим спровоцированных.

Анонимность гарантирует им относительную безопасность. И эта одна из основных причин, которая позволяет им «терять берега». Зная, что «ингушские разборки» обойдутся ему даже дороже, чем любое внимание правоохранительных органов, тролль всегда вещает с левого аккаунта и под вымышленным именем. Безнаказанность позволяет ему вести себя по-хамски разнузданно. Он упивается открывшимися для его убогого существования возможностями пинать людей, в сторону которых он в реальной жизни боится даже посмотреть.

В Ингушетии, где любое необдуманное слово может вызвать непредсказуемые последствия, всегда были сдержанны в словах и поступках. Неосторожно оброненная фраза может потом долго аукаться тому, кто пошел на поводу у своего языка. В невербальном общении и сейчас люди более сдержанны и лучше контролируют свои слова и эмоции. Но сам факт нарушения субординации, пусть и в виртуальном общении, свидетельствует о том, что произошел сильный перекос в сторону негативных социальных процессов. И причина тому материальное расслоение общества. Люди «без роду и племени», без культуры, без соответствующего воспитания получили легкий доступ к материальным благам и посчитали возможным сложить с себя любые обязательства перед общественным мнением.

А раньше в жизни ингушей общественное мнение эффективно регулировало коммуникативные процессы. Это был весьма действенный инструмент, строго удерживающий его в рамках внешних приличий и морали.

То, что отражают сегодня соцсети, можно определить как социальный нигилизм. Молодежь и люди среднего возраста с упоением и, не стесняясь в выражениях, ломают и рушат то, что имело ценность для многих поколений. Раньше субординация очень четко соблюдалась как в работе, так и в социальных контактах. Причем регламентировались процессы взаимодействия, основанного на субординации, прежде всего ответственностью самого человека, его воспитанием.

Сейчас сдерживающих факторов стало значительно меньше. В каждом человеке присутствует желание самоутвердиться, обозначить свою значимость и ценность не только в собственных глазах, но и в социуме. Здоровое, естественное желание, только способы достижения этой цели у людей разные. Одни добиваются этого, упорно работая над собой, другие хотят сделать это за чужой счет. То есть принижая значимость и заслуги других людей, безосновательно критикуя и ругая тех, кто уже чего-то добился в жизни. Именно эта часть людей и становится самой активной в социальных сетях.

Этим людям неинтересно чужое мнение, они не заинтересованы в поиске истины. Никакие убедительные аргументы не способны повлиять на их «особое» мнение и уверенность в собственной правоте и непогрешимости. Они крепко и надолго обосновываются в социальных сетях, считая их собственной вотчиной. Все, кто пытаются представить проблему в другом ракурсе, или высказать иную точку зрения, затравливаются или отправляются в бан. При этом все заслуги и авторитет «провинившегося» тут же аннулируются, а «дружба» отыгрывается назад.

Нельзя говорить, что это характерно только для ингушского общества. Скорее, Ингушетия оказалась втянутой в общие для всей страны общественные процессы.

С нетерпимостью часто соседствует гордыня и тщеславие. Именно эти греховные качества, согласно легенде о Вавилонской башне, стали причиной того, что Всевышний смешал единый язык людей, и они перестали понимать и слышать друг друга, стали ссориться и ругаться. Каждый из нас строит свою Вавилонскую башню, которая нам кажется благой целью. Но в наше время мы часто руководствуемся в этом строительстве только тщеславием и гордыней, а не поиском истины. Стремимся к самоутверждению и самолюбованию любой ценой. И в итоге человек никого не слушает, не слышит и оказывается среди учиненного им хаоса и одиночества.

«Святая наука — расслышать друг друга

сквозь ветер, на все времена...

Две странницы вечных — любовь и разлука -

поделятся с нами сполна»...

Булат Окуджава