Грация и сила духа

Национальный костюм ингушей как выражение идентичности народа

В последнее воскресенье апреля, согласно указу Главы Республики Ингушетия от 24 мая 2018 года, отмечается День национального костюма. В 2024 году эта дата выпадает на 28 апреля. 

Чем же вызвано такое трепетное отношение к национальному костюму? Ответ, казалось бы, очень прост, но он вбирает в себя всю философию национальной самобытности, ибо национальный костюм — это не просто одежда, это отражение национального характера, выражение национальной идентичности. В ингушском костюме отражена храбрость мужчины, его готовность встать на защиту женщины, семьи, общества; а в женском — скромность, покорность, грация и сила духа горянки.

Национальный костюм по праву можно назвать визитной карточкой ингушского народа, неотъемлемой частью его уникальной и богатой культуры, где каждая деталь, каждая вещица имеет своё определённое предназначение и отражает глубокое понимание мира и природы, свойственное ингушскому народу.

Традиционная одежда у ингушей была повседневная и выходная.

Одним из основных элементов мужского костюма является бешмет, это тип полукафтана, из хлопчатобумажной ткани, туго обтягивающий фигуру, со стойкой-воротником и длинными рукавами, который застегивается до пояса на шнуровые пуговицы-узелки. Зажиточные люди могли позволить себе бешметы из атласа, шелка, шерстяной фабричной материи.

Праздничный мужской костюм включал в себя обязательно черкеску. Она имеет много общих черт с костюмами других народов Северного Кавказа, что объясняется их тесными связями и сходными условиями жизни.

Черкеска надевалась поверх бешмета и шилась из лучших сортов сукна. Покрой черкески совпадал с покроем бешмета, но черкеска застегивалась только у талии и не имела воротника. Черкеску носили подпоясанной узким поясом, на котором висел кинжал, иногда шашка или пистолет. Отличительной деталью черкески были нашитые по обеим сторонам груди узкие кармашки, в которые вкладывали деревянные трубочки с зарядами для огнестрельного оружия. В конце XIX века, с появлением пятизарядной винтовки, эти кармашки утратили свое значение и сохранились до наших дней в качестве украшения.

Штаны к мужскому костюму были слегка сужены книзу и заправлялись в теплые суконные чулки, закрывавшие ногу от ступни до колена. Под коленями их подвязывали ремешками. Обувь была из сафьяна или сыромятной кожи, которая позволяла легко передвигаться по горам.

К мужскому костюму прилагалась и бурка — накидка из войлока, она, как и черкеска, свойственна многим кавказским народам, защищала в непогоду, была незаменимой вещью для всадника.

Шапки мужские были из овчины или каракуля (элтар-кий). Летом носили шляпу из войлока (мангал-кий).

Женская одежда тоже имела свои тонкости и отражала традиции народа. Повседневной одеждой была рубаха свободного покроя. А праздничной формой служил национальный наряд (чокхи) из шелка, бархата или парчи.

Отдельно нужно сказать о свадебном женском костюме, который заслуживает особого внимания. Подробное описание свадебного женского наряда (чокхи) нам даёт доктор исторических наук, этнограф Зейнеп Дзарахова в своей книге «Вековые устои ингушской семьи».

Национальный свадебный костюм невесты, отмечает она, соответствует представлениям народа о прекрасном, и, несмотря на стремительно меняющиеся нравы и моду, он остаётся актуален и предпочтителен в наше время.

По традиции, свадебное платье должно быть белого цвета. Это цвет чистоты, святости и благородства, он связан с представлениями о светлом и добром, о нравственной чистоте невесты.

Весь ансамбль свадебного костюма состоял в прошлом из приталенного нижнего платья (чура коч); верхнего распашного платья (т1ера коч), на котором по обеим сторонам пришивались серебряные (дото) нагрудники с каменьями; третье прозрачное платье (полщув) с глубоким вырезом по пояс, чтобы были видны нагрудники.

Серебряные нагрудные застежки обычно нашивались непосредственно на борта платья от ворота до талии, иногда в 16-20 рядов. С конца ХVIII века появились специальные нагрудники с застежками. В начале ХХ века застежки или их имитации стали делать различной длины, сообразуясь с формой выреза платья, под которое надевали нагрудник.

Более ранние традиционные застежки были чаще всего литыми, украшенными гравировкой, иногда чернью, полосками ложной зерни. Позже широкое применение нашла накладная филигрань; встречалось также украшение камнями или цветными стеклами. Появились застежки с несколькими перехватами, акцентированными выступами или розетками, застежки в виде изогнутых и распростертых крыльев или хвостов и др. На технологию изготовления и характер украшения застежек влияло и то, что во Владикавказе, который всегда оставался историческим, культурным и социально-экономическим центром ингушей, было много ювелирных магазинов и мастерских, в которых работали искусные мастера — кубачинцы, лакцы, армяне, у которых перенимали опыт и местные ювелиры.

До середины ХХ века почти в каждой ингушской семье имелись серебряные пояса, нагрудники с драгоценными камнями и другие украшения. К сожалению, в годы депортации народа в 1944 году и во время трагических событий 1992 года в Пригородном районе многие семейные ценности были утрачены, в том числе и женские серебряные комплекты (пояс и нагрудные детали) к свадебному платью, которые передавались из поколения в поколение.

Надо дополнить, что в прошлом в состав свадебного платья невесты входили «1ажаргаш» — разновидность нарядного фартука, состоящего из двух частей, гармонирующего по цвету с нагрудником и юбкой. 1ажаргаш шили из бархата, на котором вышивали национальный орнамент. Такого же цвета и узора делали и свадебную шапочку.

В головном уборе ингушской невесты — шапочке в форме усеченного конуса (ега кий), также отражались представления народа о прекрасном. Она украшалась золотым или серебряным шитьем, полудрагоценными камнями. Шапочка поверх покрывалась белым шифоном (к1ай шифон).

Обязательной принадлежностью свадебного наряда являлся и является сегодня серебряный пояс (дото т1ехкар), который украшен полудрагоценными и драгоценными камнями. На руки надевались перчатки, а в руки в тон свадебному платью невесте подбирали маленькую сумочку, вышитую бисером.

Свадебный национальный костюм ингушей сохраняет свою актуальность и сегодня, сочетая в себе черты традиционной ингушской и современной европейской одежды, но композиция в целом остаётся нерушимой: шапочка, шифоновая накидка, серебряный гарнитур из нагрудников и пояса.

Отличительной чертой женского наряда в древности был высокий курхарс (головной убор). Курхарс, как установили исследователи, на Кавказе надевали только ингушки. Е. И. Крупнов справедливо относит курхарс к индивидуальным чертам ингушской культуры позднего средневековья, называя его парадным женским головным убором.

Ингушский курхарс, имеющий значительные черты сходства с так называемым «фригийским колпаком», по мнению Л. Семёнова, подтверждает гипотезу о связях Ингушии с Малой Азией. По его описанию, курхарс — это "особого рода головной убор — подобие изогнутого рога, суживающегося кверху и загибающегося спереди; он сделан из тонкого войлока, обтянут красной тканью, украшен перекрещивающейся перевязью и круглой выпуклой серебряной бляхой.

Отличительные особенности головного убора курхарс представляет для нас интерес ещё и потому, что в нём прослеживаются эстетические представления эпохи средневековья, цветовая гамма, узоры растительного и геометрического характера. В этих головных уборах проявляется эстетический вкус, высокое мастерство их создателей, своеобразие их миропонимания.

В целом народ идеализирует в своём костюме красоту тела, осанку, грацию, мужество, достоинство. Конечно же, традиционный костюм ингушей претерпел немало изменений. Сегодня национальные костюмы можно увидеть лишь на сцене и на праздниках, хотя в последнее время значительно вырос интерес к национальной одежде, и современные модельеры стараются использовать элементы национальных костюмов и орнаментов.