Новые условия существования туристического рынка

Эксперт рассказал газете «Ингушетия» о мерах поддержки отрасли туризма, гостеприимства и сервиса

Десятки стран закрыли границы. В российских регионах и городах объявляют режим самоизоляции. Говорят, он может продлиться до лета, а то и дольше.

Всемирный совет по путешествиям и туризму заявил, что под угрозой сокращения — до 50 млн рабочих мест. Ассоциация туроператоров России (АТОР) считает, что потери туркомпаний могут стать сильнейшим ударом по турбизнесу за последние 20 лет.

В конце марта 2020 в связи с эпидемией коронавируса большинство субъектов РФ запретили деятельность гостиниц, санаториев и заведений общественного питания до 1 июня. Союз туризма и гостеприимства направил премьер-министру Михаилу Мишустину письмо с просьбой предоставить хозяйствующим субъектам данной отрасли субсидирование заработной платы сотрудников до 60% от фактической, либо дать отрасли кредиты с нулевой процентной ставкой в размере полной заработной платы с возвратом, начиная с января 2021 до января 2023 года.

Своё экспертное мнение по этой теме газете «Ингушетия» высказала кандидат социологических наук, доцент кафедры менеджмента и предпринимательского права Северо-Кавказского института РАНХиГС Юлия Золотарева:

«Предложенная мера будет выгоднее государству, чем выплата пособий по безработице, которая обойдется бюджету в 62 млрд рублей. Кроме того, безработица приведет к тому, что специалисты сферы сервиса и туризма начнут мигрировать в другие отрасли экономики, что противоречит стратегическому плану государства, где четко сказано об увеличении дохода от туризма к 2024 году до $15,5 млрд. На заседаниях правительства РФ обсуждался вопрос увеличения экспорта услуг до $100 млрд. При этом доля туризма в общем объеме экспорта услуг не превышала до сегодняшнего дня 10%.

По данным Центробанка, в 2017 году совокупный доход от экспорта туристических услуг составил всего $9,7 млрд. Данный тезис подтверждает актуальность поддержки отрасли туризма, гостеприимства и сервиса со стороны государства.

Конечно, новые условия развития рынка требуют принятия креативных решений среди сообщества сферы сервиса, туризма и гостеприимства. Но если заведения общественного питания могут ориентироваться хотя бы на получение дохода от кейтерниговых операций, обслуживая персонал стратегически важных предприятий, продолжающих работу в условиях пандемии; или ориентироваться на незначительную референтную группу, желающую удовлетворить эксклюзивные гастрономические потребности с доставкой на дом, то сфера санаториев и гостиниц лишена этих возможностей.

Понятно, что после пандемии и средства размещения (гостиницы, отели) и санатории найдут инновационные способы получения дохода, например, сдача в аренду нерентабельных площадей под коворкинг-центры или для проведения анимационных мероприятий масштабного характера, или возможен вариант открытых для прохожих лобби-баров.

Сейчас в условиях крайней стагнации рынка потребители услуг сферы гостеприимства и туризма подтверждают необходимость сохранения этой отрасли, поскольку туризм и гостеприимство — это не только отдых и развлечения, а это незабываемые эмоции, впечатления, знакомства, познание новой культуры и традиций, развитие толерантного общения среди народов мира».

Пока эксперты очень осторожны в прогнозах о времени выхода туризма из коллапса, поскольку это напрямую зависит от снятия ограничений, а сейчас карантины не отменяются, а только вводятся или ужесточаются. Но все они единодушны в том, что после долгого вынужденного сидения дома люди захотят путешествовать еще больше, чем прежде.