Гаджеты детям

Запретить нельзя помиловать — уж, думайте сами, где поставить запятую

0

Современный ребёнок живёт в информационном поле, даже скорее в нём существует. Плюсы и минусы прогресса не отделимы. Но гаджеты? Как быть с ними. Запретить или ограничить? Врачи, IT-визионеры и родители никак не могут определиться с оптимальной стратегией воспитания детей в эпоху информационных технологий.

В 2018 году было запущено приложение Messenger Kids от «Фейсбука», призванное оградить детей от взрослых соцсетей. Было принято решение ВОЗ по зависимости от видеоигр — «это заболевание, если игры берут верх над остальными жизненными интересами». Дискуссия о запрете смартфонов и иных гаджетов в российских школах развернулась летом прошлого года. Тогда министр просвещения Ольга Васильева высказалась против такой меры, хотя и подчеркнула, что ученикам младших классов смартфоны не нужны. Также не поддержали эту идею и в правительстве РФ. Вице-премьер Татьяна Голикова предложила не запрещать, а как-то регламентировать их использование.

Но будущее за цифровым веком. И запрет никогда не давал необходимый результат. Как быть? Как использовать смартфоны в целях воспитания и обучения? Возможно ли в принципе, запретить или разрешить, тем самым снизив эффективность обучения, или рационально использовать, приняв правила и соглашения со всеми участниками воспитательного и образовательного процесса?

Вообще, большинство руководителей технологических компаний ограничивают своих детей во времени, которое они проводят у экранов — будь то компьютеры, смартфоны или планшеты. Когда Стив Джобс еще был жив и руководил Apple, то запрещал своим детям слишком долго работать за iPad. «Мы ограничиваем время, которое дети дома тратят на новые технологии», — ответил он однажды в своём интервью журналисту. В семье Джобса даже существовал запрет на использование гаджетов по ночам и в выходные дни.

Алекс Константинополь, директор OutCast Agency, говорит, что его младший пятилетний сын вообще не использует гаджеты на протяжении рабочей недели. Двое других его детей, которым от 10 до 13 лет, могут пользоваться планшетами и ПК в доме не дольше 30 минут в день.

Эван Уильямс, основатель Blogger и Twitter, говорит, что их двое сыновей могут пользоваться гаджетами не дольше часа в день.

Исследования показывают, что дети до десяти лет особенно восприимчивы к новым технологиям, и подсаживаются к ним как на наркотики. Исследователи говорят, что запрещать пользоваться гаджетами бессмысленно, а вот ограничить нужно. Так, детям от шести до четырнадцати лет от 30 минут до 2-х часов в сутки. После четырнадцати лет можно снимать ограничения.

В недавнем социологическом опросе россиян об отношении к запрету мобильных телефонов в школах, 62% поддержали запрет, а это на 6% меньше, чем в прошлом году. Такие данные предоставил Всероссийский центр исследования общественного мнения (ВЦИОМ). Также меньше россиян поддержали точку зрения о том, что запрет смартфонов положительно скажется на учебном процессе. В прошлом году так ответили 69% респондентов, в этом году — 62%. Чаще всего соглашались с такой запретительной мерой женщины (70%) в возрасте от 45 до 59 лет (72%), а также родители детей, у которых нет гаджетов (84%). В целом, 55% опрошенных не поддерживают идею полного запрета телефонов в школах.

Вместе с тем спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко оценила запрет положительно. Она выразила уверенность в том, что если у ученика не забрать телефон во время уроков, то учиться он не будет.

Что же об этом думают наши родители, педагоги и пользователи социальных сетей? Вот несколько подборок на эту тему.

Хадишат Чакиева, учитель начальных классов: «Как учитель начальных классов, я бы предложила следующий вариант решения этой проблемы. А это действительно проблема. Гаджеты, считаю, блокируют мышление ребёнка, поэтому их использование на уроках начального обучения я бы запретила совсем. Но понятно, что избавиться от них в век информационных технологий просто невозможно. Потому разрешила бы гаджеты на одной из перемен. Но только на одной. Это в идеале. А как в жизни справиться с этим, пока не представляю себе. Сама же просто запрещаю своим ученикам их использовать. На переменах стараюсь, чтобы они как можно больше двигались».

Ахмед, пользователь соцсетей: «Затронута интересная тема. Но говорить о запрете — это абсурд. Например, сможет ли взрослый себя ограничить в пользовании гаджета, если ему необходима какая-либо информация для работы. Тут то же самое. Детей необходимо учить пользоваться гаджетами. Нужно в обязательном порядке вводить электронные учебники. Сейчас для ребенка планшет это только игрушка, когда для взрослого это рабочий инструмент. Вот и детей надо к этому же привести».

Мадина Колоева, родитель: «Интернет хорошая вещь. Здесь много поучительных игр и для детей. Надо только научить их пользоваться с умом. А если говорить о школе, то сегодня основной процент учителей сами в совершенстве не умеют пользоваться современными технологиями, потому и предлагают запрет. А ведь можно было проводить очень интересные занятия, подключив и интерактивную доску. Она в принципе бездействует в школах. Но я, наверное, говорю о школах будущего. За этим оно и стоит. Так что по всему видно, что гаджеты запретить нельзя. А вот ограничения вводить надо. Какие и как, тут уже думайте сами. По моему мнению, всё упирается в то, чтобы направить ученика в нужное русло».

Яхи Дударова, педагог: «Запретила бы использовать их на перемене. Мозг должен отдыхать. А на уроках учитель должен увлечь детей в образовательный процесс, чтобы им некогда было смотреть в телефон. Или использовать их по надобности, как дополнительный источник знаний или как справочник, как подсказчик. Почему бы и нет?»

Илез Мамилов, учащийся 11 класса: «Всю информацию сегодня, без помощи смартфонов, запомнить невозможно. И старшему поколению, и всем чиновникам, ратующим за запрет, пора бы понять, что назрело время пересмотреть форматы образования. Гаджеты — помощники, если грамотно их внедрять в школу».

Луиза Котиева, родитель: «Постоянный доступ к интернету ухудшает знания. Я за то, чтобы у моего ребёнка в школе забирали телефон».

Адам Чахкиев, программист: «Смартфоны, конечно же, отвлекают детей, но и помогают им ориентироваться в цифровой индустрии. Сегодня вон, смотрите, на новых технологиях строится мир. В школе они отчасти выполняют роль «санитаров леса». Выявляют все изъяны педагогической работы и воспитательного процесса. Дети выкладывают в интернет всякого рода недочёты. А это уже, знаете, контролирующая система со стороны учащихся и невыгодна ни учителям, ни руководству, ни министерствам образования. Надо учесть все нюансы и не запрещать смартфоны в школе, что практически невозможно, а регулировать их использование».

Марем Евлоева, педагог: «Дети по любому найдут способ обойти запрет. Ни к чему хорошему это не приведет. А прогресс всегда пугает. Страх у нас на уровне инстинкта. Но не надо бояться собственной тени. Надо идти в ногу со временем. Мы отнимаем у детей то, с чем им дальше жить. А минусы гаджетов — это всего лишь недочёты образовательного и воспитательного процесс. Сегодня, смотрите, семья нацелена на материальный достаток, без всякой духовности, а школа — на сдачу ЕГЭ. Вот где наши враги, а не сматрфоны».

Залина, пользователь соцсетей: «У нас слетел интернет, и я сказала детям (11 и 15 лет), что починят только через неделю. Сначала они ходили угрюмые, а через неделю начали гулять больше и мне помогать. И мы договорились, что в телефонах они могут проводить только 30 минут в день. Пока соблюдают договоренность. Будут нарушать, интернет опять «сломается».

Руслан, пользователь соцсетей: «Мое предложение — с определенного возраста учить детей правильно пользоваться интернетом, обучать искать нужную информацию, и работать на таких программах, как «Ворд», «Фотошоп», «Автокад». Я за то, что хорошо воспитанного и разумного ребенка можно и нужно познакомить с современными технологиями. Ведь нашим детям придется жить в индустриальном мире. Надо не ограничить чадо от плохого, а подготовить его к неизбежной встрече со всем этим злом! Конечно же, под бдительным присмотром и помогая в сложных моментах...»

Резюмируя сказанное, всё же признаемся себе, что мы бессильны в борьбе с нарастающим новым явлением. Но клин, говорят, клином выбивают. А может, использовать метод бывшего редактора западного журнала Wired, исследующего влияние компьютерных технологий на культуру, экономику и политику, Криса Андерсона, который для своих пятерых детей, от 5 до 17 лет, настроил девайсы таким образом, чтобы каждый из них мог быть активирован не более пары часов в сутки. «Это потому, что я вижу опасность чрезмерного увлечения интернетом, как никто другой. Я видел, с какими проблемами столкнулся я сам, и не хочу, чтобы эти же проблемы имели мои дети», — объяснил он.

Только вот вопрос, как настроить эти самые «девайсы» без компьютерных знаний, чтобы в борьбе с современными технологиями не пользоваться старым дедовским методом?

Добавить комментарий

Новости