Медицинские ноу-хау от «Toyota»

В медицинские учреждения Ингушетии внедряются технологии менеджмента, позаимствованного у японского автоконцерна

Походы в поликлинику вместе с детьми раньше представляли собой серьезные испытания для родителей. Ожидание в длинной очереди с больным, капризничающим ребенком на руках изматывало и нервы, и терпение матерей.

Ситуация стала меняться, когда в рамках реализации национального проекта «Здравоохранение» в Ингушетии было разработано пять региональных проектов, в числе которых и такой проект, как «Бережливая поликлиника». Он был инициирован Президентом страны Владимиром Путиным. В своем ежегодном обращении к российским парламентариям 20 февраля Владимир Путин поручил принять стандарты работы «Бережливых поликлиник» и утвердить правила их аттестации с учетом лучших региональных практик.

Суть «Бережливой поликлиники» — в сбережении ресурсов, времени и нервов всех участников процесса. Для этого была разработана новая логика приема и распределения посетителей, работы врачей и лабораторий, больные и здоровые пациенты разведены по разным коридорам.

Амбулаторно-поликлиническая помощь специалистами первичного звена здравоохранения — наиболее востребованный вид оказания медицинских услуг. Теперь, чтобы попасть к нужному врачу, не придется стоять за регистрационной стойкой, и это основная цель «бережливой» регистрации пациентов.

В Ингушетии изменения заметны прямо с порога Детской республиканской поликлиники, где успешно начали внедрять новую систему обслуживания пациентов.

Разделение потоков больных начинается еще до регистратуры. На входе в медицинское учреждение стоят информационные щиты, сообщающие родителям, что ребенка, нуждающегося в экстренной помощи, надо вести в левое крыло здания, где имеется стационарное отделение и ребенку будет оказана первая помощь. Это единственное место, где есть живая очередь. Но движется она, по словам пациентов, быстро, в том числе и у врачей, принимающих по записи, — педиатра и узких специалистов.

Регистратура располагается в холле детской поликлиники. Здесь посетителей разделяют на больных, которым нужна неотложная помощь, на тех, кто пришел в плановом порядке — по записи, на тех, кто за профилактической прививкой, и на тех, кто «только за справкой». В обычной поликлинике все эти пациенты стоят в одной очереди.

Для разделения потоков в холле также установили информационные стенды. Указателями на стенах и специальных стойках обозначены нужные отделения. Растерявшемуся человеку показывают дорогу администраторы — специалисты, которые работают в залах, коридорах отделений. Они также дают контакты колл-центра, где можно предварительно записаться на прием. Раньше таких сотрудников в поликлинике не было.

«Грамотно организовать работу регистратуры, сократить время поиска медкарты и ожидания пациентов у кабинета врача, а также создать колл-центр для предварительной записи — все это часть только одного из запущенных медучреждением проектов по улучшению оказания первичной медико-санитарной помощи. Благодаря новой модели регистрации пациентов она намного упростилась. Врач принимает в точно договоренное время без каких-либо очередей», — рассказала о новой практике поликлиники Дали Котиева, заведующая центром здоровья детей РДП.

По ее мнению, обслуживание пациентов стало доступным и эффективным, в том числе и благодаря работе, направленной на сокращение времени прохождения профилактического осмотра. Если раньше, чтобы обойти всех необходимых специалистов, уходило несколько дней, сейчас же обследование не занимает больше одного дня.

Проект «Бережливая поликлиника» также успешно развивается и в плане получения и маршрутизации рецепта. Теперь за выпиской необходимого медикамента пациентам достаточно посетить кабинет дополнительного лекарственного обеспечения.

В поликлинике ввели новую информационную систему «Канбан». Слово «канбан» с японского переводится как «карточка» или «сигнал». Впервые система была внедрена концерном «Toyota» для того, чтобы запасы деталей в помещениях не накапливались, а их количество соответствовало потребностям на конкретных производственных этапах. Предложенная компанией идея универсальна и применима практически во всех сферах.

Также и слово «бережливая» заимствовано из западной концепции «бережливого производства», направленного на устранение всех видов потерь. Впервые ее принципы были сформулированы на автозаводе «Toyota» в Японии.

Система карточек «Канбан» в медицине позволяет медучреждению эффективно управлять любыми запасами лекарств и изделий медицинского назначения, а также любыми товарными остатками. Что дает использование этой системы в медицинских учреждениях? Благодаря ей, в отделениях и аптеке налажена работе по эффективному управлению запасами медикаментов. Запасы препаратов и медицинские изделия распределяются между отделениями точно в нужное время. Исключается хранение и применение препаратов, срок годности которых истек, повышается качество лекарственной безопасности. Оперативно устраняются дефектуры, повышается доступность фармакотерапии.

Также система «Канбан» позволяет своевременно ликвидировать сверхнормативные запасы препаратов и большие складские помещения. Помещения и мебель освобождается для решения других задач. Вместе со всем этим освобождается и рабочее время медсестер и старших медсестер, так как они меньше времени уделяют заполнению бумаг, оно уделяется уходу за пациентами отделения.

После апробации в нескольких регионах, в числе которых поликлиники Красноярского края, данный метод был рекомендован для всех многопрофильных организаций здравоохранения, особенно регионального и межрайонного уровня.

В свете распространения системы «Бережливая поликлиника» и других экономичных технологий для медицины, до 2021 года в республике в рамках нацпроекта будет внедрена лабораторно-информационная система, которая подразумевает внесение результатов медицинских анализов в Единую государственную информационную систему и в электронную медицинскую карту.

В рамках нацпроекта «Здравоохранение» в Республиканскую детскую поликлинику уже поставлены два лабораторных аппарата — анализатор мочи и биохимический анализатор, которые позволяют менее чем за минуту выполнить исследования по 19 параметрам. Это значит, что поликлиника может обслуживать большее количество детей в смену, а родителям не приходится долго ждать результатов. Возросла и достоверность исследований. Также на сегодняшний день новым оборудованием оснащены и кабинеты офтальмолога, гастроэнтеролога, аллерголога.

— От эффективности и качества оказываемой медико-санитарной помощи зависят очень многие важные параметры. Это продолжительность жизни людей, демография и вообще в широком смысле этого слова здоровье людей. Вместе с тем необходимо учитывать аварийность помещений при приеме больных, нехватку медицинского персонала и достаточность их заработной платы. Но эти проблемы, связанные с первичным звеном медицины, стоят на самом верху нацпроекта «Здравоохранение», и мы уверены, что они тоже будут решены в ходе его реализации, — считает Дали Котиева, заведующая центром здоровья детей РДП.

Президент Владимир Путин указал, что в 2021 году все детские поликлиники нужно полностью перевести на новые стандарты.

Напомним, что ожидаемый объем федеральных инвестиций на реализацию нацпроекта в 2019-2021 годах составит более 1,2 млрд рублей. В Ингушетии в составе нацпроекта «Здравоохранение» утверждены паспорта шести региональных проектов, в числе которых «Бережливая поликлиника» и «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи».