Для удобства населения

В Ингушетии будут развивать безналичные расчеты и повышать доступность финансовых услуг

0

Общий уровень дигитализации финансовых услуг, имеющийся тренд развития платежных технологий, реализация федеральной целевой программы «Цифровая экономика» всё меньше места оставляет архаичной привычке рассчитываться наличными деньгами. В целом общие показатели развития безналичных расчетов в России — это подтверждают (порядка 45% объема платежей посредством платежных карт осуществляется в безналичном порядке).

Но Ингушетия удивительна во всем и не только климатом и природой, но и любовью населения и субъектов МСП к «наличным». В связи с этим Южным ГУ Банка России проводится цикл мероприятий, направленных на развитие безналичных расчетов, повышение доступности финансовых услуг для населения.

В данной связи, в рамках обеспечения комплексного подхода по повышению доли безналичных расчетов на подведомственной территории, Южное ГУ Банка России уделяет существенное внимание развитию национальной платежной системы, финансовых рынков, вопросам конкуренции на финансовом рынке, при этом ключевым вопросом является равный доступ каждого гражданина нашей страны к предоставляемым финансовым услугам.

Именно эту проблему обсудили недавно в Магасе в здании регионального правительства, где прошло расширенное совещание с участием премьера Константина Сурикова, замначальника Южного главного управления Банка России Александра Гостева, директора по развитию продуктов, цифровых и технологических сервисов АО «Национальная система платёжных карт» Марии Точиловой, директора по продажам АО «Национальная система платежных карт» Дмитрия Бувина, директора направления платежных сервисов Юго-Западного банка ПАО «Сбербанк» Игоря Основина и исполнительного директора Департамента управления и развития региональной сети АО «Россельхозбанк» Марины Дзюкаевой.

Безналичный расчет

Открывая совещание Александр Гостев отметил, что количество учреждений банковской системы на территории Ингушетии, в расчете на 1 млн жителей, по состоянию на 1 июля 2019 года составило 28 единиц (в СКФО — 86 единиц, в среднем по России — 207 единиц).

«Необходимо отметить, что тренд на снижение институциональной обеспеченности населения прослеживается во всех регионах в рамках общероссийской тенденции в связи с сокращением кредитными организациями операционных расходов и оптимизацией сети присутствия. Вместе с тем отмечается увеличение количества банковских офисов в Республиках Ингушетия — с 26 до 28 ед. на 1 млн жителей, по сравнению с данными на 1 июля 2018 года», — сказал Гостев.

По его словам, что касается инфраструктуры по приему платежных карт, то по состоянию с 1 июля 2018 года в республике она увеличилась на 13,5%, (в СКФО — почти на 15,0%), а также увеличился темп ее роста, он превышает аналогичный показатель по стране (7,0%).

«В абсолютных цифрах это 918 устройств на территории Ингушетии (более 63,0 тыс. устройств в СКФО). При этом обеспеченность инфраструктурой по приему платежных карт в расчете на 1000 жителей Ингушетии составляет 2,0 устройства, СКФО — 6,6 устройства, уступая в разы аналогичному показателю по России в целом — 21,1 устройства», — отметил Гостев.

В ходе электронной презентации был показан рейтинг регионов СКФО по обеспеченности инфраструктурой, где Ингушетия занимает последнее место по обеспеченности (2,0 устройства на 1 тыс. жителей), лидером является Ставропольский край с обеспеченностью 14,6 устройства на 1 тыс. жителей, при этом данное значение существенно ниже среднероссийского показателя (21,1 устройства на 1 тыс. жителей).

Было отмечено, что на территории Ингушетии на 1 августа текущего года выпущено более 290 тыс. платежных карт, из них 136 тыс. — это карты платежной системы «Мир» (46,8%), СКФО — 8,0 млн карт, из них 2,6 млн — это карты платежной системы «Мир» (32,5%).

По словам директора направления платежных сервисов Юго-Западного банка ПАО «Сбербанк» Игоря Основина, почти 45% общего объема «карточных» операций в Ингушетии приходится на операции по картам «Мир» (в СКФО — 25%). При этом перспективы увеличения количества платежных карт значительны, отмечают низкую обеспеченность жителей регионов СКФО, в том числе Ингушетии, относительно показателей РФ и других федеральных округов.

Так, анализ операций, совершенных на территории Ингушетии с использованием платежных карт, за первое полугодие 2019 года по сравнению с аналогичным периодом 2018 года показал, что количество данных операций возросло на 18,1% (РФ — 30,6%, СКФО — 27,2%) и составило 3,3 млн операций, а их объем увеличился на 8,2% (РФ — 12,3% , СКФО — 10,0%) и достиг 22,6 млрд рублей. При этом налично-денежный оборот демонстрирует гораздо более скромную динамику (темп прироста показателей на 1 июля 2019 г. к 1 июля 2018 г. — 4,9%), что говорит о поэтапном развитии безналичных расчетов.

В ходе совещания также была отмечена и доля безналичных расчетов с использованием платежных карт, и в общем объеме «карточных» операций в Республике Ингушетия за первое полугодие 2019 года составила 5,5% (+0,8 п. п. к аналогичному периоду прошлого года), при аналогичном показателе в среднем по СКФО 20,0% (+3,3 п. п.), по России — 45,8% (+5,9 п. п.).

Из представленных показателей понятно, что динамика по региону скромная даже в сравнении со средними показателями СКФО. Это говорит о необходимости продолжения системной работы, направленной на стимулирование безналичных расчетов и платежных инноваций, повышения институциональной обеспеченности на территории СКФО, в том числе доступности финансовых услуг для населения.

При этом использование безналичных платежей способствует сокращению доли теневого сектора и росту оборачиваемости денежных средств в экономике, сокращению кассовых разрывов, а также повышению доходной части бюджетов всех уровней.

Интересно отметить, что ввиду недостаточной институциональной обеспеченности и обеспеченности банковской инфраструктурой по приему платежных карт, жители СКФО активнее используют платежные карты в сети Интернет и посредством мобильных устройств. На долю указанных операций в СКФО в среднем приходится 36,6% их совокупного объема (против 28,0% в ЮФО). Кроме того, на данном фоне выделяется Республика Ингушетия с показателем 48,7%.

Обозначив ключевые показатели, отражающие уровень развития безналичных расчетов, а также степень доступности финансовых услуг в целом в СКФО и Ингушетии, собравшиеся остановились непосредственно на мероприятиях, проводимых Южным ГУ Банка России по данному направлению.

Так, Южным ГУ Банка России совместно со службой по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России разработан план мероприятий по повышению финансовой доступности на отдаленных, малонаселенных и труднодоступных территориях республики, и приказом Банка России утверждена «Дорожная карта» его реализации.

«В связи с этим в качестве основных предпосылок для запуска регионального проекта в республике необходимо отметить наибольшую в РФ плотность населения, приходящегося на одну точку доступа к финансовым услугам и индикатор финансовых знаний», — отметил Гостев.

По его словам, необходимо сформировать «дорожную карту» для повышения уровня доступности финансовых услуг и межведомственную рабочую группу.

«Конечно же, самое основное — это качественное проведение запланированных мероприятий в установленные сроки», — добавил Гостев.

Эквайринг

Также среди представленных проектов, была представлена система Cash Out — сервис по выдаче клиентам — физическим лицам держателям банковских карт наличных денежных средств в организациях торговли (услуг).

Данный проект является альтернативой банкоматной сети (с начала года запущен в каждом из регионов СКФО, на территории Ингушетии на 1 июля 2019 года зарегистрировано 84 точки (СКФО — 2,7 тыс. точек).

По словам Гостева, немаловажным является развитие инициативы по открытию передвижных пунктов кассового обслуживания (ППКО).

Кроме того, Южное ГУ Банка России активно взаимодействует с Почтой России по расширению точек оказания финансовых услуг. В том числе достигнуты договоренности о предоставлении возможности размещать материалы по финансовой грамотности в отделениях почтовой связи, о предоставлении информации об отделениях Почты России без доступа к сети Интернет.

Получают развитие и инновационные платежные сервисы — оплата по QR-коду, в том числе посредством системы быстрых платежей. Фактически данные сервисы являются альтернативой «традиционного» эквайринга с более лояльными для субъектов МСП комиссиями.

«В этой связи акцентирую ваше внимание на ключевой инициативе Банка России по развитию розничного платежного пространства и повышению финансовой доступности — системе быстрых платежей (СБП). Это важнейший инфраструктурный проект национального значения. Реализация проекта, с одной стороны, позволит обеспечить равный доступ участников рынка к данному сервису, а с другой — предоставит нашим гражданам удобный, доступный и надежный сервис для осуществления онлайн-платежей в круглосуточном режиме», — сказала директор по развитию продуктов, цифровых и технологических сервисов АО «Национальная система платёжных карт» Мария Точилова.

Она отметила, что система быстрых платежей позволит повысить доступность финансовых услуг для населения, в том числе в удаленных районах, поддержит развитие конкуренции на финансовом рынке и будет способствовать снижению издержек его участников. ЮГУ проведена презентация проекта для КО СКФО, также проводятся регулярные лекции в рамках мероприятий по ФГ.

«Еще одним весомым элементом, который, безусловно, будет способствовать повышению доступности финансовых услуг и развитию конкуренции на финансовом рынке, является предоставление финансовых услуг дистанционным способом. Внедрение механизма удаленной идентификации клиентов позволит в ближайшее время существенно упростить порядок дистанционного предоставления клиентам финансовых услуг, путем подтверждения личности физического лица с использованием их биометрических данных», — добавил Точилова.

В настоящее время банки постепенно оснащают свои отделения необходимым для сбора биометрии оборудованием.

Маркетплейс

В ходе совещания была затронута система «Маркетплейс» — новый электронный канал реализации финансовых продуктов, базирующийся на принципах надежности и удобства для клиентов, работающий в режиме 24/7.

Цель проекта — организация системы дистанционной розничной дистрибуции финансовых продуктов (услуг) и регистрации финансовых сделок.

«Маркетплейс» призван, с одной стороны, обеспечить равный доступ пользователей услуг к финансовому рынку, с другой — сформировать предпосылки для развития конкурентной среды и оптимизации финансовых сервисов. Среди преимуществ проекта — улучшение ситуации с финансовой доступностью, в частности за счет снятия географических ограничений. При этом пользователи получат дистанционный доступ к финансовым услугам в режиме 24/7 и широкую линейку финансовых продуктов.

«В этой связи отмечаю, что от уровня финансовой грамотности населения зависит потребительская активность на рынке финансовых услуг, их желание использовать инновационные инструменты. Южным ГУ и Отделением-НБ Республика Ингушетия на постоянной основе проводятся лекции, семинары и вебинары для различных категорий граждан. Это школьники и студенты, дети-сироты, дети в лагерях отдыха, это взрослое население и пенсионеры, педагоги школ, волонтеры, военнослужащие, малые и средние предприниматели», — сказал представитель Центробанка.

Помимо очного обучения, Банк России проводит онлайн-уроки для школьников, студентов ссузов, воспитанников детских домов. Проект всероссийский, и в прошлом году СКФО занял первое место среди федеральных округов (охват школ-участниц 47,6%), по итогам весенней сессии — третье место (охват школ 31,6%), но итоги 2019 года будут подводиться с учетом весенней и осенней сессии в текущем году.

Очередная осенняя сессия стартовала 18 сентября и продлится до декабря месяца.

«При этом обращаю внимание на имеющийся у республики потенциал по данному вопросу. Так, по итогам трех недель осенней сессии регион располагается на 71-м месте в общероссийском рейтинге (ранее, по итогам весенней сессии, республика занимала 64-е место по уровню охвата школ). Предлагаю сконцентрировать усилия по данному направлению для улучшения позиции региона в общероссийском рейтинге», — сказал Гостев.

Было отмечено, что на территории сельского поселения Алкун Сунженского района стартовал пилотный проект по организации точек финансового просвещения.

«Первый выезд запланирован на 16 октября. Мы рассчитываем, что данный проект будет тиражирован во всех регионах СКФО. Соответствующие поручение получили Отделения-НБ. В целом проект направлен на выработку у населения практических навыков и теоретических знаний о дистанционном получении финансовых услуг, в том числе о порядке и способах безналичных расчетов. В этой связи просьба к органам исполнительной власти — рассмотреть возможность оказания содействия в предоставлении помещений в рамках данного проекта», — резюмировал Гостев.

В завершение было отмечено, что в реализации столь масштабного проекта участвуют специалисты Банка России, региональные и муниципальные органы исполнительной власти, управления федеральных органов исполнительной власти, банковское и страховое сообщество, некредитные финансовые организации, НСПК, территориальные подразделения «Ростелеком» и Почты России, ведущие федеральные и региональные операторы сотовой связи, нефинансовые организации.

Добавить комментарий

Новости