Человек труда

В «Ингушэнерго» рассказали об одном из самых добросовестных специалистов компании

В детстве Башира Мержоева, начальника службы подстанций филиала «Россети Северный Кавказ» — «Ингушэнерго», манила романтика поездов дальнего следования, все связанное с подвижными составами, метро и в целом железной дорогой.

В 1983 году мечта привела выпускника одной из карабулакских школ в город Омск на факультет «Электрический подвижной состав» Омского государственного университета путей сообщения. Однако с первого раза поступить в заветный вуз не получилось. Чтобы не тратить время впустую, Башир поступает в одно из омских ПТУ на факультет «Силовые и осветительные агрегаты». Практику выпускник—краснодипломник проходит на «Сибзаводе» — одном из крупнейших заводов страны по производству сельхозтехники.

И уже в 1984 году успешно проходит вступительные испытания в ОмИИТ — учится, грезит о работе в московской подземке. Но, жизнь мужчины, как правило, подчинена не мечтам, а чувству долга. На втором курсе транспортного вуза мама будущего энергетика заболела. К тому же материальное положение семьи пошатнулось, и отец вызвал сына домой. Работы в республике не было, Башир в составе строительных бригад выезжал в регионы центральной России. И только в 1995 году знакомый предложил ему вакансию в «Ингушэнерго».

«Самыми сложными были периоды гуманитарных кризисов, которые один за другим накрыли Ингушетию вначале 90—х и нулевых. Бесчисленные пункты временного проживания беженцев были главной головной болью. О профилактике и техническом обслуживании энергооборудования и речи не шло. Работали в режиме «скорой помощи»: то тут авария, то здесь. Особенно зимой трудно было, когда груз ответственности от мысли, что где—то люди сидят без света, а значит без тепла, давил особенно сильно», — делится Башир.

Часто выезды оперативно — ремонтных бригад были сопряжены с риском для жизни — в период боевых действий в Чечне, специалистам приходилось «латать» сеть либо на приграничных территориях, либо непосредственно на территории воюющей республики.

«Власти сопредельной республики часто за помощью обращались к ингушским энергетикам. В нашем распоряжении было только светлое время суток. С наступлением темноты, охранявшие нас солдаты, говорили, что не смогут обеспечить должный уровень безопасности. В то время ремонты проходили в присутствии первых лиц руководства Чечни, настолько принципиальный характер приобретало порой время восстановления энергоснабжения того или иного населенного пункта», — вспоминает энергетик.

Сегодня Башир и его команда отвечает за ремонт и эксплуатацию 26 питающих центров: 25 расположены на территории республики, один в Кизляре. Последний запитывает местный водозабор, который обеспечивает водой Малгобекский район.

«Я часто думаю, что для большинства жителей человеческое лицо республиканской энергокомпании — контролеры, напоминающие о необходимости своевременной оплаты за потребленный ресурс. И вряд ли это лицо вызывает сплошь позитивные эмоции. Так уж устроен человек. Ему не нравится, когда напоминаешь о взятых на себя обязательствах, — улыбается он. — Но, я бы, все же, предложил им представлять в такие минуты и лица других моих коллег. Тех, которые в праздники и выходные, не считаясь со временем, отправляются на аварийные выезды. Вот если, к примеру, к таким общегосударственным праздникам как День победы, или Первомай на предприятии всегда готовились загодя — формировали список дежурных и количество аварийных бригад, то ведь с Курбан—байрамом и праздником разговения дела обстояли иначе. Эти дни лишь в последнее время стали объявлять выходными. Но и тогда, на добровольных началах, я и мои коллеги дежурили на подстанциях, с одной лишь мыслью — «лишь бы не испортить людям праздник». И о том, что для нас эти торжества не менее значимы, даже не вспоминали. В энергетику ведь по—другому нельзя, только всей душой».