Достойно прожитая жизнь

Ушёл из жизни один из первых профессиональных кинорежиссёров Ингушетии, поэт и композитор Зелимхан Джаниев

0
Зелимхан Джаниев (слева) с Темерланом Дзейтовым

Это был настоящий человек, мужественный, неподкупный и глубоко порядочный, истинный патриот своего народа, профессиональный и талантливый кинорежиссёр, поэт и композитор, безгранично преданный своему любимому делу.

Родился Зелимхан Ахметович в городе Владикавказе 29 октября 1938 года. Не дожил до своего 82-летия всего пару месяцев.

В шестилетнем возрасте Зелимхан Джаниев оказался вместе со своим народом в далёких степях Казахстана. До последнего дня он помнил эту трагическую страницу в жизни ингушского народа, которая нашла отражение и в его творчестве, в частности в художественно-документальной повести «Память не прощает».

Ещё до высылки, в детском саду в селении Октябрьское (ингушское селение Шолхи), откуда он родом, Зелимхан играл на балалайке и подпевал звонким голосом: «Синее море, красный пароход...» — строки из революционной песни, которую он всегда напевал с таким же детским азартом. Этому искусству его обучила тётя — Фатима Базоркина, заведующая садиком.

Его желание петь и склонность играть на музыкальных инструментах заметили и школьные педагоги в казахстанском городке Макинке, где он учился. Под руководством такого же спецпереселенца, как и он, немца Йогана Фишера он стал солистом детского ансамбля, который принимал участие и одерживал победы в фестивалях и конкурсах городского, межрайонного и республиканского значения.

Накопленный творческий опыт не оставил сомнения в выборе его будущей профессии. По окончании средней школы он поступил в Днепропетровское театральное училище.

На пути к своей мечте

Говорят, в жизни случайного ничего не бывает. Это изречение можно смело отнести и к судьбе Зелимхана Ахметовича.

В Макинке по соседству с ними жила украинская семья, тоже ссыльная. Общее горе, общая тоска по родине, хотя у каждой семьи она была своя, сплотили их. Жили они душа в душу, пока украинцы не вернулись в Днепропетровск. Расставание, конечно же, было тяжёлым, но связь между ставшими уже близкими и родными людьми не была потеряна. После окончания школы Зелимхан едет в гости к своим друзьям.

Недельку погостив у них, он собрался было обратно в дорогу, но перед самым отъездом услышал о Днепропетровском театральном училище. Условие, что надо выучить украинский язык, потому что преподавание здесь шло на нем, его не испугало. На первом же туре талант молодого абитуриента был отмечен членами комиссии, что избавило его от прохождения последующих туров.

Время пролетело быстро. Своё профессиональное мастерство выпускник-отличник продемонстрировал двумя дипломными спектаклями: «Лес» Островского и произведение Карпенко-Карого.

Служба в армии — руководитель драматического театра

В 1961 году дипломированного актёра театра и кино призывают на службу в ряды Советской армии. Он попадает в город Чернигов, в полк связи. Но вскоре его переводят в особый отдел, где он руководит драматическим коллективом из 48 человек в гарнизонном Доме офицеров.

За годы службы он поставил 28 спектаклей! Это был настоящий успех. Областные и республиканские газеты пестрели материалами о новых постановках драматического коллектива под руководством Зелимхана Джаниева. По окончании срока службы он, по настоянию руководства части, продолжил свою работу, совмещая её с видеосъемками на базе местного Дома пионеров. Так он реализовывал свою давнишнюю мечту — стать кинорежиссером.

За несколько месяцев он подготовил короткометражный фильм — комедию «Прыг-скок», ставшую участницей всеукраинского конкурса. В газетах появились лестные статьи о зарождающемся молодом таланте. Последующие работы принесли Зелимхану Ахметовичу новые победы и одновременно поставили перед ним новую планку — стать профессиональным кинорежиссёром.

Борец за правое дело...

Следующая ступень его профессионального роста — Ленинградский институт театра, музыки и кино, факультет широкого профиля режиссуры, кино и телевидения.

А тем временем наступили события 1973 года, когда ингуши вышли на главную площадь Грозного с требованиями вернуть им отторгнутый Пригородный район. Они прошлись тяжёлым бременем по судьбе Зелихана Джаниева, в то время работавшего телеоператором на северо-осетинском телевидении, как и по всем мыслящим передовым представителям ингушской интеллигенции, которые подверглись разного рода репрессиям.

Зелимхан был исключён из партии. А это в те годы был сильный удар по карьере. Теперь его могли исключить из института, несмотря на то, что он был на последнем курсе. Однако преподаватели, это был мужественный поступок с их стороны, сумели загладить «вину» и сохранить студента, подающего большие надежды. В 1973 году Зелимхан приступает к преддипломной работе.

Этот проект был очень важен для него. Надо было не только оправдать надежды педагогов, но и передать в нём свою боль, своё гнетущее состояние по проблеме несправедливости, проявляемой властью к ингушскому народу. Ему удалось в 25-минутном художественном фильме «Следы» передать и трагизм, и героизм, и величие человеческой души. Что и нужно было молодому борцу за правое дело.

Речь в сюжете шла о ветеране войны. В буднях супруга из-за того, что он наследил на только что помытом полу, позволила себе нагрубить и накричать на мужа. Но тут случайно на выпавшей из альбома военной фотографии она увидела мужа среди однополчан, погибших в бою. «Боже мой, следы, — говорит она дрожащим голосом, — ведь не будет следов, не будет и его. А ведь многие ждут этих следов!»

Фильм прошёл с огромным успехом, его потом 15 раз выставляли в эфире северо-осетинского телевидения. К сожалению, он не сохранился в архиве и не дошёл до сегодняшнего зрителя, как и многие другие его фильмы.

Вслед за этой работой был уже дипломный проект — документальная кинолента «С первыми лучами солнца...». Она родилась случайно, впрочем...

Устав от раздумий и не находя нужной идеи, Зелимхан вышел прогуляться в сквер в центре Орджоникидзе (ныне Владикавказ). Сидя на лавочке, он заметил русского дворника с орденами и медалями, который просто наводил чистоту, продолжал жить и бороться.

«Вот она, идея картины, — подумал он, — человек остается человеком, где бы он ни был. Он боец и на полях сражений, и в быту, дарящий чистоту и знающий цену жизни».

Эта дипломная работа была удостоена высшей отметки за идею и высшей отметки за мастерство. В обоих фильмах он постарался сказать о чистоте помыслов и высоте человеческой души.

Профессиональный кинорежиссер

Будучи уже профессиональным кинорежиссером, Зелимхан снимал картины о счастливой советской жизни, о горбачевской перестройке, о последующих трагических страницах постсоветского пространства, но не подозревал, что скоро будет делать видеосъемки о трагических последствиях осени 1992 года, лишивших его в одночасье родного дома, места работы, друзей и коллег. Ему самому пришлось испытать тяжёлый моральный и физический надлом, будучи в заложниках в Майрамадаге, где он подорвал здоровье и откуда его чудом спасли друзья. Это был третий удар по судьбе Зелимхана Джаниева.

Но он продолжал бороться, отвоёвывая право на достойную жизнь.

Открытие телевидения Ингушетии — один из самых ярких моментов в воспоминаниях первого телеоператора Зелимхана Джаниева. Говорить о киноиндустрии, где все создавалось на голом месте, конечно же, не приходилось. Работа шла по созданию серии документальных фильмов: «Возрождение», «Храм науки», «Становление», «Запах земли», «Рожденный стать героем» о Герое России Мурате Оздоеве и т. д. Но реализовать режиссерские задумки по созданию художественных фильмов режиссёру не удалось.

В 2001 году он прекратил заниматься кинорежиссурой, оставив в памяти людей 24 фильма документального жанра, многие из которых, к сожалению, по халатности чиновников были просто утеряны.

Музыка и поэзия в жизни кинорежиссёра

Пылающий огонь разлуки с любимым делом погасили музыка и поэтическое творчество. Они теперь стали делом его жизни. Сегодня в коллекции поэта и композитора более пятидесяти произведений. Музыка наложена в основном на его собственные стихи.

Песни «Ингушетия», «Лесная прогулка», «Листопад», «Мой город Магас», «Малгобек», «Земля моя» и многие другие стали известны и популярны не только в Ингушетии, но и за её пределами. Многие из них великолепно воплотил в жизнь и народный артист Ингушетии, член Союза композиторов России, министр культуры республики Темерлан Дзейтов.

«Я на его стихи и музыку делал много аранжировок, — говорит он. — Очень талантливый был человек, удивительно добрый, удивительно энергичный. Человек с большой буквы. Несмотря на возрастной барьер, мы с ним были друзьями и часто проводили время за чашкой чая. Это был неугасающий творческий заряд».

Рядом с творческой личностью всегда были его родные и близкие люди. Ведь при всей кажущейся силе и неподатливости на разного рода нападки, от чего не защищена эта категория людей, они очень ранимы. Супруга кинорежиссёра Хава Джаниева и его дочь Фатима в этом плане были настоящими друзьями, которые были и первыми слушателями его произведений, и первыми зрителями его документальных фильмов.

В последние годы Зелимхан Джаниев долго болел. Но продолжал писать. Поэзия и песни стали его спасением. Из-под его пера вышли такие произведения, как «Память не прощает», «На изломе судьбы», «Кровник», «Ингуши» (поэма) и т. д.

Зелимхан Джаниев награждён почетными грамотами Главы Республики Ингушетия и Федеральной службы России по телевидению и радиовещанию за большой вклад в развитие отечественного кино и телевидения. Но всё же самая высокая его награда — это признание народа, это исполнение его песен, это признание многогранности его таланта.

«Я прожил сложную жизнь, но интересную, — говорил в своём интервью корреспонденту газеты «Ингушетия» к 80-летнему юбилею Зелимхан Джаниев. — Никогда ни на кого не нападал, только защищался. Никогда никого ни в чём не обвинял. Но ни перед кем и не прогибался. Чистым идти по жизни и до конца оставаться таковым очень нелегко, но я стремился к этому. Самое главное, сегодня мне вслед никто не скажет, что Зелимхан подлый или на него нельзя положиться. Как бы меня ни била судьба, я поднимался и прямо шёл навстречу трудностям».

Коллектив редакции газеты «Ингушетия» выражает свои соболезнования родным и близким Зелимхана Джаниева. Дала гешт долда цун.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.

Новости