И всё же, что это было — ВЛКСМ?

Со дня основания Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи — 98 лет

Что же это была за организация — комсомолия? Для меня, как и для многих людей, ответ на этот вопрос не может быть однозначным. Попробую как-то определиться с понятием, что такое вообще «комсомольская организация» для меня и многих моих сверстников через призму видения сегодняшнего времени.

Помню, когда меня принимали в комсомол. Мне было 14 лет. В то время среди нас, учащихся школы посёлка Карца, а мы все почти были представители ингушской национальности, ходили разного рода толки, типа того, что комсомолия — это идеология безбожников. Ни для кого не будет новостью, что вся коммунистическая идеология, в том числе и комсомольская, была атеистической. И в то же время своя вера была почти у каждого коммуниста и комсомольца. Но свои религиозные дела старались делать тихо, чтобы незаметно, и ни в коем случае публично. Это были такие времена.

Принимали в комсомол изначально самых-самых: отличников, хорошистов и активистов. Когда меня включили в список первых комсомольцев из нашего класса, во мне посеялись сомнения, как и во многих моих сотоварищах. Хотя мы понимали, что у нас нет выбора. И когда я спросила у своей бабушки, будет ли мой поступок предательством по отношению к религии, а она была очень мудрой женщиной, ответила мне так: «Скажи всем, кто тебя попробует упрекнуть, что верить в Бога тебе никто никогда не запретит, а комсомол — это просто необходимость сегодняшнего дня. Одно другому не помешает». Вооружившись таким образом «щитом бабушки», я и пошла в комсомол. Приблизительно такого рода восприятие комсомолии было у всех моих сверстников.

Я помню, как нас принимали в комсомол в райкоме комсомола, как задавали вопросы по уставу. Мы его учили от буквы до буквы. Готовились к вступлению очень серьезно. Мы должны были знать руководителей страны, партии, района. Все это как-то и дисциплинировало, сплачивало нас. Мы страшно волновались, когда давали клятву перед важными комсомольскими чинами, и расстраивались, если кого-то отправляли домой на «переэкзаменовку». Помню чувство гордости, когда поздравляли и объявляли, что ты теперь законный член комсомольской организации с комсомольским билетом на руках. Здесь тоже была целая философия, отношение к билету было сакральным, всё это культивировалось и появлялось ощущение, словно ты приобщился к чему-то важному, к чему-то историческому.

В комсомол мы тоже шли не просто так. Ведь до него были еще ступеньки: все мы были октябрятами, потом пионерами. А в комсомол приходили, уже являясь активными участниками общественной жизни. Воспитывали нас в те годы на идеалах комсомольской организации. Слово комсомол ассоциировалось с героическими участниками подпольной организации «Молодая гвардия», с главными героями советских фильмов. Один Павел Корчагин чего стоил!

Комсомолец — молодой рабочий, труженик села, работающий за штурвалом комбайна в ночные смены, добывающий уголь в шахтах, мерзнущий и строящий БАМ, ГЭС и тому подобное. Помнится, как мы проводили школьные комсомольские собрания, составляли план работы, вызывали на «чистку» двоечников, нарушителей порядка, а потом закрепляли за ними комсомольца, чтобы он выправил ситуацию.

Но бывало и наоборот. Случилась в нашей комсомольской организации такая вот парадоксальная история. К активистке частенько подсаживали неуспевающих учеников, которые, как правило, были и нарушителями дисциплины. В итоге с одним из таких у них получился подпольный тандем. За контрольную работу по математике или за сочинение, по просьбе той самой комсомолки-активистки, «сосед-двоечник» мог сорвать любой урок. Вместо «подтянуться» — произошло с точностью до наоборот. Правда, эта история огласку не получила. Так что всякое было и в нашей комсомолии.

Помнится и то, что в 1981 году отбор комсомольцев в нашей школе уже носил формальный характер. Развитой социализм в то время гонялся за цифрами, и потому всех желающих, а потом и нежелающих «силком» принимали в комсомол. Вот в то время в нас зародилось недоверие к самой системе, пришло понимание, что всё это формально. Это были первые шаги к развалу, как оказалось, не только комсомольской организации.

Сегодня для меня, да и для многих комсомол — это история, часть нашей системы, нашей жизнь, независимо от того, помнится ли вам хорошим или никаким комсомол. Мы рождены были и жили по тем законам. Нам есть что вспомнить, о чем поговорить и рассказать сегодняшнему молодому поколению. И вообще, история, по которой можно и нужно учиться.

Жизнь не стоит на месте. Многое сейчас изменилось, новое поколение молодежи имеет новые взгляды на жизнь и идеи. Проводятся и патриотические мероприятия, и спортивные состязания. Но видится нам, бывшим комсомольцам, что от этой организации всё же остался здоровый корень, который сегодня даёт ростки в виде различных молодежных организаций. Можно уверенно назвать их комсомолом. По своему содержанию они являются носителями комсомольского духа. Даже потому, что основная часть молодежи идет в эти организации не из карьерных соображений, а из идейных. Они стремятся к чему-то хорошему, при этом не преследуют никаких материальных интересов. Здесь, как и в комсомоле, утверждаются жизненные взгляды молодежи, их учат быть не равнодушными к людям, к тому, что происходит в обществе, приобретается первый опыт общественной работы. А это не помешает никакому общественному строю.

Может, я кого-то и утомила этим пространным рассказом об ушедшей в историю организации, но, друзья мои, что было, то было.