Жизнь во славу

Сергей Магомедович Чапанов — великий Учитель и бессменный творец

Его называют ингушским Макаренко или Сухомлинским. И это вполне обоснованно и заслуженно. Легенды и мифы об учителе, организовавшем в школе своеобразный островок счастья, непринуждённый процесс познания и созидания, ходили еще в 80-х годах прошлого столетия по всем уголкам нашей необъятной Родины. Он был необыкновенно простым и доступным, необыкновенно светлым и добрым, мудрым и неповторимо энергичным человеком. В этом была его гениальность. В этом было его величие.

Сергей Магомедович — ветеран труда, за плечами которого полувековой педагогический стаж работы, заслуженный учитель ЧИАССР, «Директор года — 1997». Награждён медалью «За трудовую доблесть». В принципе, всех его наград и регалий перечислить просто невозможно. Кто был с ним знаком, кто слышал о нём, тот знает, каким гениальным педагогом он был, какой чистой и незапятнанной осталась память о нём. А тем, кто не знал его, мы и хотим рассказать...

Начинал он свою деятельность учителем физики, в разные годы был директором ряда школьных учебных заведений, работал министром образования, был заместителем министра, но душа его всегда была с детьми. Фраза «Сердце отдаю детям», видимо, сказана была за него. Он был не просто учителем, он был человеком искусства, ибо педагогику во всём своём многообразии он понимал, как великое искусство, а учителей и детей считал участниками этого неповторимого творческого процесса.

Родился он в Казахстане, в семье участников Великой Отечественной войны. Его родителей свела военная судьба: отец был тяжело ранен под Кенигсбергом, а мама, полевая медицинская сестра, вытащила его с поля боя. Так они и познакомились.

Своё беспечное дошкольное детство Сергей Магомедович называет самой счастливой порой его жизни. Потом семья вернулась на родину, в селение Верхние Ачалуки Малгобекского района, где он окончил начальную школу. Учёбу в старших классах он продолжил в общеобразовательной школе № 38 города Грозного, куда они переехали семьёй. Здесь он открыл в себе тягу к познаниям в области физики и электроники, реализуя свои возможности в кружковой деятельности. Они собирали радиоприёмники и различные механические конструкции. Это увлечение стало определяющим в выборе его будущей профессии.

После окончания школы Сергей Магомедович поступил на физико-математический факультет Чечено-Ингушского государственного университета, на отделение физики. В 1973 году молодого специалиста направили работать учителем физики в школу № 17 селения Верхние Ачалуки. Способности молодого педагога были замечены в региональном ведомстве и вскоре его назначают директором восьмилетней школы № 22 в этом же сельском поселении. Потом возвращают в родную обитель на руководящую должность, в надежде на то, что в нашумевшей на всю республику своими криминальными историями, драками и поножовщиной, своим низким образовательным и воспитательным процессом школе, он наведёт порядок.

«До начала учебного процесса оставалось три дня, — вспоминал он в одном из своих интервью, — денег, разумеется, на ремонт не было. Собрал родителей, объяснил им ситуацию. Поддержали все: и педагоги, и родители, и дети. Красили, белили, строгали и пилили, стучали молотками. И первого сентября обновленная школа распахнула двери».

Сергей Магомедович навёл порядок за короткое время, говорят о нём коллеги сельской школы. Он умел разговаривать с каждым учеником на доступном ему языке. Драчунам, к примеру, он предложил выяснять отношения в спортивном зале, а не во дворе школы на виду у всех. Для этого даже купил боксерские перчатки. Ребята стали прятаться от него поначалу, а потом и вовсе перестали драться. То же самое было и с курением. Он сам лично следил за каждым учеником, склонным к этому делу. Скоро ни в школе, ни вокруг неё нельзя было увидеть ни одного окурка.

Но самым трогательным был момент, когда он, прихрамывая на одну ногу, выбегал рано утром на трассу и вылавливал школьников, которые ехали работать на поля в соседнюю республику. В советские годы во время уборки урожая — томатов, огурцов и других овощей — с раннего утра в ингушские сёла приезжали автобусы из Северной Осетии. Все желающие, в том числе и школьники (кто сам по себе, а кого посылали родители), ездили на эти сезонные работы. А директор школы боролся, как мог, с этим явлением, заставляя своих детей учиться.

Сергей Магомедович решил с успехом и кадровую проблему. В сельских школах в то время остро не хватало педагогов. Учителя в основном были приезжие. Это создавало определённые трудности. Так вот, он договаривался с руководителями учебных заведений и устраивал туда своих способных выпускников. И вот через пару лет к нему стали возвращаться собственные дипломированные учителя.

За короткое время школа № 17 преобразилась. Она стала образцовой, показательной и инновационной. Сюда стали сводить всех директоров школ республики, приезжали делегации из соседних регионов, со всей России и даже зарубежья. «Школа должна быть такой, чтобы дети шли сюда с желанием, даже внутреннее оформление школы должно мобилизовать их на учебу», — говорил Сергей Магомедович.

И он сделал эту сказку в простой сельской школе. Школьный двор весь в зелени и цветах, аккуратно выложенные тропинки, побеленные деревья. В школе собственный музей. В фойе — великолепная ландшафтная панорама — уголок родной природы с башнями, из которых доносилась мелодия. Здесь же живой уголок: попугайчики, аквариум, звуки природы, журчание ручья. И это всё творение школьников с участием самого директора.

Газеты писали в это время: «Переступите порог его школы, и вы увидите мир цветов и красок, созданный им в школе, прямо-таки домашний уют. Каждый кабинет доведен до совершенства. Особая гордость — кабинет труда. У каждого ученика своё освещенное рабочее место с необходимыми для занятия инструментами. Мальчиков учат строгать, паять, пользоваться инструментами, а девочек шить, готовить, в общем, всем навыкам домоводства... При этом он удивительно скромный человек, с красивой жизненной позицией, характером и делами... Говорит спокойно, но так, что каждое его слово доходит до самого сердца. И нельзя не заметить искорки доброты в его глазах. Слышится она и в тихом голосе, улавливается она и в больших натруженных руках» (С. Зиновьева).

Разумеется, учащиеся оберегали своё хозяйство и гордились им. Электрифицированные стенды, карта с подсветками. Особенно впечатляло звёздное небо в кабинете физики. Помимо этого по всей школе, во всех кабинетах — радио, которое служило и информационным блоком, и контрольным пунктом. Даже комиссия из Москвы удивлялась тому, как дети бережно относились ко всему тому, что создавало здесь неповторимый уют. Это объяснялось тем, что всё это делалось их руками, вместе с несменным директором и его учителями.

Вскоре признанного на всех уровнях директора сельской школы перевели в город Грозный. Тяжело ему было расставался с родным детищем, но партия сказала «надо». Ему предложили выбрать любую школу, но он взял самую отстающую на тот момент школу — № 14. Он был таким, привык видеть в трудностях — возможности.

В этой школе заработал один из первых компьютерных классов по всей России. Была впервые введена группа продлённого дня круглосуточного пребывания детей с бесплатным питанием. Была организована кружковая работа разных направлений, работали спортивные секции, драматические и хореографические кружки. Через несколько лет школа стала занимать первые места по всем показателям. А в 1990 году была награждена дипломом Госкомитета СССР по народному образованию. Да, он умел удивлять.

Рассказывали, что как-то Министерство образования РФ решило удостовериться в чудесах, происходящих в столь прогремевшей своими успехами школе. Комиссия нагрянула внезапно, а Сергей Магомедович встретил ее со свойственным ему спокойствием, без суеты. Проверяющие удивились этому. Тут один из членов комиссии подозвал к себе с опозданием бежавшего цыганёнка и стал проверять его портфель, потом другого, третьего. А тетради у всех аккуратные, книги обёрнуты газетками. «Да, — сказал он, — теперь понятно ваше спокойствие. Значит, это был не миф, что тут про вас говорят».

После образования Ингушской Республики Сергея Магомедовича пригласили на должность первого заместителя министра образования. А он грезил о школе. «Я педагог, моё место среди детей», — часто любил он повторять. И когда в 1996 году в Назрани открыли первый лицей, он с большим энтузиазмом принял руководство им, одноременно уже исполняя обязанности министра образования. «Наша цель — превратить школы в передовой эшелон социально-экономического прогресса, формировать свободно мыслящую, гармонично развитую, нравственную личность, — цитировала пресса слова Учителя. — Мы обязаны воспитать счастливого человека, обязаны создать для него заботливо ухоженную, красивую школу. Глубоко убеждён, что если мы не научимся прислушиваться к мнению учащихся, не научимся слушать и слышать ученика, настоящей школе не бывать».

Доминантными в его работе были доброта, уважение к личности и самодисциплина, говорят лицеисты. Он как-то магически вырабатывал в нас жажду к знаниям, невозможно объяснить, как он это делал. Человек с несгибаемой волей, вложивший всю свою душу в воспитание многих поколений учеников, замечательный, открытый для общения, строгий и добрый, всегда верный своим жизненным принципам.

Первая частная школа — «Интеллект» в сельском поселении Экажево Назрановского района, открыла свои двери в сентябре 2001 года. Она показала способность успешно конкурировать и развиваться наряду с государственными учебными заведениями. «Идею о создании частной школы я вынашивал ещё с 90-х годов, — говорил он журналистам. — Мне была знакома эта работа не понаслышке. Я понимал перспективу развития частной школы, хотя многие не верили, что такое возможно у нас в республике, говорили, что не приживётся у нас эта система, а практика показало обратное».

«В то время это была смелая идея, — говорит учредитель частной школы Али Балаев. — Её мне предложил Сергей Чапанов. Была острая нехватка школ, дети учились в три-четыре смены, по 35-40 человек в классе. Сергей Магомедович убедил меня в том, что частная школа будет востребована и сможет дать качественное образование детям. Несмотря на строящиеся новые школы, родители продолжают сегодня приводить к нам своих детей. Это и есть показатель востребованности частной школы, показатель её эффективности».

Особенностью этой частной школы была система контроля за успеваемостью. У каждого ученика были свои учётные данные. Дважды в месяц директор школы беседовал с каждым ребёнком, проверял их знания. «Мы детей не запугиваем плохими отметками. Мы в них пробуждаем соревновательный дух», — говорил Сергей Магомедович.

«Он из маленькой темы делал настоящую сказку, — вспоминает один из выпускников частной школы «Интеллект». — Он проводил интересные опыты. К каждой парте кабинета физики была подведена радиоэлектроника. Мы всегда что-то делали, паяли, ремонтировали, помню, и школьные гирлянды чинили перед праздником. Он любил нас просто удивлять, и мы отвечали ему взаимностью».

Много доброго сделал он для своих учителей, говорят коллеги. Он старался отметить грамотой успехи каждого из преподавателей. Любил часто вывозить коллектив на природу. Сам готовил шашлыки, привозил с собой группу поддержки из музыкантов. Умел располагать к себе и учеников и учителей. Он не ругал никогда. Он воспитывал, призывал к совести, убеждал, не кричал и не оскорблял.

Коллеги о нём говорят, что он был удивительным человеком, исключительным трудоголиком. Всё делал своими руками, где мог подлатать, где пробурить. Не ждал, пока за дело возьмётся специалист. Брал лестницу и мог на крышу полезть, работал дрелью, пилой. Из дома приносил цветы, рассаживал их во дворе. Посаженные им берёзы давно уж взметнулись ввысь и создали приятный дизайнерский уголок в школьном дворе. Сам он в первых рядах стоял во время уборки территории, брал в руки лопату, копал, работал граблями. Никакой работы не чурался. И это директор с громким именем! В общем, был удивительно хозяйственным, организованным, целостным человеком.

«Таким же он был и дома, — признаётся дочь Лидия Чапанова. — Он не отделял нас от своих детей-учеников. Мы вместе ездили на море, на природу. Он так же, как в школе, проверял наши знания. Где строгостью, где словом разъяснял ситуацию. Был строгим, но удивительно мягким. Как-то, помню, на новогодний праздник мы — лицеисты, пошли с ним в лес и нарвали большие еловые ветви. Из них потом собрали настоящую высокую ёлку и украсили её гирляндами. Это был удивительный праздник.

В делах также он не отделял школу от дома. Был таким же хозяйственным. Его руки успевали везде. Любил наводить красоту во дворе, в саду. Всё сегодня дома напоминает о нём. Всё сделано его руками, везде чувствуется его душа. Это же чувство красоты и ответственности привил и своим детям. Он ведь ничего на свете не делал просто так. Он был настоящим творцом своей жизни и делал жизнь прекрасней вокруг себя».

В последние годы Сергей Магомедович работал советником Главы региона по вопросам образования и науки, потом советником министра образования и науки Ингушетии.

6 марта этого года его сердце перестало стучать, но его дело, его ученики продолжают жить и творить невозможное. О нём, о его делах и поступках можно рассказывать бесконечно. Но самое высокое чувство, которое мы испытываем по отношению к его памяти — это всенародное признание таланта великого педагога.

Коллеги, его бывшие ученики, все, кто сталкивался с ним по жизни, не сомневаются, что руководство республики подумает об увековечении памяти этого великого педагога, ингушского Макаренко-Сухомлинского. Думается, это вопрос времени.

«Где учитель на своём месте, там и дети на месте».

«Мел, доска и тряпка — этого достаточно для хорошего учителя».

«Педагог заслуживает уважительного отношения к себе. Это должно быть выработано и в детях, и в родителях. Во всех школах, где мне доводилось работать, я приучал детей к этому. Они вставали в конце урока и хором говорили: «Спасибо за урок!»

«Учитель должен быть честным, обходительным, ценить родителей и детей. Он не имеет права ругать и унижать ученика. Он должен быть личностью и как личность воспринимать ребёнка».

«Уважительное отношение к каждому ученику — вот главное в нашей профессии. Учитель должен быть снисходительным, терпеливым к их слабостям и недостаткам».

«Самое страшное — это отторгнуть тяжёлого ребёнка, и этим ещё больше ожесточить его».

«Надо просто знать психологию ребёнка. Это позволит работать правильно. Надо уметь с детьми мирно разговаривать. Это все возвращается».

«Тот интерес, который зарождает учитель у ребёнка, будет иметь своё продолжение».

«Учитель не имеет права быть посредственным. Он имеет дело с детской душой».

«Чтобы получить воспитанного человека, воспитанным должен быть учитель».

«Педагогика — это искусство, искусство обучения и воспитания».