На службе красоты

Результат стрижки для мастера должен быть не менее важным, чем для клиента

В роли первых моделей для будущего профессионального барбера Татьяны Кайбековой, как стало модным называть представителей этой специальности сейчас, выступали младшие братья, сестренки, соседская малышня.

— Получалось, как сейчас понимаю, плохо. Но на тот момент меня и моих «подопытных» все устраивало, — с улыбкой рассказывает о своем первом парикмахерском опыте один из наиболее известных мужских мастеров-парикмахеров Сунжи.

К моменту поступления в 28-е Грозненское ПТУ 14-летняя Таня считал себя если не профи, то уже хорошо набившим руку подмастерьем от индустрии красоты.

— Конечно же, я переоценивала свои таланты. Увидев работу своих наставников, поняв, как много должен знать парикмахер о волосах, их здоровье, об особенностях ухода за ними, прежде чем он возьмется за ножницы и расческу, пройдя практику в хорошо зарекомендовавших себя столичных салонах, я усвоила для себя: это только с виду кажется, что быть парикмахером легко.

Мама Татьяны выбор, сделанный дочерью, не особо одобрила.

— Я же сразу после восьмилетки пошла учиться. Мама говорила, ну куда спешить. А я, так как твердо решила, кем буду, тратить еще два года на школу не захотела. Мама, правда, тоже препятствовать не стала. Рассчитывала, что мне надоест и я заброшу свое увлечение.

Таня не забросила. И вот уже без малого 40 лет служит делу красоты.

— За что я люблю свою профессию? Ну, наверное, за возможность общаться с людьми, доставлять им приятные эмоции. Я по характеру общительный и жизнерадостный человек. Общий язык нахожу с людьми просто. Главная награда — это когда после стрижки человек с довольным лицом встает из кресла и уходит домой.

Еще учась в ПТУ, Татьяна твердо решила, что будет именно мужским мастером.

— Нас готовили как мастеров-универсалов. Должны были знать технологию создания как мужских, так и женских стрижек. Учили укладывать волосы, бритью. Но, хорошо присмотревшись к поведению клиентов, поняла, с женщинами работать не смогу. Женщины более придирчивые, капризные, вечно недовольны результатом работы мастера. При этом я, как уже человек, знакомый с технологией работы, понимала, что и мужской мастер и женский относится к своему клиенту с одинаковой ответственностью. Но реакция в большинстве случаев разнится.

— И другое дело — мужчины. Они, как увидят молодых и красивых парикмахеров, то сразу и о стрижке забывают, — заливисто смеясь, отвечает Татьяна.

Когда, Татьяна Кайбекова начинала работать, на огромный Сунженский район было всего три парикмахерских салона. Один мужской мастер работал в станице Троицкой, трое на базе местного Дома быта в поселке Карабулак и 16 мастеров, работавших посменно, в Орджоникидзевской.

— Все мы были частью предприятия, которое именовалось «Комбинат бытового обслуживания». В парикмахерской постоянно были очереди. Она располагалась на пересечении улиц Розы Люксембург и Суламбека Осканова. Старожилы Сунжи хорошо знают, где это. Работали посменно. Восемь мастеров в одну смену и столько же во вторую. У нас был сокращенный рабочий день. Государство понимало, что, как на других производствах, по 8 часов работать для нас — урон здоровью. Ведь это же целый день на ногах.

В свой профессиональный праздник Татьяна не на работе. Она на больничном.

— Больничный мой немного затянулся. Понимаю, что клиенты мои меня заждались. Но обещаю, что очень скоро вернусь в строй. Они мне часто звонят и не только для того, чтобы поинтересоваться, вышла ли я на работу. Звонят, чтобы просто справиться о здоровье. А это важное условие для выздоровления, — с доброй улыбкой говорит Татьяна.

Среди клиентов Татьяны Кайбековой много людей, которые могли бы себе позволить обслуживаться в самых дорогих и престижных салонах республики. Благо, что парикмахерских... Пардон! Барбер-шопов, претендующих на премиум-класс, появилось немало. Хотя, как правило, от «премиум» там только цены.

— Секрет успеха парикмахера — в умении слушать своего клиента. Делать, конечно же, надо, как тебя учили наставники, как подсказывает личный опыт, но и пожелания клиента необходимо учитывать. Если считаете, что он ошибается и стрижка, о которой он мечтает, ему не пойдет, надо его в этом суметь убедить. Главное — дать понять человеку, что результат посещения салона для мастера так же важен, как и для клиента.