Без пафоса и лишних слов

Разные мнения о том, какой должна быть похоронная процессия

1
Разные мнения о том, какой должна быть похоронная процессия

В общественном быте, форме одежды, традициях и обычаях народов Северного Кавказа есть много общего, хотя, безусловно, у каждого народа есть и свои различия. Это говорит о том, что горские народы находились на разных уровнях исторической эволюции.

Очень много интересного можно рассказать о каждом из этих направлений, но на этот раз мне хотелось бы остановиться на основных чертах общественного устройства и поговорить о некоторых наиболее приметных традициях северокавказских народов относительно проведения похоронно-поминальных обрядов.

Как мы знаем, у ингушей издревле считается благим делом посетить дом покойника и оказать содействие в проведении погребальной церемонии. А вот что касается того, как правильно вести себя на поминках, необходимо отметить, что за последнее время некая совокупность традиционных норм в этом плане претерпела множество изменений.

Дело в том, что раньше, лет 40-50 назад, как рассказывают старики, женщинам принято было на похоронах очень громко плакать, называя имя покойника, причем одна из них обязательно должна была быть ведущей в этом хоровом плаче.

Чуть позднее эта традиция начала постепенно вытесняться из адатов ингушей, потому как такое поведение порицается не только религией, но и общественным сознанием. Как говорят богословы, по исламу считается, что на похоронах всем присутствующим нужно разговаривать только вполголоса, и только тогда, когда упоминается имя Аллаха и Пророка Мухаммада (мир ему), можно позволить себе повышать голос.

Сейчас в этом вопросе наступила определенная стабильность, хотя осталась ещё одна сторона, о которой хотелось бы сказать более чем серьезно. И касается она чисто воспитательного характера по отношению к тем, кто приходит в дом людей, которых постигло горе, но, несмотря на это, ведут себя не совсем тактично.

Одна пожилая женщина, посетившая недавно редакцию газеты "Ингушетия" по своим делам, как-то затронула эту тему и сказала: «А вы заметили, как ведут себя наши люди на похоронах? Не проходит и несколько минут, как они усаживаются и тут же начинают делиться друг с другом последними новостями. Одним словом, сплетничают, беря грех на душу, сквернословят и хвастаются своими успехами, тогда как хозяевам этого дома бывает не до их посторонних дел и обсуждений. В итоге от такого шума и гама в комнатах, где они сидят (в основном это касается женщин), невозможно бывает спокойно произносить ду1а и просить милость у Аллаха для усопшего. А ведь по шариату в дни похорон, кроме молитв, никаких посторонних разговоров вести не разрешается».

Действительно, если задуматься, становится непонятно, зачем люди тратят и своё и чужое драгоценное время и ходят на поминки, если они этой главной миссии уделяют в лучшем случае только маленькую часть внимания, и при этом своим недостойным поведением вызывают негативную реакцию со стороны тех, кого постигло горе от кончины близкого человека. Не лучше ли было бы искренне поддержать родных усопшего в эту тяжелую для них минуту, выразить своё соболезнование, помочь чем-нибудь и спокойно удалиться, не устраивая в чужом доме настоящий базар?

По этому поводу очень хорошо сказала моя коллега, журналист и этнограф Зейнеп Дзарахова, которая по долгу службы объездила всю Россию и хорошо знает обычаи и традиции разных народов. По её рассказу, побывала она недавно на похоронах одного творческого деятеля в Дагестане и была приятно удивлена той атмосфере, которая царила в доме покойника в день поминок.

— Первое, что бросилось в глаза, это тишина и спокойствие, которые стояли во дворе, — рассказывает Зейнеп. — Затем, когда нас завели в дом, нам предложили сесть вместе с пожилыми женщинами, которые сначала очень тепло поприветствовали нас и снова принялись читать молитвы. Причём делали они это очень тихо, чуть слышно. Никаких посторонних разговоров никто в этой комнате не вёл, кроме как поминальных слов в адрес усопшего. В таком же духе все вели себя за трапезным столом. Там не было лишней суеты, притворства и громких речей. Там были настоящие поминки, какими они и должны быть по исламу, — заключила моя собеседница.

И таких сравнений сегодня можно привести очень много. Подчас нашим людям бывает свойственно забывать о месте своего нахождения, поэтому, я думаю, и возникают такие неприятные ситуации.

Также лично я много раз сталкивалась с таким обстоятельством, когда не совсем близкие люди, посчитавшие своим долгом в обязательном порядке посетить траурный обряд дальних родственников (причем не один раз, а в течение трёх или четырёх дней подряд), с досадой отмечают своё нежелание делать это, однако вынуждены так поступать, потому что боятся людской молвы и не хотят оказаться в числе недобропорядочных граждан. Но если бы они знали, с каким негодованием их встречают в доме, где основные хлопоты связаны только с погребением умершего, то ограничились бы одним визитом, которым выразили бы свою скорбь и печаль по постигшему их несчастью. Но, нет же. Подчиняясь чьим-то амбициям, некоторые стараются не упускать случая и продолжают наносить бессмысленные визиты, надоедая своим присутствием. Ведь гость есть гость, и ингуши не отпустят тех, кто пришел к ним выразить соболезнования, хотя бы немного не угостив их, потому что угощение считается милостыней, которая пойдет на пользу умершему. По нашим обычаям, ко всем гостям — и званным и незваным — должно быть одинаковое отношение, но насколько это самое внимание отнимает сил и энергии у хозяев дома, где проходит траур, мало кто задумывается. А надо бы, если мы хотим, чтобы среди людей соблюдалось хотя бы элементарное эмоциональное равновесие.

Не подумайте только, что я здесь оспариваю уже устоявшиеся традиции. Я вовсе не перестала понимать смысл похоронного обряда ингушей и полностью поддерживаю наши духовные ценности. Но стоит обратить общественное внимание на то, что любое дело за гранью рамок становится слишком обременительным и в данном случае сильно может напрягать семью покойного.

Конечно, большинство людей в тот день приходят в дом покойника, чтобы помочь провести прощальный ритуал похорон, и делают это абсолютно бескорыстно и бесплатно. У ингушей, как мы знаем, нет такого, чтобы за всё это брали деньги, и это очень хорошо. Также мы понимаем, что человека, потерявшего близкого члена семьи, лучше занять чем-нибудь, дабы отвлечь его от тяжелых и грустных мыслей, которые могут погрузить его в печальную тоску. Поэтому масса приходящих людей может лучшим образом способствовать отвлечению от горя и стать хорошим стимулом для того, чтобы понять, что жизнь продолжается. Но всему есть свой предел. Как бы там ни было, близкие родственники от постоянного наплыва людей из одних и тех же лиц в течение нескольких дней могут очень сильно устать, и многие вещи могут упустить из виду, что, в конечном счёте, может навлечь за них вину в виде недостаточного внимания с их стороны прихожанам. В таком случае, наверное, стоит задуматься над тем, чтобы, не отвергая традиции, сделать так, чтобы ритуальные обряды ингушей проходили лучше и безболезненнее для всех.

Комментарии 1

Тема очень важная и болезненная! Спасибо, Мадина! Ни для кого не секрет, что наши похороны и поминки превращаются в массовое скопление людей, практически вся часть которых, кроме самых близких, собралась из обязанностей и занимаются пустыми разговорами, решением своих проблем, сплетнями и даже смеются, рассказывая анекдоты. А то, что многие просто обжираются, никто не хочет признавать. Об усопшем говорят и думают только в момент выноса его тела со двора. Впрочем, это длинная тема для разговора. Может быть, отважусь на продолжение темы.

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.

Новости