Без пафоса и лишних слов

Разные мнения о том, какой должна быть похоронная процессия

В общественном быте, форме одежды, традициях и обычаях народов Северного Кавказа есть много общего, хотя, безусловно, у каждого народа есть и свои различия. Это говорит о том, что горские народы находились на разных уровнях исторической эволюции.

Очень много интересного можно рассказать о каждом из этих направлений, но на этот раз мне хотелось бы остановиться на основных чертах общественного устройства и поговорить о некоторых наиболее приметных традициях северокавказских народов относительно проведения похоронно-поминальных обрядов.

Как мы знаем, у ингушей издревле считается благим делом посетить дом покойника и оказать содействие в проведении погребальной церемонии. А вот что касается того, как правильно вести себя на поминках, необходимо отметить, что за последнее время некая совокупность традиционных норм в этом плане претерпела множество изменений.

Дело в том, что раньше, лет 40-50 назад, как рассказывают старики, женщинам принято было на похоронах очень громко плакать, называя имя покойника, причем одна из них обязательно должна была быть ведущей в этом хоровом плаче.

Чуть позднее эта традиция начала постепенно вытесняться из адатов ингушей, потому как такое поведение порицается не только религией, но и общественным сознанием. Как говорят богословы, по исламу считается, что на похоронах всем присутствующим нужно разговаривать только вполголоса, и только тогда, когда упоминается имя Аллаха и Пророка Мухаммада (мир ему), можно позволить себе повышать голос.

Сейчас в этом вопросе наступила определенная стабильность, хотя осталась ещё одна сторона, о которой хотелось бы сказать более чем серьезно. И касается она чисто воспитательного характера по отношению к тем, кто приходит в дом людей, которых постигло горе, но, несмотря на это, ведут себя не совсем тактично.

Одна пожилая женщина, посетившая недавно редакцию газеты "Ингушетия" по своим делам, как-то затронула эту тему и сказала: «А вы заметили, как ведут себя наши люди на похоронах? Не проходит и несколько минут, как они усаживаются и тут же начинают делиться друг с другом последними новостями. Одним словом, сплетничают, беря грех на душу, сквернословят и хвастаются своими успехами, тогда как хозяевам этого дома бывает не до их посторонних дел и обсуждений. В итоге от такого шума и гама в комнатах, где они сидят (в основном это касается женщин), невозможно бывает спокойно произносить ду1а и просить милость у Аллаха для усопшего. А ведь по шариату в дни похорон, кроме молитв, никаких посторонних разговоров вести не разрешается».

Действительно, если задуматься, становится непонятно, зачем люди тратят и своё и чужое драгоценное время и ходят на поминки, если они этой главной миссии уделяют в лучшем случае только маленькую часть внимания, и при этом своим недостойным поведением вызывают негативную реакцию со стороны тех, кого постигло горе от кончины близкого человека. Не лучше ли было бы искренне поддержать родных усопшего в эту тяжелую для них минуту, выразить своё соболезнование, помочь чем-нибудь и спокойно удалиться, не устраивая в чужом доме настоящий базар?

По этому поводу очень хорошо сказала моя коллега, журналист и этнограф Зейнеп Дзарахова, которая по долгу службы объездила всю Россию и хорошо знает обычаи и традиции разных народов. По её рассказу, побывала она недавно на похоронах одного творческого деятеля в Дагестане и была приятно удивлена той атмосфере, которая царила в доме покойника в день поминок.

— Первое, что бросилось в глаза, это тишина и спокойствие, которые стояли во дворе, — рассказывает Зейнеп. — Затем, когда нас завели в дом, нам предложили сесть вместе с пожилыми женщинами, которые сначала очень тепло поприветствовали нас и снова принялись читать молитвы. Причём делали они это очень тихо, чуть слышно. Никаких посторонних разговоров никто в этой комнате не вёл, кроме как поминальных слов в адрес усопшего. В таком же духе все вели себя за трапезным столом. Там не было лишней суеты, притворства и громких речей. Там были настоящие поминки, какими они и должны быть по исламу, — заключила моя собеседница.

И таких сравнений сегодня можно привести очень много. Подчас нашим людям бывает свойственно забывать о месте своего нахождения, поэтому, я думаю, и возникают такие неприятные ситуации.

Также лично я много раз сталкивалась с таким обстоятельством, когда не совсем близкие люди, посчитавшие своим долгом в обязательном порядке посетить траурный обряд дальних родственников (причем не один раз, а в течение трёх или четырёх дней подряд), с досадой отмечают своё нежелание делать это, однако вынуждены так поступать, потому что боятся людской молвы и не хотят оказаться в числе недобропорядочных граждан. Но если бы они знали, с каким негодованием их встречают в доме, где основные хлопоты связаны только с погребением умершего, то ограничились бы одним визитом, которым выразили бы свою скорбь и печаль по постигшему их несчастью. Но, нет же. Подчиняясь чьим-то амбициям, некоторые стараются не упускать случая и продолжают наносить бессмысленные визиты, надоедая своим присутствием. Ведь гость есть гость, и ингуши не отпустят тех, кто пришел к ним выразить соболезнования, хотя бы немного не угостив их, потому что угощение считается милостыней, которая пойдет на пользу умершему. По нашим обычаям, ко всем гостям — и званным и незваным — должно быть одинаковое отношение, но насколько это самое внимание отнимает сил и энергии у хозяев дома, где проходит траур, мало кто задумывается. А надо бы, если мы хотим, чтобы среди людей соблюдалось хотя бы элементарное эмоциональное равновесие.

Не подумайте только, что я здесь оспариваю уже устоявшиеся традиции. Я вовсе не перестала понимать смысл похоронного обряда ингушей и полностью поддерживаю наши духовные ценности. Но стоит обратить общественное внимание на то, что любое дело за гранью рамок становится слишком обременительным и в данном случае сильно может напрягать семью покойного.

Конечно, большинство людей в тот день приходят в дом покойника, чтобы помочь провести прощальный ритуал похорон, и делают это абсолютно бескорыстно и бесплатно. У ингушей, как мы знаем, нет такого, чтобы за всё это брали деньги, и это очень хорошо. Также мы понимаем, что человека, потерявшего близкого члена семьи, лучше занять чем-нибудь, дабы отвлечь его от тяжелых и грустных мыслей, которые могут погрузить его в печальную тоску. Поэтому масса приходящих людей может лучшим образом способствовать отвлечению от горя и стать хорошим стимулом для того, чтобы понять, что жизнь продолжается. Но всему есть свой предел. Как бы там ни было, близкие родственники от постоянного наплыва людей из одних и тех же лиц в течение нескольких дней могут очень сильно устать, и многие вещи могут упустить из виду, что, в конечном счёте, может навлечь за них вину в виде недостаточного внимания с их стороны прихожанам. В таком случае, наверное, стоит задуматься над тем, чтобы, не отвергая традиции, сделать так, чтобы ритуальные обряды ингушей проходили лучше и безболезненнее для всех.