Зачатки древнейшего письма

Орнамент, как этнографический источник

Орнаменты (г1арчож). В последнее время очень популярной стала тема орнаментального искусства, далеко не новая в научных изысканиях, как и широкое использование национального декора и орнаментики в республике в разных сферах.

Символы, знаки, орнаменты традиционной культуры ингушей являются летописью истории и культуры народа.

Тема под названием «Орнамент, как этнографический источник» появилась у меня не в одночасье. В детстве, не особо увлекаясь, я многие годы наблюдала за работой бабушки Эсет Шутуровой, которая по старинным «рогообразным» лекалам вышивала одеяла. Потрёпанные, пожелтевшие и прошитые лекала в виде завитков и центрального медальона из 4-х крыльев, которыми по молодости она создавала войлочные аппликации, использовались ею в качестве орнаментов для изготовления стёганых одеял в 70-х гг ХХ века.

При этом даже не предполагалась их замена, за исключением бордюра, который мог состоять из прямых линий или клетчатого рисунка. Несколько изделий пробовала делать сама и сконцентрировала внимание на том, что рисунок от центра расходится в четыре конца. Так он легче сохранялся в симметрии, казалось мне в те годы из-за своей неопытности. Интерес к орнаменту развивался и в годы учебы в Художественной школе. Это уже потом, спустя годы, вспомнила, когда читала классиков о том, что в четыре конца света устремляются направления орнамента (бии миIинги), сохраняя симметрию и «охватывая пространство».

В изучении орнаментов существует различные научные направления. Орнаменты рассматриваются как зачатки древнейшего письма, как отражение религиозных представлений, как знаки, имеющие магическое значение, как древние календари. Все они в купе говорят о древности и уникальности культуры народа, чья летопись уходит в доисторические времена. «В народном орнаменте как в древних письменах отложилась тысячелетняя мудрость народа, зачатки его мировоззрения и первые попытки человека воздействовать на таинственные для него силы природы».

Ингушскому орнаментальному искусству уделяли внимание И. Э. Бларамберг, Е. И. Крупнов, В. И. Марковин, С. М. Броневский; более углублённо о кустарных промыслах Северо-Кавказского края, в т. ч. орнаментах писали О. В. Маргграф, А. С. Пиралов, Б. Е. Хишняков. Этим древним искусством ингушей интересовались художники прошлого столетия Хаджибекар Ахриев, Иван Щеблыкин, чуть позже Гази-Магомед Даурбеков и др.

В 20-х гг. ХХ века был издан Альбом «Г1алг1ай г1арчож. 1924» (Ингушские орнаменты), в котором были представлены орнаментальные ковровые композиции из разных сел Ингушетии. Часть из этих орнаментальных ковров вошла в Альманах «Декоративно-прикладное искусство Чечено-Ингушетии», изданный в г. Грозный в 1974 году, и который стал широко популярным среди деятелей культуры и искусства.

Богатая орнаментика и быт народа встречаются в трудах художников-современников Мурада Полонкоева, Хож-Ахмеда Имагожева и других, об искусстве которых я писала очерки и книги: «Декоративно-прикладное искусство Ингушетии», «Мурад Полонкоев — философия кисти», «Мгновенье, остановившее эпоху» (о Гази-Магомеде Даурбекове) и др.

Орнаменты и петроглифы встречаются в трудах соотечественников, в т. ч. в описаниях археолога М. Мужухоева, о петроглифах и «тамгах» пишет Дж. Чахкиев. В 80-90-х гг. ХХ века пишет многочисленные статьи по символам и орнаментам ученый и художник Х. А. Акиев. К тому же в 80-х гг. ХХ века Хасолт Акиев ещё и практиковал возрождение ремесла по изготовлению войлочных орнаментированных и ворсовых ковров, привлекая к участию опытных мастериц. В традиционной культуре ингушей знаками и символами был наполнен окружающий мир. Каждая черточка в орнаменте имела своё значение, являлась словом, фразой выражением известныхпонятий, представлений.

К орнаменту как символу обращаются в 90-х гг. авторы проекта государственного флага Ингушетии Х. Барахоев, И. Дахкильгов, А. Танкиев, Х. Акиев и др. В 2000 году защищает в Москве докторскую диссертацию по теме «Роль символов в национально-этническом сознании» Ф. Ю. Албакова.

Ингушский орнамент имеет выразительные особенности, отличающие его от национальных орнаментов других народов композиционным решением, мотивами, цветовой гаммой, лаконичностью и простотой образов. В них запечатлены космогонические представления и анимистическое отношение к миру, роднящее их с древней культурой передней Азии. Это подтверждается обилием знаков и петроглифов, значение которых соответствует переднеазиатской символике.

На государственном флаге Ингушетии символ вечности — солярный знак. Символ, подтверждающий историческую связь и преемственность ингушского народа с древнейшими цивилизациями мира.

Описывая обрядовые практики, культуру и быт народа, я сама часто соприкасалась с орнаментами. Незаметно накапливался материал по орнаментам. Краевед Магомед Ужахов предоставил материалы круглых столов, проходивших в 80-х-90-х гг. ХХ века, где обсуждались виды национальных костюмов и орнаментов для танцевальных коллективов. Коллекцией орнаментов делились Руслан Куркиев, Бекхан Хабриев и Бекхан Арапиев, Аза Базоркина и Джемали Ахильгов, родственники мастеров рукоделия Даурбековы, Ведзижевы, Хамхоевы, Аушевы и другие. Очень интересный материал предоставил Алаудин Базоркин, — сын известного учёного начала ХХ столетия Мурада Базоркина. В частности, он поделился описанием ингушских ковровых орнаментов, которые были сделаны его отцом в 30-40-х годах ХХ века, которую прошли через депортацию, вернулись на Родину и уже в 70-х годах были переданы в Чечено-Ингушский государственный краеведческий музей.

Научный интерес представляет и зарисовка комнаты, сделанная известным писателем Идрисом Базоркиным «Ингушская сакля», копию которой мне любезно предоставили. Здесь же, кстати, есть рисунок войлочного ковра из его архива, который он рисовал по памяти. Огромный архив научных публикаций и старых фотоматериалов и документов был собран мной в рамках работы над книгой «Ингушетия в веках» и разделён тематически, в т. ч. «Женская одежда, орнаменты», «Мужской национальный костюм; оружие», «Ковроделие», «Истинги на старых фотографиях», «Говорят камни (петроглифы)» и т. д.

Внимание вызывали одни и те же орнаменты на различных изделиях быта — от одежды, ковров до изделий из камня и железа. Впереди была интересная работа по их интерпретации, в продолжение работы, начатой предшественниками, в т. ч. Х. А. Акиевым, Х. М. Акиевой, Дж. Чахкиевым и др. К орнаментам и петроглифам привлекает внимание ответ. редактор сборников научных статей ИнгНИИ «Вестники истории» Н. Кодзоев. Материалов набиралось так много, что даже систематизация их занимала много времени.

Отдельное внимание вызывает этимология слова орнамент на ингушском языке — «г1арч» (ож). Словом «гIаьрчIож» ингуши называют узоры, в том числе образованные стихийно. Если обратиться к истории развития искусства, то в одном из словарей слово «орнамент» определяется, как изображение, «резанное вглубь». Т. е. самые первые орнаменты наносились на глиняные изделия прочерчиванием концом палочки бороздки по слегка подсушенной поверхности. Слово «г1арч» (gharch) в ингушском языке означает то же самое, а именно: орнаменты, нанесённые на глиняные изделия прочерчиванием. Это архаичное слово, которое может быть связано и со словом «харш» (бороздка), и в данном случае определяется как «бороздка», проведенная острием палочки по сырой глине«.

Позже слово «г1арч» стало распространяться на орнаменты вообще. Архаичное слово «гIарч» // «г1орч» функционировало и в названии изрытых зигзагами военных сооружений, служивших западнёй в военных операциях, пишет М. Аушев. Слово «г1арч» используется в ингушской речи и в плане «конкретности». «Г1арч аьнна саг ва», — говорят в значении «знающий, уверенный человек»; «г1арч аьнна вехав» — в значении «сломался окончательно». Т. е. в слове «г1арч» речь идёт о конкретике, в т. ч. и в орнаментах, включавших в себя определённый смысл и направленных на достижение ясного результата с пожеланиями блага или защиты.

Ингушский орнамент, как специфический вид изобразительного искусства, имеет длительную историю. Символически он воплощает в себе все стороны жизни человека и важнейшие идеи бытия. Орнаментальная композиция и каждая деталь в отдельности имели смысловое наполнение. В них знаками и символами заданы пожелания теми, кто их создавал, использовал, зная полезность, ценность и направленность. Со временем эти знания забывались, орнаменты сохранялись.