О праве на дозволенное

Можно ли использовать слова религиозного содержания в названиях бизнес-проектов, и как получить маркировку «халяль»

В Ингушетии, где основное население исповедует ислам, имеется повышенное стремление к тому, чтобы привести в соответствие с религиозными нормами не только свои мысли, поведение, деяния, но и быт. Из любви к своей религии и в уверенности, что слова из Корана или молитвы защитят их от дурного влияния или поспособствуют их благополучию, некоторые люди дают исламские названия магазинам, таксопаркам и даже продуктам питания.

Однако не раз приходилось слышать частное мнение, что привязка священных понятий к мирским вещам следует расценивать как упрощение их ценности и кощунство. Газета «Ингушетия» обратилась за разъяснениями по этому вопросу к известному молодому богослову Ахмеду Тангиеву.

В своем комментарии по данной теме он сказал: «В действиях, когда человек называет свое предприятие или производимую им продукцию, или же какой-то другой бизнес-проект словами из исламской религии, нет ничего запретного. Но при условии, что эти места не являются грязными, не являются местами, где распространяют нечестие или скверну, а изготовленная продукция произведена с соблюдением исламских норм».

В Ингушетии с большим доверием относятся к продукции, на которой имеется маркировка «халяль». Для большинства это означает уверенность в том, что данная продукция изготовлена в полном соответствии с исламскими нормами. Но Интернет пестрит фотофактами, где маркировка «халяль» вступает в резкое противоречие с составом продукта, где указано о содержании в нем запрещенной для мусульман свинины.

В Ингушетии некоторые производители тоже используют знак качества «халяль» на упаковках своей продукции. Должна ли продукция, на которой написано «халяль», проходить сертификацию и кто должен проверять ее на соответствие данной маркировке? Этот вопрос газета также адресовала Ахмеду Тангиеву.

«Я не совсем осведомлен, как у нас в регионе работает эта схема — именно сертификация определенных товаров. Многие из нас сталкивались с тем, что производители на своей продукции ставили знак качества «халяль» и злоупотребляли этим: продукт на самом деле не соответствовал требованиям к халяльной продукции. Не буду называть эти компании колбасных изделий. Но с точки зрения ислама, нет такого обязательства, чтобы маркировать свою продукцию «халяль» или проходить сертификацию. В исламе этот вопрос строится на доверии. То есть я прихожу к человеку, в фирму или компанию, и я доверяю им, я верю, что у них ничего запретного быть не может. Как правило, это компании, уже зарекомендовавшие себя на рынке халяльной продукции, и они серьезно относятся к своей репутации. Но чтобы люди больше доверяли и узнавали такую продукцию, я думаю, что лучше, наверное, ставить эту маркировку», — считает Ахмед Тангиев.

С помощью незаменимых интернет-поисковиков удалось выяснить, что «Халяль» — это особая маркировка, которая наносится на упаковку товара производителя, прошедшего сертификацию «Халяль» и имеющего соответствующее свидетельство. Этот знак имеют право использовать только те предприятия и производители товаров и услуг, которые успешно прошли халяль-сертификацию. Маркировка универсальна во всем мире и является прямым подтверждением качества продукта и его соответствия всем необходимым требованиям и канонам.

«Знак соответствия «Халяль» является зарегистрированной торговой маркой. Он имеет круглую форму, где на зеленом фоне изображен полумесяц бежевого цвета и слово «Халяль» на русском, арабском и латинском языках. По краю логотипа расположена надпись: «Система добровольной сертификации продукции и услуг на соответствие канонам ислама — система Халяль», — сообщил Яндекс.

Но подтверждение продукции соответствию «Халяль», согласно Закону РФ «О сертификации продукции и услуг» — процедура добровольная и проводится по инициативе заявителей (изготовителей, продавцов, исполнителей) в целях подтверждения соответствия продукции и услуг требованиям стандарта Совета муфтиев России. Добровольная сертификация «Халяль» проводится на основе договора между заявителем и Международным центром стандартизации и сертификации «Халяль» Совета муфтиев России.

На сайте Международного центра стандартизации и сертификации «Халяль» Совета муфтиев России имеется вот такая справочка:

В России более 18 млн мусульман (по некоторым данным, 25 млн), они составляют 12,6% населения России (в связи с ростом мусульманского населения спрос на продукцию «Халяль» растёт).

Представители других конфессий часто предпочитают продукцию «Халяль», так как наличие сертификата подразумевает дополнительный контроль и более строгие требования к безопасности и экологичности.

По некоторым данным уже около 10% производства соответствующих видов мясной продукции в России соответствует стандарту «Халяль».

Сертификат МЦСиС «Халяль» СМР позволил уже более чем 20 производителям вывести свою продукцию на экспорт в мусульманские страны.

В мире около 1,8 миллиарда мусульман (население Земли 7,4 миллиарда человек, то есть мусульмане составляют более 24% населения Земли).

Мировой рынок продуктов питания «Халяль» оценивается в 1,1 трлн долл. США, или 17% всего мирового рынка пищевых продуктов, а к 2020 году ожидается его рост до 2,6 трлн.