Садака — спасение от огня ада

Милостыня в пользу бедных и нуждающихся

Истинный мусульманин, щедро расходуя свои средства, искренне верит, что это принесет ему пользу и вернется к нему в виде обильного блага в обоих мирах. В священном Коране сказано: «Расходующие свои богатства на пути Аллаха подобны тому, кто посеял зерно, давшее семь колосьев, в каждом из которых по сто зерен. Аллах приумножает, кому пожелает, и Аллах Объемлющий, Знающий!» (2:261).

Сообщается, что однажды Посланник Всевышнего (с. а. с.) сказал: «Защитите себя от огня хотя бы с помощью половины финика». (Ахмад, Аль-Бухари, Муслим). Этим самым он напоминает нам, что добровольное пожертвование (садака) — это прямой путь к спасению от огня ада. У нас не должно быть переживаний и сомнений в том, что наши пожертвования на нужды бедных и нуждающихся уменьшат наше материальное состояние. Об этом четко и ясно говорится в хадисе: «...садака никак не уменьшает богатства...» (Муслим).

Милостыня в пользу бедных и нуждающихся является одной из основных духовных обязанностей каждого мусульманина, воспитанного на принципах истины, блага и добродетели, и приобрела в исламе глубокий общечеловеческий смысл. Сообщается, что Пророк Аллаха (с. а. с.) сказал: «Если верующий раздаст милостыню, то от него отводятся беды в этом мире, мучения в могиле и муки Судного дня» (Муслим). Хотелось бы напомнить, что лучшее подаяние (садака) то, которое дается скрытно от посторонних глаз, с чистым намерением, ради лика Аллаха. В хадисе посланника Аллаха сказано, что в день Суда он не увидит никого в тени трона Аллаха, за исключением семи групп людей, в числе которых будут те, у которых левая рука не будет знать, что дает правая (Аль-Бухари и Муслим). Здесь главное в том, чтобы данный поступок был искренним и в основе своей имел чистые помыслы. Высокой степени удостоятся те, кто давал милостыню тайно, и те, кто делал это явно с намерением показать остальным добрый назидательный пример.

Но если же милостыня и пожертвование осуществляются напоказ и к ним примешиваются еще тщеславие и стремление к повышению своего авторитета в глазах людей, то они оказываются недействительным и без всякого вознаграждения будут отвергнуты Аллахом.

В Коране сказано: «О те, кто уверовал! Не делайте ваши милостыни тщетными через упреки и укоры, как тот, кто жертвует из своего имущества, лицемеря перед людьми, тогда как сам не верит в Аллаха и в Последний день» (2:264). Мы должны держаться как можно дальше от всего показного во всех своих делах, стремясь быть искренними. Сообщается, что Посланник Всевышнего (с. а. с.) сказал: «Аллах покроет позором того, кто станет рассказывать, выставит напоказ того, кто станет делать что-нибудь напоказ людям» (Аль-Бухари, Муслим).

Хотелось бы напомнить, что садака бывает не только в виде имущества и денежных средств в пользу бедных и неимущих, к нему относятся: тасбих (поминание Аллаха), доброе слово, посещение больного, участие в похоронах, примирение людей между собой, а также расходование в целях развития науки, образования и распространения ислама. Особо хотелось бы отметить, что в Коране и хадисах пророка Мухаммада (с. а. с.) много говорится о величии и достоинстве родственных отношений. Именно поэтому милостыню и добровольные пожертвования нужно делать в первую очередь родственникам.

Сообщается, что Посланник Аллаха (с. а. с.) сказал: «Клянусь тем, кто послал меня с истиной, Аллах не примет пожертвования у мужчины, имеющего нуждающихся в милостыне родственников, когда он жертвует на других. Клянусь тем, кто владеет моей душой, что Аллах не посмотрит на них в Судный день» (Аль-Бухари, Муслим). Делая пожертвования в пользу нуждающихся родственников, мы укрепляем родственные отношения, согласно Корану и Сунне, и удовлетворяем на некоторое время их материальные нужды.

Отдельно обращаюсь к богатым и состоятельным людям, что их путь к спасению лежит через бедных и нуждающихся. Передают, что однажды Пророк (с. а. с) сказал: «Если бы не было бедных, то богатые погибли бы» (Аль-Бухари).

В заключение хотелось бы особо подчеркнуть, что делать добровольные пожертвования в пользу бедных и нуждающихся можно только из чистого, благого имущества. Все ворованное, заработанное или приобретенное нечестным, обманным путем является нечистым, будь то деньги или имущество, оно запретно и Аллах не принимает такое пожертвование. Сообщается от Абу Хурейра, что Посланник Аллаха (с. а. с.) сказал по этому поводу: «О люди, поистине Аллах Всевышний Благой, и Он не принимает ничего, кроме благого» (Муслим, ат-Тирмизи).

Да поможет нам Всевышний Аллах совершать должным образом добровольные пожертвования в пользу нуждающихся и защитить себя, тем самым, от огня ада, а также добиться довольства нашего Создателя.