Богоугодное дело

Марем Гетагазова: «Особенные дети — это наши дети»

Марем Гетагазова, технолог, преподаватель дополнительного образования коррекционной школы-интерната, часами может рассказывать о своих подопечных.

— Дети у нас особенные, — говорит она, показывая их поделки, аккуратно выставленные на полках в кабинете творческой деятельности. — Они удивительно талантливые, добрые и любознательные. С ними интересно работать. Они всей душой стараются понять тебя, принять и сделать хорошо всё то, что ты им показываешь и объясняешь.

А работает Марем Алихановна в государственном бюджетном общеобразовательном учреждении — специальной (коррекционной) школе-интернате VII вида в сельском поселении Нижние Ачалуки, со дня ее основания, то есть с 2014 года. Здесь, как известно, учатся дети с различными отклонениями.

В стенах этого учебного заведения всегда царит атмосфера уважения, доброжелательности и сотрудничества. Грамотные специалисты стараются раскрыть потенциальные возможности детей для достижения ими оптимального уровня развития.

Эта работа далеко не из лёгких, надо иметь не только профессиональные навыки, но прежде всего доброе и отзывчивое сердце, терпение и любовь к детям, а также безграничную веру в их возможности. Именно такими качествами обладают здесь все педагоги и воспитателями. Их не отбирают, просто другие здесь долго не задерживаются.

Марем Гетагазова пришла в эту школу ещё до открытия, в качестве волонтёра — по доброй воле. Она, как и многие, с радостью приняла весть о том, что рядом строится коррекционная школа для особенных детишек, и когда здесь понадобилась пара лишних рук перед открытием, пришла помогать. Идея предложить свою кандидатуру в качестве педагога дополнительного образования пришла в тот момент, когда набирали штат. Кадровый отбор вела бывший тогда министр образования Лемка Измайлова.

«Это просто уникальный мастер, — сказала она, увидев её поделочные работы с детьми, проводимые ранее в Доме культуры города Малгобека. — Именно такие люди нам и нужны в этой школе». И тем самым предрешила судьбу Марем Алихановны, о чём наша героиня ни разу не пожалела.

Марем Гетагазова, в девичестве Мальсагова, родилась в городе Назрани в большой семье, где было шесть детей. Родители работали на инструментальном заводе, отец был начальником цеха, а мама мастером ремонтного участка. Каждый ребёнок выполнял свои обязанности по дому, по хозяйству, и при этом все хорошо учились в школе. Потому и выучились — кто на экономиста, кто на юриста, а кто и на бухгалтера.

После окончания школы Марем поступила на юридический факультет в Ашхабадский госуниверситет. Перед началом учебного года девушка вернулась домой, чтобы собрать вещи, а заодно и погулять на свадьбе родственника. Но, как говорится, встретила здесь свою судьбу.

Ахмед Гетагазов сразу приметил красавицу среди десяток других, а вечером уже заслал сватов. В принципе, классический пример того времени. Отец, не долго мешкая, расспросив про семью, про юношу, согласился на брак. Вот так и получилось, что вместо ожидаемой студенческой скамьи, звонков, лекций и зачётов, жизнь Марем наполнилась совершенно другим содержанием.

Жила семья Гетагазовых в Малгобеке, в оползневой зоне, и по программе переселения вскоре переехала в сельское поселение Нижние Ачалуки. К тому времени многое изменилось в жизни Марем, подросли и выучились дети — Мурад, Микаил и дочка Айна. Старший сын, Мурад Гетагазов, работает, как и мама, в системе образования — он заместитель директора по учебной работе в общеобразовательной школе № 2 г. Малгобека. Микаил на хорошем счету в правоохранительных органах — вот уже два года как работает старшим помощником прокурора в Ханты-Мансийке, в районе Берёзова. Дочка Айна вот-вот станет врачом, она учится на последнем курсе Ингушского медицинского института.

Когда дети стали на ноги, а был уже 1988 год, Марем начала свою трудовую деятельность. Работала на разных участках, занимаясь разного рода деятельностью. В 2006 году даже решила окончить экономический факультет и пробовала устроиться на работу бухгалтером. Но не получилось. И так до тех пор, пока не остановилась на том, что, как говорится, оказалось по душе. А по душе были занятия творчеством.

Рукодельничать Марем начала рано. Как обычно это бывает у девочек, первыми педагогами её творческого развития были бабушка и мама. Бабушка Золдосхан Тумгоева всегда вязала, шила, и маленькая Марем держалась к ней поближе, чтобы овладеть всеми секретами её мастерства. И уже в дошкольном возрасте она научилась вязать спицами и обшивать своих кукол. Первые её серьёзные работы были в 13 лет, и, конечно же, не столь замечательные, как потом Марем поняла, но бабушка их просто захвалила. И именно это стимулировало её к развитию своих творческих способностей. У мамы — Любы Дарсиговой, тоже было чему научиться. Она умела вышивать платки, наволочки, накидки, скатерти. Так что все секреты женского рукоделия были у Марем под рукой.

— За что ни возьмусь, всё у меня получалось, — говорит Марем Алихановна. — И делала я это с большим удовольствием. Потом, как оказалось, мне всё это в жизни пригодилось.

Марем обшивала, обвязывала всех своих домочадцев. Свитер мужу, кофточки, носки, шарфы себе, детям, родственникам. На достигнутом останавливаться не хотелось. Она стала выписывать журналы для вязания и вышивания. Пошли новые интересные узоры, расширился ассортимент изготавливаемых вещей. Скоро интерес перерос в нечто большее. Она стала браться за всё, что её интересовало. Так, её увлекали поделки из бисера, гипса, крахмала и силикона и т. д.

— Как-то меня заинтересовали работы известного гончарного мастера Сафарбека Белхороева, у него в те годы был цех в Малгобеке, — вспоминает она. — Получила у него несколько уроков, но мне этого было недостаточно. Слава Богу, спас интернет. На различных сайтах я усвоила это дело и нашла по душе работу с гипсом и силиконом. А там пришла мысль обратиться в Дом культуры города Малгобека. Здесь я нашла понимание и обрела раздолье своим фантазиям. Вела курсы вязания, вышивания, изготовления различных поделок. В общем, всё своё мастерство передавала детям. Для себя я открыла, что у нас очень много талантливых детишек. Они с удовольствием выполняли эти работы, вносили свои поправки, свои фантазии.

Потом мне предложили поработать педагогом дополнительного образования в школе № 27 селения Нижние Ачалуки, ну то есть вести кружковую работу. Я согласилась. Мне выделили кабинет, и мы начали работать. А в 2012 году я и вовсе переехала сюда, в коттеджный городок, где рядом и построили эту коррекционную школу.

— Меня часто спрашивают, с какими детьми легче работать, — говорит Марем, — я отвечаю, что нет в принципе разницы, но то, что эти дети особенные, скрыть и не заметить невозможно. Они более отзывчивые, более податливые. Очень старательные. У меня в основном дети с ДЦП, с аутизмом, с задержкой психического развития и так называемые — солнечные дети. Надо сказать, что относиться к таким детям тоже надо по-особенному. Они другие. В их глазах такая надежда на тебя, и ты стараешься всеми силами оправдать их доверие. Они становятся своими, со всеми прилагающими, близкими и родными. Вот в этом есть отличия. Вот посмотрите, — говорит Марем, показывая их работы, — эти башни, зверки, эти цветы из бисера и картины — всё это дело рук моих учеников. Мы с ними научилась делать силиконовые формы и создавать разные образы. Любо смотреть, как они создадут вещь своими руками и безгранично радуются. Нанизывают, например, на ниточку бусинки и надевают потом на ручки свои браслетики или раскрашивают свою гипсовую статуэтку. Это надо видеть!

Вот сейчас у меня семь человек занимаются. Это Амина Балхаева, Беслан Кодзоев, Азраил Арсанов, Раяна Амирханова, Ахмед Мержоев, Мовсар Кариев. У них разные формы заболевания. Все они росли здесь на моих глазах, со дня открытия школы, и уже показывают хорошие результаты. Интерес к работе не потеряли, а наоборот, расширяют свои возможности.

Мы с учениками по бисероплетению и по вязанию спицами и крючком занимали два года подряд первые места в региональном чемпионате по профессиональному мастерству среди людей с инвалидностью. А во всероссийском конкурсе заняли шестое место по бисероплетению. Наша мастерская открыта всегда. В любое время дети могут зайти, сесть и заниматься своим делом. Как у себя дома. Здесь, действительно, семейная атмосфера.

Марем полюбила эту работу. Сегодня она получает педагогическое образование на заочном отделении. В её послужном списке многочисленные грамоты и благодарности от руководства района, села, школы, среди которых и благодарность от правительства Республики Ингушетия.

Главным своим богатством она считает семью. Несомненно, родную, и вторую семью — то есть её подопечных и, конечно же, коллектив, где, как она считает, все до одного, начиная с руководителя Ахмета Цечоева, люди не случайные, они бесконечно добрые и отзывчивые.

«Работа с такими детьми является для каждого сотрудника школы не просто специальностью или служебной обязанностью, но и делом всей жизни, — говорит она, — это наша семья, наши дети, особенные, свои, как, впрочем, и их родители. По-другому здесь работать нет смысла. Мы понимаем это, понимаем ещё и то, что ответственны не только перед теми, кого мы приручили, но и перед Всевышним».