Ах, эта свадьба...

Имамы мечетей и старейшины села Кантышево решили ограничить количество машин в свадебном кортеже

Имамы мечетей сельского поселения Кантышево вместе со старейшинами села и местными жителями провели сход, где предприняли новую попытку повлиять на статистику дорожно-транспортных происшествий, которая в последние месяцы катастрофически растет. Редкий день проходит без аварии на дорогах. В перечне причин, способствующих дорожным инцидентам, — свадебные кортежи.

Сход принял решение, что отныне свадебный кортеж в их селе будет состоять только из четырех машин. Во главе свадебной процессии в одном автомобиле едут мулла и старейшины, за ними будет следовать машина с невестой и её сопровождающими, в третьей машине находится молодёжь. Всю колонну будет контролировать четвертый автомобиль, в котором будут старшие родственники хозяина торжества. Они своим авторитетом должны обеспечить соблюдение участниками свадебного кортежа дисциплины и безопасности движения по пути следования.

За нарушение установленных правил на водителя-нарушителя будет наложен штраф в размере 50 тысяч рублей в пользу местной общины (закят). Такой же штраф ждёт и того, кто решит устроить во время следования свадебного кортежа стрельбу из боевого оружия. На выплату штрафа даётся 10 дней. Если по истечении назначенного срока штраф не выплачен, то нарушитель и его семья могут быть отлучены от тейпа и села.

Газета «Ингушетия» попросила имамов мечетей села Кантышево Джабраила Арчакова и Хамзата Зурабова прокомментировать решение схода и рассказать о мерах по его реализации.

Джабраил Арчаков, имам мечети с. п. Кантышево:

— В этот раз все наши имамы и духовенство в целом настроены очень решительно. Данный вопрос мы и раньше поднимали. А в этот раз толчком к таким действенным мерам стали события последних недель, когда подряд произошли ДТП с тяжелыми последствиями, с гибелью людей и враз осиротевшими детьми.

Контролировать исполнение решения схода будут имамы и старейшины села и тейпов. На нарушителей будут налагаться штраф и публичное порицание. В своем решении кантышевцы четко прописали пункт, в котором сказано: если житель нашего села, нарушив наш общий договор, станет причиной гибели человека, никто из нас не будет участвовать в урегулировании конфликта, даже однофамильцы. Решение этого вопроса полностью будет предоставлено правоохранительным органам, без нашего вмешательства для мирного улаживания спора с пострадавшей стороной. Думаем, что в ближайшее время духовенством республики также будет принято решение по этому вопросу, и мы, жители Кантышева, тоже обязательно скажем там свое мнение.

В основной своей массе ингуши понятливые и богобоязненные. Но, как и везде, есть среди нас и такая категория людей, которым проповеди не помогают. И в такой ситуации мы, духовенство, рассчитываем на помощь и поддержку республиканских властей. Да поможет нам Аллах!

Хамзат Зурабов, имам мечети в с. п. Кантышево:

— Ранее нами неоднократно предпринимались попытки решить эту проблему с дорожными авариями, происходящими по вине участников свадебных кортежей. В этот раз на сходе было рассмотрено несколько версий решения данного вопроса. Первое: хозяин свадебного торжества должен определить из своих близких родственников несколько мужчин в возрасте 50 лет и старше, чтобы они были замыкающими в свадебной процессии. Их задача строго следить за порядком в транспортной колонне и сразу же пресекать любое нарушение дисциплины и порядка, не позволять примыкать к ним посторонним автомобилям.

Впереди всего кортежа едет машина со старейшинами и муллой, а в следующем за ними автомобиле должна находиться невеста и ее сопровождение, затем машина с молодежью и одна замыкающая. Первая машина будет ехать с соблюдением определенного скоростного режима, остальной транспорт будет ориентироваться на нее.

Мы старались проработать каждый момент движения. Если по дороге молодыми людьми из друзей жениха или его родственников будут предприняты попытки примкнуть к колонне, вся процессия остановится и не поедет дальше. И это решение не будет меняться, даже если им придется простоять до самого вечера. Только волевым решением мы сможем что-то изменить в этой ситуации.

Бывает, что отец жениха недостаточно уверен в послушании своего сына и его друзей. Такую ситуацию мы тоже предусмотрели. Отцу парня предлагается забрать невесту из родительского дома в любой удобный для него день, кроме воскресенья. Если он согласится, но со стороны невесты кто-то станет противиться данному решению, нами будет использована возможность договориться с имамами этого населенного пункта о разрешении забрать невесту раньше, чем в воскресенье.

В случае, если хозяин свадьбы отклонит все эти предложения, то ответственность за любое происшествие, случившееся в ходе его свадебных торжеств, ложится на него, и он должен уплатить штраф в сумме 50 тыс. рублей. Либо установить нарушителя порядка, а сейчас это несложно сделать, учитывая, что на мероприятии ведется видеосъемка, и предъявить его. Тогда штраф придется оплачивать непосредственно виновнику нарушений.

Бывают ДТП с очень тяжелыми последствиями, с летальными случаями. Прощать такие преступления или нет, это личное дело пострадавшего или его родственников в случае гибели, но мы, имамы села Кантышево и другие представители духовенства, старейшины, приняли решение не брать на себя посредническую роль и не участвовать в переговорах по урегулированию такого конфликта сторон. Наша позиция — пусть они понесут наказание, соответствующее тяжести содеянного.

Мы долгое время надеялись, что не придется применять радикальных мер, что люди образумятся, откорректируют свое поведение. Но ничего этого не происходит. В чем причина? Я склонен думать, что проблема в отсутствии авторитетов и уважения друг к другу. Из своего детства помню, как вели себя старейшины. Они никогда не опускались до дрязг, всегда были взвешенными в своих словах и поступках — они держали свой статус.

Сегодня, к сожалению, осталось очень мало людей, своим образом жизни и поведением являющих пример для молодежи. Старшие в своих решениях руководствуются эмоциями и личными отношениями, а это не остается незамеченным, какими красивыми словами мы ни прикрывались бы. Поэтому молодые люди признают их только номинально, как традиционный атрибут общества, но уже лишенный своих полезных функций. А родители чрезмерно увлеклись в своей любви к детям и воспитывают из них безответственных потребителей жизни. Кроме того, свою лепту в разложение принципов и нравственности части людей внес и интернет. Каждый считает себя хозяином мнения. Отсюда и имеем сегодня все эти сложности в совместном проживании.

Несмотря на все это, мы не теряем надежды на лучшее. Для начала мы хотим в своем родном Кантышеве добиться стабильного развития, стать обществом, способным слушать и слышать друг друга, и все вопросы и проблемы решать дружно, с общего одобрения и поддержки. И этот сход был одним из шагов к данной цели. Да благословит нас Всевышний на благие дела!

Сегодня свадебный автомобильный поезд из десятков дорогих иномарок становится серьезной угрозой для попутных машин. Мало того, что они тормозят движение, в колонне всегда есть лихачи, соревнующиеся за место после машины с невестой. Это считается особой удалью и восходит к традициям тех времен, когда еще свадебные кортежи состоял из коней и фаэтонов.

Правда, и в старые времена нет-нет да и происходили несчастные случаи, но ограниченные в своей вольнице суровым спросом молодые люди более ответственно относились к собственному поведению.

Известен случай, когда всадник, пытавшийся объехать фаэтон с девушками в свадебном кортеже, не справился с конем, который наехал на повозку и опрокинул ее. В результате, одна из девушек погибла в самом расцвете лет, а молодой человек до конца жизни мучился из-за чувства вины и общего осуждения. Но способны ли на подобную рефлексию современные люди? Есть большие сомнения по этому поводу, учитывая, что поведение на дорогах большинства ингушских автомобилистов практически не меняется, только хуже становится.

Те, кто думают, что ситуацию могут изменить призывы к совести, чести, к ответственности — глубоко ошибаются. Те, у кого есть эти качества, не лихачат на дорогах, понимая, что подвергают риску жизни людей. Жизнь человека, которую Всевышний определил как бесценную.

Многие из этих легкомысленных водителей пытаются оправдать свою дурь, цепляясь за традиции, за национальный менталитет. Сегодня из-за таких, как они от традиций остается только форма и теряются здравый смысл и их суть, которые в них присутствовали изначально. Вряд ли наши предки стали бы поощрять обычай, который стал представлять угрозу людям.

Старшие помнят, что в 80-х годах прошлого века свадебные кортежи в Ингушетии были многочисленными. За невестой отправляли всех молодых девушек, чтобы никто не остался без внимания. Только их одних набиралось 20-30 человек. Но произошел случай, когда автобус из свадебного кортежа перевернулся и пострадали люди. И тогда было решено сократить кортеж до трёх машин и отправлять за невестой только трёх девушек. Полагалось, что в одной машине будет ехать невеста с сопровождением, в другой — старейшины, и в третьей — молодёжь.

Но 80-е вместе с Советским Союзом и перестройкой канули в прошлое, значительно улучшилось благосостояние многих людей и появилось желание продемонстрировать свою успешность. В наше время все стремятся сделать свой свадебный поезд самым представительным, и в кортеж включают дорогие машины, и побольше. Такая вереница автомобилей нередко занимает всю трассу и проселочные дороги. Каждый стремится опередить другого, чтобы иметь возможность подъехать к дому невесты в числе первых и почетных гостей. На обратной дороге лихачество усиливается за счет стремления молодежи обогнать соперников и первыми «поймать хвост» машины невесты. Вот эти ситуации и становятся самыми угрожающими.

Пару лет назад старейшины сел, вместе с сотрудниками правоохранительных органов, муниципальные власти уже пытались как-то решить эту проблему. В воскресные дни усиливался патруль ГИБДД на дорогах. Накануне свадьбы главы администраций вместе с участковыми обходили хозяев предстоящего торжества и просили ограничить количество свадебных машин и принять другие необходимые меры по предотвращению несчастных случаев, связанных с транспортом или стрельбой.

Кстати, стрельба из оружия на свадьбах тоже нередко становилась причиной трагедий, налагая мрачную печать на жизнь молодоженов. Некоторые стрелки, более ответственные, боевые патроны стараются заменить на охолощенные.

К самой традиции стрельбы на свадьбе отношение двоякое. Одни считают, что от нее вообще надо избавляться, так как стрельбе не место на праздничном мероприятии. Другие настаивают на сохранении этой традиции, предлагая использовать только холостые патроны.

Обычай стрелять на свадьбах у ингушей и других кавказских народов появился предположительно 300-400 лет назад. По сведениям ингушских этнографов, количество выстрелов было ограничено. Первый выстрел производился, когда невесту выводили из ее двора, а второй, когда ее заводили во двор жениха. Таким образом гостей оповещали о прибытии невесты. Но не всегда ружье было средством оповещения о главном событии празднества. В старину для оповещения использовался медный сосуд, по которому били деревянной киянкой.

Стрельба была связана и с суеверием. Люди верили, что таким образом они отпугивают нечистую силу от невесты и защищают ее от сглаза.

Этнограф Султан Мерешков считает этот обычай пережитком.

«Я — против стрельбы на свадьбах. У нас ведь часто не холостыми патронами стреляют. Это неправильный обычай, и я надеюсь, что мы всенародно откажемся от него. Да и правоохранители начали вмешиваться, задерживать. К тому же хозяин дома отвечает за все действия во время свадьбы, и если кто-то пострадает, то это на его совести. Но вот обычай, когда дети перекрывают дорогу свадебному кортежу, я бы сохранил. Это красивая традиция», — считает он.

Правоохранительные органы всегда боролись с этими двумя свадебными обычаями, представляющими серьезную угрозу жизням людей, и сейчас продолжают это активно делать. В воскресные дни усиленную службу несет патруль ГИБДД МВД по РИ. Они следят за тем, чтобы свадебные колонны не нарушали скоростной режим и не мешали движению других автомобилей на дорогах. В школах среди учащихся сотрудники МВД проводят профилактические занятия по соблюдению правил дорожного движения.

В последнее время к правоохранительным органам присоединились и власти республики, и старейшины. Закон движется в сторону ужесточения наказания за подобные нарушения общественного порядка. По данным пресс-службы МВД России по Ингушетии, в республике каждый год возбуждают, как минимум, одно уголовное дело по факту пальбы на свадьбе. Есть случай, когда в Назрани арестовали четырёх молодых людей, паливших в воздух во время свадебного торжества. Патроны были холостыми, но в отношении стрелявших возбудили уголовное дело по статье УК РФ «Хулиганство».

Убийства на дорогах — это огромная проблема, которая скашивает численность и так малочисленного народа. Никто не должен оставаться в стороне от ее решения. Каждый житель республики должен почувствовать свою ответственность и внести посильный вклад в борьбу с дорожными нарушениями. Надо каждого жестко призвать к ответу, потому что безнаказанность и приводит людей к безответственности. Пока не прекратится беспредел автоводителей на дорогах, каждый из нас находится в группе риска. Следующей жертвой ДТП может оказаться любой из нас.