Служба инкассации

Их «лидерству» не позавидуешь, но вот дружбе — можно смело и открыто

Вчера, 1 августа, в нашей стране отмечался профессиональный праздник сотрудников инкассации — Всероссийский день инкассатора. В этот день в 1939 году была создана служба инкассации при Госбанке СССР, хотя необходимость транспортировки и охраны денежных средств и ценностей возникла одновременно с их появлением, а точнее с конца IX века в Киевской Руси.

Главными торговцами и казначеями в древнем Киеве выступали князь и бояре. Они и обеспечивали охрану торговых караванов силами своих дружин. С тех давних времен деньги транспортировались либо их владельцами, либо людьми, которых они специально для этого нанимали и которым доверяли. И всегда, когда денег было достаточно много, их сопровождали вооруженные люди, готовые защищать их от грабителей.

Об инкассаторах мы знаем меньше всего, потому что об этой «таинственной» профессии почти ничего не сообщается в прессе. Впрочем, это вполне объяснимо: чем меньше посторонних знает о специфике работы этих людей, тем спокойнее им живется. Хотя сегодня уже почти не осталось закрытых тем, и всемирная сеть Интернета позволила нам зайти и узнать кое-что из закулисной работы, что от нас самым тщательным образом «скрывали» инкассаторы Назрановского участка.

— Не имеем права разглашать информацию, — четко ответил мне начальник Назрановского участка Саид Аушев на поставленный мною первый же вопрос, сколько в день точек обходит бригада инкассаторов. Всё что мы смогли узнать от него, это лишь незначительные общеизвестные детали, о чём мы вам сейчас расскажем, а остальную информацию собрать помог наш «вездесущий» Интернет.

— Лишнее мы не говорим, такая у нас работа, — говорит Саид Аушев. — Скажем лишь, что работа инкассаторов очень ответственная и опасная, потому как связана она с ценностями. Начинаем мы свой день с инструктажа, и это не формальность — сотрудники нашего ведомства знают, что должны всегда и везде придерживаться строгих правил поведения. Инкассаторы не имеют права ни с кем вступать в разговоры при перемещении с сумкой, отклоняться от строго определенного маршрута. Исключений не делается даже для работников правоохранительных органов.

Согласно инструкции, в машине должны быть два инкассатора и охранник. Все в униформе. Коллектив должен быть сплочённым. Это очень важно. Наши «тройки» работают не один год вместе, если вдруг там произойдёт раскол, то мы обязаны будем предпринять определённые шаги. Пока с этим у нас проблем не было. Ребята все здоровые, проверенные, работают слаженно.

Как мы уже отметили, более подробную информацию мы собрали самостоятельно, но даже дать ей подтверждение сотрудник инкассации отказался. Был профессионально малословен. Ну и мы не стали его донимать, понимая ситуацию, поэтому делимся со своими читателями «открытиями» из мира инкассаторов, которые «накопали» самостоятельно в Интернете.

На первый взгляд, в инкассаторской работе нет особой сложности. И выполняемые задачи у инкассаторов — развозить наличные деньги от клиентов к клиентам. Однако все мы понимаем серьёзность данной профессии. Потому требования к ним тоже соответственные. Большая часть работы инкассатора — обучение и тренировки. Серьёзнейшая теоретическая подготовка (закон, новое оборудование, тактика работы, многочисленные внутренние регламенты) дополняется практикой за рулём, в спортзалах, тирах и т. д. Отбор претендентов в инкассаторы тоже самый строгий. Кандидат должен иметь хорошую репутацию, без судимостей, в том числе и среди близких родственников, хорошую физическую подготовку, выдержать специальные психологические тесты, пройти своего рода «стажировку» под присмотром опытного наставника, сдать зачет специальной комиссии, и только после этого он может рассчитывать на должность инкассатора.

Поскольку инкассатор — потенциально «привлекательный» объект для криминальных элементов, то он, согласно инструкции, обязан быть соответственно экипирован: иметь бронежилет и огнестрельное автоматическое оружие для личной безопасности и надежной охраны перевозимых ценностей, рацию — для связи с дежурной службой. Боевое оружие он обязан сдать по окончании рабочего дня вместе со всеми боеприпасами. Отвечать приходится за каждый патрон, не говоря уже об оружии.

Кейсы, как теперь называют «мешки», сделаны из особого, очень прочного брезента. Этот материал практически не горит и не промокает. Загруженная деньгами сумка тянет на 20 кг. А инкассаторский мешок (он из такого же материла) весит до 50 кг. После загрузки мешков и сумок в контейнеры их перевозят в помещение кассового пересчета. Когда эта операция закончена, деньги отправляются в хранилище банка. Там, за надежной металлической дверью, огромные суммы денег. И вход туда разрешен очень узкому кругу людей.

Связь инкассаторы поддерживают через дежурную часть. Здесь круглосуточно находятся дежурные инкассаторы, которые имеют радиосвязь со всеми банковскими спецмашинами.

Инкассаторы обслуживают не только банки и разные организации, но и банкоматы. Деньги загружаются в специальные кассеты, и уже в них, а не в сумках, они должны быть доставлены в банкоматы. Состояние каждого банкомата отслеживается операторами, и если обнаруживается, что в каком-то из них заканчиваются деньги или возникает какая-то техническая неисправность, то туда направляется бригада инкассаторов и оператор. Но ни инкассатор, ни оператор в одиночку открыть банкомат не могут, так как у одного находится ключ, у другого — пароль.

Средством передвижения инкассаторов и доставки наличности служит бронированная спецмашина, весом до 4 тонн. Над каждой серийной машиной хорошо работают: бронируют все металлические и стеклянные поверхности. Устанавливают серьёзное дополнительное оборудование для обеспечения безопасности груза, жизнеобеспечения экипажа и закономерной адаптации многих узлов автомобиля к новым условиям. В результате даже незагруженный грузовичок становится на несколько тонн тяжелее. Это сказывается на управляемости, потому водителей такого спецтранспорта обучают специально. «Гражданские» водители обычно этого не знают. Всё внутри и снаружи машины обложено камерами, всё просматривается, пишется и передаётся на сервер.

В целях безопасности окна и люк в нем не открываются. (Люк можно открывать только для эвакуации.) На маршруте у инкассаторской машины преимуществ, как, скажем, у «скорой» или милиции, нет. Правда, по служебной необходимости этот транспорт имеет право останавливаться и стоять в любом месте. Даже на тротуаре, перед дверью банка. Это тоже — в целях безопасности и сохранности перевозимого груза. Старший в бригаде — водитель-инкассатор. Он никогда не покидает машины, а деньги заносит и выносит его напарник, которого называют «сборщиком». Именно водитель принимает решение в случае нападения оставить раненого напарника и уехать с деньгами.

К броневику инкассаторов во время работы прикасаться нельзя. Оказывается, такое действие запускает секретный протокол, не сулящий ничего хорошего любопытствующим.

Согласно данным социологов, эта профессия в рейтинге самых опасных, и такому «лидерству» не позавидуешь, но вот позавидовать инкассаторской дружбе, их сплочённости, крепости и верности, думается, можно смело и открыто.