Пропаганда здорового образа жизни

Факультет журналистики МГУ поблагодарил шеф-редактора газеты «Ингушетия» Павла Цороева за участие в исследовании по продвижению ценностей здорового образа жизни в СМИ

Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова поблагодарил шеф-редактора газеты «Ингушетия» Павла Цороева за участие в исследовании «Профессиональный опыт российских журналистов в продвижении ценностей здорового образа жизни в российских СМИ».

В исследовании, проведённом в июле-сентябре 2019 года, приняли участие 140 журналистов из всех регионов России. Из них 76 журналистов работают в печатных изданиях, 30 человек — в агентствах новостей, и 34 — на ТВ, радио и в интернет-СМИ. В исследовании приняли участие 86 женщин и 54 мужчины. Более 60% участников исследования имеют опыт в журналистике свыше 15 лет, что обеспечило высокую достоверность результатов.

Координатор исследования Е. А. Стрига направила в газету «Ингушетия» краткий обзор результатов проведённого анкетирования, выводы и вытекающие из исследования рекомендации, которыми журналистам можно воспользоваться в практической деятельности.

Результаты:

1. Для продвижения ценностей ЗОЖ инфоповодами являются: спортивные мероприятия — 51%, оздоровительные мероприятия — 20%, просвещение о ЗОЖ — 11%, мотивация к ЗОЖ — 10%.

2. Широта понимания феномена ЗОЖ отражена тематикой: спорт как ЗОЖ — 33%, личности, ведущие ЗОЖ — 16%, методы укрепления здоровья — 13%, отказ от вредных привычек — 11%, советы экспертов о ЗОЖ — 9%, здоровое питание — 5%.

3. Жанры, используемые журналистами для продвижения ценностей ЗОЖ: репортаж — 30%, новость — 23%, статья — 19%, интервью — 10%, просвещение — 9%.

4. Трудности в продвижении ценностей ЗОЖ: нет заказа на информацию о ЗОЖ — 27%, безразличие аудитории к вопросам ЗОЖ — 13%.

5. Факторы, способствующие выбору в пользу ЗОЖ: для человека ЗОЖ является ценностью — 30%, семейное воспитание — 23%, уровень образования — 20%, спортсмен — 18%.

6. Среди пропагандистов ЗОЖ в шесть раз больше журналистов, получивших образование в СССР

(следовательно, более взрослые, с большим профессиональным и жизненным опытом), видят уровень образования человека важным фактором для серьезного отношения к ЗОЖ по сравнению с журналистами, получившими образование в современной России. Старшее поколение журналистов свято верит в решающую роль образования в жизни человека.

7. Самым важным фактором (61,4%), способствующим формированию у студентов, школьной молодежи и детей ориентаций и установок на необходимость и возможность здорового образа жизни, журналисты считают семейное воспитание — то, что семьей с детства воспитаны навыки ведения ЗОЖ.

8. Существуют устоявшиеся стереотипы, стойкие заблуждения, которые являются демотивирующими причинами, препятствующими ведению ЗОЖ. Главные предубеждения, как следует из опроса, таковы: «я и так здоров, зачем мне лишние хлопоты» — 25,7%; «есть в жизни вещи поважнее, о чем заботиться» — 24,3%; «все там будем» — 22,9%; «не хочу себя лишать удовольствий жизни» — 24,3%.

9. Наиболее значимыми негативными социальными факторами, препятствующими формированию ориентаций и установок взрослого населения на необходимость и возможность ЗОЖ, являются демотивирующая атмосфера и отрицательный пример семьи (30%), зависимости — пристрастие к алкоголю, к сидению у телевизора, к азартным играм (28,6%). Третьим по степени значимости негативным социальным фактором является безразличное отношение близкого круга друзей и знакомых к ЗОЖ (14,3%).

10. Наиболее значимыми негативными социальными факторами, препятствующими формированию ориентаций и установок студентов, школьной молодежи и детей на необходимость и возможность ЗОЖ, являются увлечение компьютерными играми и пустое времяпрепровождение в сети (47,1%), демотивирующая атмосфера и отрицательный пример семьи и друзей (31,4%), отсутствие в учебных заведениях постоянных, целенаправленных и научно обоснованных практик формирования ценностей ЗОЖ (11,4%).

Выводы:

1. Журналисты региональных СМИ относятся к своей профессиональной деятельности как к гражданской и гуманистической миссии.

2. Журналисты предпочитают следовать за организованными событиям (мероприятия, открытие сооружений и пр.). Только 20% инфоповодов принадлежит самим авторам.

3. Люди делают выбор в пользу ЗОЖ в равной степени на основе рациональных и эмоциональных факторов.

4. Большинство населения знает о методах сбережения здоровья, но слишком неохотно расстается с привычками повседневности, глубоко укоренившимися в их сознании и безобидными на первый взгляд.

5. Наиболее важным фактором усвоения ценностей ЗОЖ молодежью является семейное воспитание.

Рекомендации по повышению эффективности продвижения ЗОЖ в СМИ:

1. Журналистам следует быть более инициативными в выборе инфоповодов для продвижения ценностей и мотивации к ЗОЖ.

2. Так как, по данным Росстата, только 12% населения ведут здоровый образ жизни, значит журналистам следует искать новые, убедительные, современные подходы к продвижению его ценностей.

3. 52% журналистов предлагают во всех СМИ вести ежедневные, интересные и привлекательные страницы (программы, рубрики) о ЗОЖ по возрастным группам, которые могут возглавлять профессиональные психологи и медики (51,4%).

4. 53% журналистов, осознавая свою недостаточную компетентность в вопросах ЗОЖ, считают целесообразным, чтобы СМИ организовывали для своих сотрудников курсы по методам продвижения ценностей ЗОЖ.

5. 50% журналистов эффективным методом продвижения ценностей признают непосредственное вовлечение аудитории: организация на базе СМИ постоянно действующих школ ЗОЖ, конкурсов, викторин для всех возрастов.

6. 41% журналистов выдвигают предложение о том, что каждое СМИ может инициировать региональные проекты ЗОЖ для всех групп населения (41,4%).