О достоинстве и этикете

Это, сынок, не я тебя ударил, это ты мне дал пощёчину!

Интересную историю из собственной жизни о чести и достоинстве рассказал мне один старик. Не стану называть его фамилии, не для прессы давал он информацию. Но мне она показалась очень важной и значимой в плане духовно-нравственного воспитания, потому и взяла на себя смелость пересказать её своим читателям.

Начал он с того, что все мы люди, и нам свойственно ошибаться, свойственно где-то нарушать нормы этики. То было в 80-х годах прошлого столетия.

«Важно при любых ситуациях не терять самообладание, — говорит он, — всегда оставаться достойным и мужественным. А если у человека нет внутреннего стержня, если у него нет ингушского воспитания, то вряд ли ему это удастся сделать. Тут вот словами не научишь, тут нужно с младенчества пропитывать сына духом мужества и достоинства.

А случилась со мной эта история на свадьбе моего племянника, — рассказывает он, — во дворе полно гостей, надо всех рассадить, покормить, чтоб без задоринки. Ну, как у нас положено, у ингушей. А мы не можем дозваться младшего брата жениха, который должен был всем этим заниматься вместе с другими ребятами из рода, — то есть рассаживать гостей, организовывать обслуживание, провожать их и прочее.

И тут, спустя какое-то время он появляется. Что он подвыпивший и изо всех сил старается держать себя в форме, стало сразу ясно. И вроде держался, мне стоило просто отвести глаза, пока он не скроется, или процедить сквозь зубы, чтоб убирался с глаз, а потом уже поговорить с ним, когда люди разойдутся. Но я не сдержался, признаюсь, что был неправ, и дал ему наотмашь пощечину так, что тот кубарем полетел в сторону колодца, задел стоящее на нём ведро с холодной водой и опрокинул его на себя.

Эта ситуация смутила гостей и наверняка стоящего рядом отца, хотя он никакого вида не подал. Мне же стало очень неудобно, что подпортил свадебную атмосферу, нарушил этикет гостеприимства. Ведь гостям тоже стало неловко от всего этого.

Племянник же поднялся на ноги и ловко вывернул эту ситуацию в положительное русло.

«Прими мои извинения, «воти» (обращение к дяде на ингушском языке), — сказал он, утирая платком мокрое лицо. — Я благодарен Всевышнему, что ты есть у меня, который может и имеет право наказать меня. И я горжусь, что ты у меня есть такой. Я тебе даю слово, что больше никогда ты меня таким не увидишь!»

Ситуация разрядилась. Окружающие стали подзадоривать его, а он, отшучиваясь на ходу, быстрыми шагами скрылся с глаз. «Иди, иди, — бросил я ему вслед, — видать вода холодная тебе ум отрезвила», не выдавая своего довольства тем, что я в племяннике только что я увидел настоящего мужчину. И это очень радовало. Но я подумал тогда: да, сынок, это не я тебя сейчас ударил, это ты мне дал пощёчину!«

Слушая старика, я думала: вот, как бы в этой ситуации поступили сегодня, и с той, и с этой стороны? Старший, пользуясь положением и статусом, продолжил бы распылять свой гнев? Младший же, в силу возраста или невоспитанности, отреагировал бы поперёк старшего или ушёл бы, бормоча под нос и затаив обиду? Отец сына бы возмутился, не устоял бы?

Если кто-то скажет: «А не надо было пить», — то это не обсуждается. Не об этом речь. «Все мы люди, нам свойственно ошибаться», — гласит народная мудрость.

Хочется верить, что и сегодня так же достойно вышли бы из такой или подобной ситуации. Думается, что урок нравственности из этой истории можно извлечь. Хотя, ох как много закручено здесь этических, духовно-нравственных гаек!