Дешевле не значит хуже

Эксперты утверждают, что спрос на дешевые лекарства упал

На фоне регулярных сообщений о том, что россияне стали меньше тратить денег на продукты питания, которыми пестрели СМИ в течение года, интересной показалась статистика газеты «Известия» с ссылкой на исследования DSM Group о том, что в России стали больше тратить денег на покупку лекарств.

Так, за октябрь текущего года средний чек за лекарства вырос почти на 7% по сравнению с тем же периодом прошлого года, сообщает газета «Известия». Неужели вынужденная экономия на продуктах питания привела к тому, что люди в нашей стране стали чаще болеть?

Оказывается, нет! Эксперты объяснили, что динамика цен на фармацевтическом рынке связана со снижением спроса на дешевые медикаменты. То есть с некоторых пор дешевые медикаменты перестали вызывать у наших граждан доверие к их эффективности. Даже такие популярные у потребителей советской закваски, как активированный уголь и мукалтин.

К примеру, продажи любимого всеми нами пористого адсорбента под наименованием активированный уголь упали на 21%, на 16% уменьшились продажи дешевого отхаркивающего средства на основе корня алтея — мукалтина.

Правда, это касается только препаратов по цене до 50 рублей. В более дорогих сегментах продажи увеличились в пределах 10%. Но государство уже предпринимает ряд мер, ограничивающих рост цен на жизненно важные и необходимые лекарства. В таком списке уже находится 650 непатентованных наименований медикаментов (ННП), которым соответствует порядка 30 тысяч брендов препаратов. А в 2020 году из списка исчезнет один медикамент и 24 добавятся.

В целом, как утверждают эксперты, фармацевтический рынок стагнирует, и это одна из причин, по которой аптеки нацелены любой ценой продать посетителю более дорогой товар. И, по их мнению, такая тенденция в будущем будет только набирать обороты, ведь аптеки имеют по большей части не социальную, а коммерческую структуру.

Но не учитывать социальный фактор у аптек тоже не получается. Особенно в таких регионах, где уровень дохода населения невысок, как например, в Ингушетии. Здесь стабильно высокий уровень безработицы и самые маленькие зарплаты. И такая ситуация вносит свои определенные коррективы в спрос на те или иные лекарства, на добавочную стоимость при их реализации.

По словам Ларисы Костоевой, индивидуального предпринимателя с фармацевтическим образованием, спрос на лекарства действительно имеет тенденцию к снижению. И конкретно в ее случае это связано с рядом факторов влияния, и, в первую очередь, социального.

— Падение продаж в моей аптеке совпало с началом экономического кризиса в стране. Мы его начали ощущать на себе особенно остро в последние два года — выручка заметно упала. Люди даже с рецептами от врачей чаще стали просить заменить дорогие лекарства на их дешевые аналоги — дженерики. Больше появилось людей, которые просят дать лекарства в долг, а постоянным клиентам в таких просьбах не откажешь, — говорит владелица аптеки.

По ее словам, специально статистику по спросу на те или иные лекарства она не вела, но заметного спроса именно на дорогие лекарства пока не было. Чаще все-таки берут более дешевое лекарство.

Аналитики зафиксировали падение продаж лекарств в российских аптеках впервые с кризиса 2008 года. И не в денежном выражении, а именно в упаковках.

«Такой высокий показатель «отрицательного прироста» рынок демонстрировал только в кризис 2008-2009 годов», — говорят авторы исследования — аналитики агентства DSM Group.

«Это красноречиво свидетельствует вовсе не о том, что россияне стали меньше болеть. А о том, что дело дошло до экономии на самом необходимом — лекарствах», — комментирует ситуацию газета «Московский комсомолец», которая также изучала тему.

На здоровье экономить, конечно, не стоит, но, учитывая, что материальный кризис начал поджимать со всех сторон и «копейка рубль бережет», как же все таки правильно определиться с выбором: дорогие лекарства покупать или их дешевый аналог? Чаще всего за нас этот вопрос решает лечащий врач и оспаривать эту позицию очень сложно, особенно учитывая, что компетенция большинства из нас в фармакологии оставляет желать лучшего.

Получается, что мы стоим вне процесса определения и выбора того или иного лекарства, а врач и производитель со всем своим маркетингом за нас решают, что нам употреблять.

Чтобы стать активным участником своего лечения для начала разберемся, что такое дженерики и в чем разница между оригинальным лекарством и его аналогом.

По словам Ларисы Костоевой, фармацевта-провизора и аптечного предпринимателя, практически у всех назначаемых врачами лекарств есть аналоги, у некоторых даже до десятков. Их называют дженериками. Общее у них с оригинальным лекарством — действующее вещество, а вот цены существенно варьируются.

Препарат, содержащий инновационное действующее вещество, признается оригинальным, на рынке он в момент выхода не имеет аналогов и его «единственность» охраняется патентом. Но проходит 20 лет и патентная защита уже не работает. Любая фармацевтическая компания получает отмашку на производство препарата с тем же активным компонентом. Тут-то и появляются дженерики — лекарства, содержащие то же самое действующее вещество, что и оригинальный препарат, но выпускающиеся под другим торговым названием.

— Что влияет на цену лекарства? Она зависит и от степени очистки, от дополнительных добавок, которые продлевают действия основного вещества, и от минимизации в препарате побочных проявлений. Кроме того, в цене более дорогих лекарств содержится и маркетинговая составляющая, куда входят надбавки на этапе их реализации аптеками, также и расходы на рекламу препарата, а еще, условно говоря, на «подкуп врача», чтобы он прописывал пациентам то или иное лекарство. Более сложные технологии изготовления также влияют на конечную цену лекарства, — комментирует тему фармацевт Лариса Костоева.

Выпускать дженерики существенно дешевле, чем оригинальные лекарства. Сначала компания-производитель оригинального препарата должна придумать рабочую формулу. Потом провести лабораторные исследования, а действительно ли новое лекарство работает так, как предполагалось.

Есть и еще один важный фактор влияния дженериков на фармацевтический рынок. Производство дженериков позволяет избежать монополии на рынке лекарств, и заставляет производителей со временем снижать цены на препараты. А еще дешевые лекарства не подделают, так как экономически это не выгодно.

Связано это с тем, что производящая дженерик компания получает готовую формулу препарата. То есть после многочисленных лабораторных исследований и апробации. И так как тратиться на испытания при производстве аналогового препарата уже не нужно, компания может позволить себе уменьшить цену без снижения качества препарата.

Соответствие международным качествам стандарта (GMP) — это как знак качества для дженерика. Этими стандартами определяются состав, форма упаковки и качество сырья будущего лекарства. Если препарат окажется неэффективным или опасным, на рынок его просто не пропустят.

К дженерикам есть еще ряд обязательных требований, которые должны совпадать с оригинальным препаратом. Он должен оказывать подобный же эффект, иметь такую же скорость всасывания и за то же время выводиться из организма. Этот принцип называется биоэквивалентностью.

При выборе аналогов специалисты рекомендуют обращать внимание на производителя, у него должна быть солидная репутация на фармацевтическом рынке.

Прежде чем дженерик попадет на полки аптеки, он должен доказать свою эквивалентность оригинальному препарату. Однако некоторое отклонение (в пределах 20%) все же допускается, чем иногда пользуются не совсем добросовестные производители дженериков. Стремясь снизить издержки, они корректируют состав вспомогательных компонентов и меняют технологию производства. Это в конечном итоге может привести к уменьшению всасываемости препарата, а значит, и снижению его эффективности в сравнении с оригинатором. Поэтому выбирая аналоги, обращайте внимание на «солидность» производителя.