Религия в вопросах и ответах

Директор культурно-просветительского центра «Рассвет» Ахмед Тангиев ответил на часто задаваемые вопросы в исламе

Как правильно совершать омовение? Кому давать закят? Обязательно ли вставать на утренний намаз? Подобными вопросами обычно задается молодежь, которая начинает изучать религию ислам. Сегодня вашему вниманию мы представим десять самых актуальных вопросов об исламе и дадим на них исчерпывающие ответы. В качестве респондента, который, собственно, и ответит на наши вопросы, выступит исполнительный директор культурно-просветительского центра «Рассвет» и ведущий еженедельной духовно-просветительской программы на телеканале НТРК «Ингушетия» Ахмед Тангиев.

— В Ингушетии мы часто слышим различные пожелания, клятвы, а иногда даже и проклятия с присутствием слова «Даьл». Так можно ли говорить «Даьл», подразумевая при этом Аллаха?

— С точки зрения ислама, когда человек говорит «Даьл», нужно посмотреть, что подразумевает это слово под собой в ингушском языке. А все мы знаем, что «Даьл» это Бог, точно так же, как и в русском языке, когда говорят «Господь». Поэтому, если человек говорит «Даьл», подразумевая при этом Аллаха (Азза ва Джаль), то в этом нет ничего страшного.

— Сегодня очень расхожее мнение о том, можно ли молиться без головного убора. Будет ли полноценным намаз, совершенный, в нашем случае, без тюбетейки?

— Согласно канонам шариата, мусульмане, приходящие в мечеть на намаз, должны быть в опрятной и чистой одежде. Ведь они являются в дом Аллаха для того, чтобы совершить поклонение Всевышнему. Помимо этого, во время намаза предстоит стоять в одном ряду с единоверцами, а кому хочется находиться рядом с человеком, от которого дурно пахнет и который одет неряшливо и грязно. В связи с этим вспоминается притча о хазрати Умаре (мир ему), который, встретив в мечети неряху, обратился к нему со словами: «О, раб Божий! Решился бы ты явиться в таком виде к правителю или везирю?» На что прихожанин ответил: «Конечно же, нет!» Тогда хазрати Умар (мир ему) многозначительно сказал: «А что, по-твоему, Аллах Та’аля не достоин в тысячу крат большего почитания и уважения, нежели правитель или визирь? Стоит ли являться к Нему в чистой и нарядной одежде?»

Эта притча и слова хазрати Умара (мир ему) имеют глубокий смысл, и они касаются тех, у кого имеются все удобства.

Что же касается чтения намаза с непокрытой головой — и здесь должен быть свой подход. Нельзя заявлять человеку, совершающему намаз без головного убора, о том, что его намаз недействителен. В данном случае правильнее и уместнее было бы сказать этому человеку: «Вы не уделили должного внимания одной из сунн намаза (обратите внимание не фардам — обязательным!), что подвергается легкому порицанию».

В этих щепетильных вопросах необходима мягкость и сдержанность. Проявление всезнайства и жесткости и заявления вроде: «Твой намаз неправильный!» — недопустимо.

Также все, что делал пророк Мухаммад (Салла-л-Лаху алайхи ва саллам), является сунной, а он всегда ходил в головном уборе.

— Надо ли повторно совершать малое омовение, если до этого ты совершил гусль (купание)?

— Человек, когда собирается купаться по сунне, совершает до этого малое омовение, а потом уже купается. То есть после этого ему уже не надо повторять малое омовение. Если же человек после купания сомневается, что не нарушил омовение, то, конечно, ему надо повторить малое омовение.

Некоторые ученые также утверждают, что достаточно просто искупаться, но имам Шафии ставит обязательный порядок. То есть если человек сперва моет ноги, потом руки, а потом лицо, его омовение не будет действительным. Сам порядок должен соблюдаться. Поэтому, если человек совершит малое омовение, а потом искупается, это будет самым правильным.

Также в одном из аятов подробно описывается совершения гусля и малого омовения: «О, те, которые уверовали! Когда вы встаете на намаз, то умойте ваши лица и ваши руки до локтей, оботрите ваши головы и умойте ваши ноги до щиколоток. А если вы находитесь в половом осквернении, то очиститесь. Если же вы больны или находитесь в путешествии, если кто-либо из вас пришел из уборной или если вы имели близость с женщинами, и вы не нашли воды, то направьтесь к чистой земле и оботрите ею ваши лица и руки. Аллах не хочет создавать для вас трудности, а хочет очистить вас и довести до конца Свою милость по отношению к вам, — быть может, вы будете благодарны» (аль-Маида 5/6).

Из этого аята следует, что человек находящийся в состоянии джанаба (полового осквернения) может совершать намаз после того, как совершит гусль. Таким образом, человеку, совершившему гусль, нет необходимости совершать дополнительно малое омовение для выполнения намаза, если после совершения гусля не возникло обстоятельств, нарушающих малое омовение. Гусля в этом случае вполне достаточно.

В риваяте, переданном от Айши (радыйаллаху анха), сообщается: «Посланник Аллаха делал гусль, после чего совершал два ракаата сунны и два ракаата фарда утреннего намаза. Я не помню, чтобы он после совершения полного омовения совершал еще и малое омовение» (Абу Давуд, Тахарат, 98).

— Многие курильщики отказываются от сигарет и переходят на кальян, аргументируя это тем, что он разрешен в исламе. Ошибочно ли это мнение, ведь он не менее вреден, чем те же сигареты?

— Некоторые любители кальяна пытаются сделать его дозволенным, ссылаясь на то, что якобы арабы тоже курят его. Да, действительно, на Востоке это дурное явление популярно, но от этого курение не становится разрешённым по исламу. Независимо от того, арабы ли это или не арабы, курение кальяна является запретным по шариату.

Мы ни в коем случае не должны обращать внимание на традиции или поступки людей, мы должны следовать указаниям шариата и руководствоваться в первую очередь именно ими. А по нормам ислама, курение кальяна и курение вообще — грех. За обычный одночасовой сеанс курения кальяна человек вдыхает в 100-200 раз большее количество дыма по сравнению с выкуренной сигаретой.

Чему же будет равна кара Всевышнего в Судный день для всех, кто связан с табачной индустрией, наряду с теми, кто использует табак? Общеизвестен хадис, в котором говорится, что всякий, кто вносит хоть малейшую лепту в какое-либо греховное дело, является соучастником в этом грехе и получит соответствующее наказание. Поэтому все, кто делает, привозит, рекламирует и продаёт кальяны, табак и сигареты, открывает заведения для курения кальяна, предоставляет помещения в аренду, кто охраняет эти места, убирает, обслуживает их, участвуют в этом великом грехе, за который им придётся отвечать перед Аллахом в Судный день.

Единственный выход — раскаяться, оставить запретное и начать зарабатывать дозволенным путём. Сменить вывеску «Кафе-кальянная» на какое-нибудь другое, дозволенное, например «Кафе-халяль», тем более что в кафе и ресторанах, где не продаётся спиртное, соответственно, есть чистота и порядок. Подобные заведения пользуются большим успехом и могут принести немалую прибыль. В этом прибыль, благодать, польза для общества и, самое главное, довольство Всевышнего Аллаха.

Более того, этот человек впустую тратит свое время. В хадисе Посланника Аллаха (мир ему) сказано: «Ноги раба Аллаха в Судный день не сдвинутся с места, пока он не будет спрошен о четырех вещах: о его жизни, как он ее провел; о его молодости, как он ее использовал; о его имуществе, как он его приобрел и на что тратил; и что он делал из того, что он знал!» (Тирмизи).

Время, доверенное нам Аллахом, — благо, наша обязанность заключается в использовании его наиболее эффективным образом для обретения довольства Аллаха.

— Разрешается ли совершать намаз, если кровь человека или животного (например, барана или курицы) попадет на тело или одежду?

— Одним из основных условий совершения намаза является чистота тела и одежды, без всякого наличия на них нечисти. Кровь живности, выходящая пульсирующими толчками (которая бьет фонтаном из тела) считается нечистью, и куда бы она ни попала, это место должно быть очищено. К этому относится кровь человека, а также большинства живых существ и птиц. Поскольку их кровь выходит под давлением.

Хотя, например, кровь рыбы, мухи или мелких насекомых не бьет фонтаном, и поэтому не считается нечистотой. Но ради чистоты следует промыть загрязненное место.

Наряду с этим, если на тело или одежду попала кровь самого человека, кровь другого человека или животного, мясо которого считается халялем, и размер участка, обагренного кровью, не превышает в размере ногтя большого пальца руки или не больше чем указательный палец руки до сгиба, разрешается совершать намаз.

Даже сподвижники Пророка (мир ему), когда сражались и одежда их была в крови, они в этой же одежде совершали намаз.

Но к этому не относится менструальная кровь, послеродовая кровь, кровь собак и свиней, падали (нечисти). Некоторые муджтахиды писали, что кровь животных, являющихся харамом, тоже относится к этой категории.

— Можно ли мусульманину заниматься единоборствами, где нужно бить оппонента в лицо?

— Вообще, лицо — это красота человека. Мы же никогда не говорим, что у человека красивые руки или ноги, мы его всегда оцениваем по лицу, будь то девушка или парень. И пророк Мухаммад (мир ему) запретил бить человека по лицу. Кроме того, даже животных бить по лицу является запретным.

К примеру, подавляющее большинство богословов против занятия боксом, не одобряется этот вид спорта. Но, может быть, на начальном этапе, как средство самообороны допустимо, а постоянное профессиональное занятие спортом, по мнению большинства ученых исламского мира, не одобряется, так как Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) запретил бить по лицу.

Все подобные виды спорта, несмотря на зрелищность и на то, что они развивают силу, выносливость и какие-то волевые мужские качества, к сожалению, калечат людей. Огромное количество людей, которые и стали чемпионами, и не стали, на этом пути потеряли здоровье, потом всю жизнь лечатся, потому что пропускают серьезные удары, которые сажают печень, делают сотрясение мозга, сшибают зубы, ломают кости — какие будут последствия, один Аллах знает. Такие виды единоборств, с точки зрения мусульманских ученых, запрещены. Мусульманин может заниматься борьбой, это сунна Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), верховой ездой, стрелять из лука, это может быть и стендовая стрельба, плавать, бегать — эти виды спорта полезны для здоровья. А то, что касается единоборств, которые калечат людей, то они, по единогласному мнению ученых, запрещены, несмотря на свою зрелищность.

Также, если человек готовится к сражению, тренируется, и он ударил кого-то по лицу или его ударили, то в этом нет ничего такого. Все зависит от намерения. Но все равно нужно этого сторониться.

— В последнее время очень популярным среди мусульман стал исламский кредит. Можно ли пользоваться подобной услугой?

— Надо посмотреть, какие там условия. В любом случае, если человек дает десять тысяч в долг и говорит: вернешь мне одиннадцать тысяч, то это уже харам, и не важно, этот процент растет или нет с каждым годом. Даже если человек дает в долг и говорит, сделай мне какое-то одолжение из-за этого, это также является харамом. Когда человек дает в долг, он не имеет права ставить какие-то условия. Единственное, он может определить дату.

Другой вопрос, если человек, который одолжил деньги, решит отблагодарить займодателя. Это уже другое дело, и ничего запретного в этом нет.

Также сегодня распространена ипотека. Некоторые мусульманские учёные считают ее дозволенной в том случае, если она вызвана острой необходимостью. В частности, богословами выносились фетвы о дозволенности прибегать к ипотечному кредитованию для покупки жилья, в котором мусульманин остро нуждается, или же имеются объективные причины для улучшения жилищных условий семьи, но при этом нет иных законных способов сделать это, кроме как посредством ипотеки.

В данном случае богословы мотивируют дозволенность соображениями острой необходимости, так как в форс-мажорных ситуациях мусульмане вправе прибегать к совершению тех деяний, которые в обычных условиях расцениваются как греховные.

— Этим вопросом, в частности, задается молодежь, которая сегодня активно пользуется различными компьютерными программами. И интересует их следующее: разрешено ли устанавливать на компьютер нелицензионные программы, то есть взломанные? Является ли это воровством?

— Данный вопрос относится к категории авторских прав, к сожалению, на сегодняшний день не существует конкретного хукма, вынесенного нашими алимами. Возможно, в скором времени наши факихи соберутся вместе и вынесут конкретное решение по этому вопросу.

Однако со своей стороны могу сказать следующее: если программа защищена от копирования, то это означает, что разработчик данного программного продукта не хочет, чтобы его программой пользовались бесплатно.

Если данная программа стоит не очень дорого, то, конечно же, лучше всего купить официальную копию данной программы. Если есть возможность связаться с разработчиком этой программы, то необходимо связаться с ним и узнать, можно ли бесплатно использовать эту программу.

Если на сайте разработчика программного обеспечения имеется информация, запрещающая нелицензионное использование той или иной программы, то в этом случае нелицензионное скачивание этих программ будет запрещено для нас.

В любом случае, авторское право признается собственностью или, если выражаться точнее, «интеллектуальной собственностью», которая кому-то принадлежит. А мусульманину не разрешается посягать на собственность другого человека. Ислам оберегает права каждого человека вне зависимости от его вероисповедания, национальности, социального и политического положения.

Исключением является тот случай, когда есть острая необходимость в этом ПО, то здесь ученые разрешают его лишь для частного использования, не для бизнеса. К примеру, Windows или Microsoft Office, это ПО стоит очень дорого, не каждый способен купить эти продукты, тут дозволяется использовать пиратское ПО, но только для личного пользования.

— На просторах Интернета часто встречаются посты с призывом о помощи определенному человеку, в основном там бывают банковские реквизиты, куда можно перечислить деньги нуждающемуся. Можно перечислять деньги, если ты не уверен, на какие цели они будут потрачены?

— У мусульман всегда отношения строятся на доверии. И ничего нет в том, что человек отправит деньги на помощь нуждающемуся в чем-то. Все зависит от его намерения. Если он перечисляет деньги ради Аллаха (Азза ва Джаль), то он получит за это свою награду. Другой же вопрос, насколько искренний человек, которому помогают, и насколько он нуждается в этом. Он сам за это будет отвечать.

Все же я призываю мусульман быть осторожными и не быть наивными, и прежде чем отправлять деньги, постараться выяснить, нуждается ли этот человек в них.

— Продолжая тему помощи, можно ли брать пожертвования, если ты в них не нуждаешься, является ли это харамом?

— Пожертвования подразделяются в исламе. Если это закят, то он относится только к восьми категориям людей. Если же человек не входит в эти категории, то ему запрещено брать его. Если же это просто милостыня ради Аллаха (Азза ва Джаль), то неважно богатому он дает или бедному, это считается подарком.

Всегда надо стараться помочь тому, кто более нуждается в этом.

— Спасибо, Ахмед, за содержательную беседу. Надеюсь, люди прислушаются к вашему мнению и будут придерживаться канонов ислама.