Безопасность движения

Больше взаимопонимания, культуры и спокойствия на дорогах

Коронавирус потихоньку отступает, и весь мир постепенно возвращается в привычную колею. Этот год, безусловно, войдет в историю хотя бы потому, что была сведена к минимальным показателям активность на всей планете.

Не стала исключением и Российская Федерация, где режим самоизоляции на всей территории действовал до недавнего времени, и где все еще до конца не сняты все ограничения в некоторых субъектах.

Не обошла стороной беда и Ингушетию. В связи с большой плотностью населения, по количеству заболевших республика до недавнего времени занимала лидирующие позиции. Вирус буйствовал так сильно, что Главе субъекта Махмуд-Али Калиматову пришлось продлить режим самоизоляции еще на месяц.

Но, судя по ситуации на республиканских дорогах, складывается впечатление, что мало кто оставался дома. Во то время, когда люди должны сидеть дома, казалось бы, число ДТП должно было быть минимальным. Но, несмотря на это, аварий на дорогах не стало значительно меньше, и некоторые из них были не рядовые ДТП, а с травмами и летальным исходом.

Невольно задаешься вопросом: «Если аварии со смертями происходят даже тогда, когда большинство сидят дома, то что должно произойти, чтобы свести к минимуму аварийность?» Эта проблема превращается уже в злой рок ингушского общества. Смертность на дорогах достигла таких масштабов, что, кажется, скоро обгонит по показателям смертности онкологические и сердечно-сосудистые заболевания.

Ради интереса зашел на сайт ГИБДД по Ингушетии, чтобы посмотреть статистику по ДТП за весь 2020 год, и ужаснулся. С начала года произошло 81 ДТП, погиб 31 человек, ранено 112. Для такого маленького субъекта, где от заболеваний и других трагических случаев гибнет немало людей, такая высокая смертность — это огромный показатель. Так как в нашей республике число женщин за рулем мизер, погибают в основном мужчины в самом расцвете сил, которые могли бы принести громадную пользу своей стране и республике.

Ингушские власти делают много на пути решения этой проблемы. С каждым днем вводятся в эксплуатацию новые системы выявления нарушителей, повышаются штрафы, проводятся рейдовые и профилактические мероприятия. Достаточно зайти на официальную страницу в «Инстаграм» (ugibdd_06), где каждодневно публикуются посты о проводимой работе.

Сам лично несколько раз был свидетелем того, как машина ГИБДД догоняла нарушителя, и, остановив его, сотрудниками ГАИ предпринимались в отношении виновного соизмеримые с его проступком меры наказания. К решению данной ситуации активно подключены представители духовенства субъекта. На телевидении, в мечетях, на различных конференциях и встречах разъясняется участникам дорожного движения, что ислам жестко осуждает несоблюдение правил дорожного движения, и причинение даже малейшего вреда человеку ввергает виновника в большой грех.

Список предпринимаемых мер можно продолжать долго, пока мы не подберемся к одному из самых главных пунктов, который должен быть на самом верху — человеческий фактор, или менталитет.

Когда предпринимаются какие-нибудь меры по противодействию ДТП на дорогах, нужно исходить из менталитета общества, внутри которого вводятся меры.

Не секрет, что лихачество стало модой среди молодежи республики. Этим бравируют совсем молодые парнишки, которые таким образом пытаются доказать самим себе и окружающим свою «крутость» и храбрость. А рядом сидят друзья, которые бурным восторгом одобряют такой его шаг и еще больше подначивают притопить педаль газа в пол. Дошло до того, что если попросить сбавить скорость — это приравнивается к слабости.

Еще одна проблема — это мода на тонировку. Абсолютное большинство парнишек сегодня, покупая даже самую захудалую машину, сразу же ее «сажают» и тонируют. И это не простая тонировка, а зачастую «глухая». И когда уже вечером выезжаешь на машине с такой тонировкой, то практически ничего не видно из того, что происходит вокруг. Бывает такое ощущение, что едешь на инстинктах. И вот прибавьте неопытного водителя, который в этой машине не видит всей картины. Готовый убийца на дороге.

Модным среди наших парней стали и гонки посреди оживленного движения. Стоит поравняться, с целью обогнать впереди едущую машину, как водитель тут же нажимает на газ и приглашает тебя наперегонки. Считается «не крутым», если ты уступишь. Есть немало случаев, когда такое поведение приводило к авариям с летальным исходом.

Все эти пороки твердо укоренились в умах ингушской молодежи и стали считаться показателем крутости и мужественности. И пока эти «ценности» будут довлеть в их сознании, то и число ДТП не сильно убавится.

Считаю, что работа с умами подрастающего поколения должна исходить в первую очередь от тех, на кого Всевышний возложил ответственность за молодых людей — родителей. Пока отец и мать не будут принуждать снять своего сына тонировку, не гонять машину, быть осторожным на дорогах и уважать других людей — действенного способа борьбы с этой напастью не будет.

Для ингушей с давних времен уважительное отношение друг к другу было тем фундаментом, на котором зиждется общество. Смотря, как сегодня ведут себя люди на наших дорогах, создается впечатление, что кодекс чести — эздел, почти исчез в умах и поведении ингушей. И это, я считаю, исходит из дома. А вернее, от родителей, которые ввиду занятости и лени не занимаются воспитанием своих детей. Не вкладывают в ребенка фундаментальные понятия о религии и ингушских устоев. Сегодня воспитание свелось к тому, что мама или папа покупают телефон или планшет, лишь бы он не плакал и не канючил.

Но мне хочется напомнить таким родителям: каждый будет спрошен со всей строгостью Всевышним за то, как он воспитал своего ребенка. Есть множество хадисов Пророка (мир ему и благословение Аллаха), которые посвящены воспитанию детей. Вот пара из них. Пророк (мир ему) сказал: «Ни один отец не может подарить своему ребенку ничего более ценного, чем хорошее воспитание», Ат-Тирмизи, Бирр ва силла, 33.

Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Каждый из вас является пастырем, и каждый из вас несет ответственность за свою паству! Правитель является пастырем (для своих подданных). Мужчина является пастырем (для своей семьи). И женщина является пастырем (присматривающим) в доме своего мужа и несет ответственность за свою паству, и слуга является пастырем, (присматривающим) за имуществом своего господина и несущим ответственность за свою паству. (Итак), каждый из вас является пастырем и (каждый из вас) несет ответственность за свою паству», Аль-Бухари «Сахих» 893; Муслим 1829; ат-Тирмизи 1705.

Ведь если родитель не будет заниматься ребенком, то его воспитание будет предоставлено улице, и ребенок будет предоставлен сам себе. Его моральным и религиозным воспитанием займется окружение, которое он себе найдет на улице. Это не всегда добрые и набожные люди. Зачастую это испорченные молодые люди, которыми их родители тоже не занимаются.

Человек, которому с детства не вложили те идеалы, по которым должно безопасно существовать общество, — потенциальный убийца. Такой человек, совершая то или иное правонарушение, не будет чувствовать за собой груз ответственности, подвергая опасности себя и жизнь ни в чем не повинного человека, у которого дома могут быть дети, и для которых он единственный кормилец. Или же единственного сына в семье, унося жизнь которого, он повергает в большое горе его близких, не считая того горя, что лихач принесет в собственный дом.

Если каждый родитель не будет отлынивать от своих прямых обязанностей и будет пастырем в своем доме для своих домочадцев, будет воспитывать их в соответствии с нормами ислама и ингушских адатов, то и молодых людей, которые будут уважать других участников дорожного движения и дорожить не только своей, но и чужой жизнью, станет больше. Это в свою очередь приведет к значительному снижению аварийности, так как возрастет культура на дорогах, и когда ему захочется немного «поддать газку», то его моральные устои и те границы, которые его родители с детства ему начертали, не позволят сделать предосудительное.

Самое главное для всех нас, взрослых, — это правильно воспитать подрастающее поколение, которое знает свою религию и свои адаты. Воспитать, вкладывая в них нормы ингушского поведения — эздел. Уверен, когда это поколение достигнет совершеннолетнего возраста и выйдет на дороги республики в качестве водителей, то число рядовых аварий значительно снизится, а смертельных случаев станет меньше.

Такая работа должна вестись двусторонне. Недостаточно возложить ответственность на родителей и ждать облегчения статистики ДТП. Власть тоже должна постоянно внедрять новые способы предотвращения аварий. Перенимать лучший опыт коллег из других субъектов и стран. Борьба с этой бедой должна вестись сообща как самим обществом, так и властью, и лишь общими усилиями можно остановить такую ужасающую статистику для нашего и так малочисленного народа.

Искренне хочется верить, что в скором будущем на наших дорогах станет безопасно. Что число летальных исходов снизится, и что на наших дорогах появится больше взаимопонимания, культуры и спокойствия.

Аслан Муталиев