Крепкие основы

Большая и дружная семья Тутаевых

Большая и дружная семья Тутаевых живёт в Насыр-Кортском административном округе города Назрани. Никакими принципами Макаренко они не руководствовались в воспитании своих детей. А вырастили достойное потомство. Жили, как и положено в ингушских семьях, уважая главенство отца, соблюдая традиции и каноны своего общества.

Ашат Абуевна Тутаева, в девичестве Тамасханова, сама тоже из большой семьи. Их было семь братьев и две сестры. Они жили в посёлке Карца и учились в школе, где, по её словам, была сильная база и хорошие педагоги. Оно и понятно, потому как Маргарита, так её звали подруги, поступила после окончания школы на подготовительное отделение Московского государственного университета. Но красавицу-дочь отец не пожелал оставлять в столице, а там, после первой же свадьбы у родственников, к отцу нагрянули сваты. Тоже обычная история нашего старшего поколения.

Брак, как говорится, заключается на небесах. Парень девушку увидел, в то время как смущённая девушка и глаза-то стеснялась поднять на будущего супруга. Вечером пришёл осведомитель, который должен был быть обязательно доверенным и уважаемым лицом, чтобы договор о свадьбе был заключён, и дальше — свадьба. Но это на первый взгляд так казалось, что вопрос о замужестве решался быстро. Тут в переговоры вступали представители двух родов, уважаемые люди, где максимально не допускалась ложь, или ловко обходилась тема, которую желательно было не упоминать. В нашем случае всё закончилось хорошо. Так Ашат, как и многие её сверстницы, вошла в дом супруга, в данном случае Абоязита Тутаева, единственного сына, где помимо него было ещё 2 сестры, выполняя обязанности снохи, жены, а потом и матери.

— Главное в этой семье было почитание старших, уважение друг к другу, — говорит Ашат. — А это понятие входит в ингушский этикет — эздел, который соблюдался во всём и везде беспрекословно. Мне с первых дней довелось почувствовать прочность уз в новой семье — привязанность, дружескую поддержку, взаимопомощь и крепкие семейные традиции.

А приверженность к традициям, к обычаям — это, прежде всего, каркас, наличие которого создаёт ощущение стабильности и защищенности. Вдвойне приятен был Ашат и тот факт, что образованию здесь придавалось одно из главенствующих мест в воспитательном процессе.

Когда первенец пошёл в школу, у Ашат было уже четверо детей. Экономическое и социально положение в целом по республике было не из лучших. Беженцы из Пригородного района, беженцы из Чечни. Общая неустроенность. Нехватка педагогов в школах. Тогда многие молодые семьи уезжали в разные города России и зарубежья в поисках лучшего места, чтобы дать детям хорошее образование.

Родные дяди Абуязита жили в Астане, в Казахстане, и занимали там довольно хорошие руководящие места в различных отраслях хозяйства. Так вот они и вызвали к себе племянника.

Дети молодой четы учились здесь на зависть всем и на гордость родителям — фотографии всех четверых висели на доске почёта в школе с математическим уклоном. Лидировали они и в спорте — Аслан и Илез имели коричневые пояса по карате.

Но пришло время возвращаться на родину. Умерла бабушка, и дед оставался один. Да и дети сами рвались домой. Они приезжали сюда каждое лето и с большой неохотой возвращались в Астану. Но вот вопрос решён в пользу родного края.

Теперь надо думать, в какую школу их пристроить, чтобы не был потерян тот запас знаний, который у них имелся. Выбор пал на гимназию, которая открылась всего год назад и успела о себе заявить. Пристроить туда одного ребёнка было сложно, а Ашат пошла сразу с четырьмя.

Директор и слушать не захотела. Нет мест и всё. Пришлось подключить родственников и знакомых. Уговорили, чтобы она прослушала детей. Тест оказался на самом высшем уровне. Директор дала указание определить их всех в самые сильные классы. Так началась эпопея гимназического образования.

И школа дала хорошие результаты. Аслан, старший сын, с первой же попытки поступил в Санкт-Петербургский университет МВД, на финансовый факультет, специальность «бухучёт и аудит». Педагоги ставили его в пример другим студентам. Он сегодня работает в структурах МВД, в звании майора.

Второй сын, Илез, поступил на исторический факультет Ингушского государственного университета, заочно окончил там же юридический факультет. Работает в Сбербанке.

Старшая дочь Лариса прекрасно владела английским языком, была победителем районных и межреспубликанских олимпиад. Но она по рекомендации отца поступила на экономический факультет Ингушского государственного университета и тайком от родителей подала документы и прошла на иностранный факультет. Скорее, чтобы проверить свои возможности, но поперёк отцовского решения не пошла. А потом свой выбор сделала судьба. На втором курсе девушку похитил её будущий супруг. В те годы умыкание было настоящим бедствием для молодых девушек и их родителей. Слёзы, уговоры, ходоки, одним словом, дальнейшее обучение Ларисы было уже на заочном отделении. Она стала верной женой, любимой снохой и хорошей матерью. Сегодня у неё трое детей, старший из которых учится в пятом классе, второй в третьем, и оба они идут на «отлично», как и их родной дядя — Микаил, учащийся седьмого класса, пятый ребёнок в семье Ашат и Абоязита Тутаевых.

Дочь Зара поле окончания гимназии поступила на английский факультет Ингушского государственного университета. Работает сегодня в органах МВД.

— Конечно же, — признаётся Ашат, — ничего в моей жизни не происходило по взмаху волшебной палочки. Это был постоянный труд и по хозяйству, и над знаниями. Нельзя сказать, что дети только учились. Мы их и к труду приобщали, но в учёбе не давали им послабления. С детьми я занималась сама, но только в начальных классах. Потом, слава Богу, они шли сами, без проблем. А с Микаилом и вовсе мне не пришлось заниматься. Он с первого класса идёт самостоятельно. Сознательный, понимает, что учёба, прежде всего, ему нужна самому. Видимо, сказалась на нем общая аура в семье.

Отец — Абоязит Махмад-Гиреевич — окончил строительный факультет, работал в одно время строителем, занимался коммерцией, был управляющим делами при местной администрации. Сейчас на пенсии. Он никогда не повышал голоса в семье. Воспитание было ориентировано на собственный авторитет.

Здесь глубинное понимание корней, традиций. Дети знали, что есть отец, авторитет в семье и надо быть в форме, чтобы он ими мог гордиться. Но это не значит, что он вовсе не принимал участия в их жизни. Часто в семье устраивались «контрольные закупки». Он мог просто так подозвать одного из них и провести блиц-опрос по всем предметам. Вот здесь оплошать никому не хотелось. Планку они старались держать на все «пять». Хотя в отношении к мальчикам отцу иногда приходилось принимать более жёсткие меры, которые обычно ограничивались энным количеством отжиманий от пола.

Как это принято в кавказских семьях, Ашат с гордостью рассказывает о родословной своей и мужа. Её родители хоть и не были образованными, но дали возможность учиться всем семерым братьям и двум сёстрам. Сегодня они занимают достойные места в разных областях хозяйства и региональных структурах власти.

Родственники по линии мужа тоже уважаемые, образованные люди. Свекор Махмад-Гири Махмадович, 1927 года рождения, окончил педагогический и юридический техникумы в городе Орджоникидзе. Работал в торговой сети в Казахстане, по возвращении на родину был заведующим складом, долгое время работал бухгалтером в АТХ Назрани. Его братья в Казахстане занимали в разных областях хозяйства руководящие должности. Известный писатель Хаджибикар Муталиев доводится ему родным дядей по матери. Саид Чахкиев, известный ингушский писатель, приходится родным племянником (шуч-кузен). Дочери, то есть родные сёстра Абоязита, учились все на «отлично», стали экономистами, преподавателями, а главное — хорошими мамами.

Есть в семье ещё одна хорошая традиция. Они каждый год ездят вместе с другими родственниками в горы, в родовое село Таргим, чтобы дети не забывали свои корни, своё родовое древо и понимали значимость каждого из них как хранителя традиционного семейного уклада древнего рода.

Микаил сегодня это понимает и на одном дыхании может назвать не семь, а десять имён своих предков. Главная заповедь, говорит он, которую я передам своему сыну, — это жить в имане, который вбирает в себя приверженность к религии и адатам.