Антимонопольная «щука» против «карасей» — нарушителей

Батыр Точиев: «Необоснованное ограничение конкуренции лишь душит экономику»

Антимонопольное ведомство Ингушетии в последнее время играет все более активную и важную роль в регулировании экономической жизни республики.

Стоит отметить, что об этом жители республики узнают, прежде всего, благодаря открытости для СМИ и, конечно же, профессионализму его руководителя Батыра Точиева. Половина текущего 2020 года — позади, самое время подвести итоги деятельности Ингушского УФАС России. О них и рассказал газете «Ингушетия» Точиев.

— Говоря об основных направлениях и результатах деятельности Ингушского УФАС России за первое полугодие 2020 года, скажу, что на сферу государственного заказа по 44 закону (федеральный закон о госзакупках от 5 апреля 2013 года) приходится большая часть нашей работы. Сегодня закупки по 44 закону значительно превышают закупки по 223 закону (федеральный закон от 18 июля 2011 года «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»).

Конкуренция работает как часовой механизм, все потребности — от ручки до космодрома — должны быть удовлетворены вовремя, максимально прозрачно и открыто. Так, в Ингушское УФАС России с 1 января поступило 173 жалоб участников закупок. Из рассмотренных по существу жалоб — 9 жалоб поданы на действия федеральных заказчиков либо их комиссий, 39 — на действия муниципальных заказчиков, 54 жалобы — на действия республиканских заказчиков и их комиссий.

По словам Точиева, в первом полугодии текущего года были выявлены нарушения при проведении закупок на сумму более полутора миллиардов рублей.

— Согласно 135 федеральному закону «О защите конкуренции», недобросовестная конкуренция — это действия, которые препятствуют хозяйствующей деятельности субъектов, создают незаконные преимущества одним участникам отношений по сравнению с другими, — напоминает собеседник. — Закон относит к такой деятельности распространение ложных, неточных или искаженных сведений, в результате которых хозяйствующие субъекты несут убытки. Закон регламентирует правоотношения не только субъектов хозяйственной деятельности, но и органов государственной власти, которые оказывают влияние на конкурентные отношения, используя предоставленные полномочия.

Проблемы у недобросовестных участников закупки возникают, когда они не желают эффективно расходовать денежные средства и пренебрегают принципом прозрачности, заложенным в 135 законе. Важно сохранять равноправие, справедливость: дискриминация и необоснованные ограничения конкуренции лишь душат экономическую жизнь. К сожалению, эти принципы нарушаются участниками закупки, и зачастую это выливается в многомиллионные штрафы, доказательством чего служат громкие процессуальные победы Ингушского УФАС России в первом полугодии.

В качестве примера напомню решения о наличии антиконкурентных соглашений между региональными Министерством финансов, Министерством строительства и хозяйствующими субъектами. Состоятельность и правильность этих решений Ингушского УФАС России подтверждены судом кассационной инстанции г. Краснодара, дела завершились, и здесь поставлена точка.

Рассказал Точиев и о дееспособности закона «О рекламе» (федеральный закон от 13 марта 2006 года) в Ингушетии.

— Подчеркну, что федеральный закон 38 «О рекламе» своей целью имеет устранение недобросовестной конкуренции в данной сфере, — пояснил руководитель антимонопольного ведомства республики. — Его смысл заключается в защите потребителей от вредного воздействия. Таковым признается реклама, которая способна вводить в заблуждение, наносить вполне осязаемый вред имуществу или здоровью. Кроме того, такая интеллектуальная собственность способна подрывать чьи-либо репутацию и достоинство.

В первом полугодии 2020 года Ингушским УФАС России вынесено 4 решения о нарушении требований законодательства Российской Федерации о рекламе, принято три заявления по признакам нарушения рекламного законодательства.

В данное время рассматривается весьма интересное дело. Так, в силу закона о рекламе, реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий, должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

Рекламодателем оказался один из многочисленных частных стоматологических центров, осуществляющих свою деятельность в республике. Нами было возбуждено дело по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении стоматологического центра, по итогам рассмотрения которого было вынесено решение о признании в действиях стоматологического центра нарушения закона о рекламе и выдано предписание о необходимости сопровождения рекламы медицинских услуг предупреждением о противопоказаниях к их применению и консультации со специалистом.

И, надо сказать, наше предписание было исполнено в установленный срок. Хотелось бы добавить, что это нарушение может иметь серьезные последствия для человека, обратившегося за медицинской помощью, так как больной может не знать о личной непереносимости этих медицинских услуг, об аллергических и других реакциях. Даже такая, на первый взгляд, простая медицинская услуга, как массаж, имеет массу противопоказаний, что уж говорить о более серьезных процедурах.

Также в Ингушское УФАС России поступают заявления граждан из других регионов, по признакам нарушения закона о рекламе, выразившегося в формировании и рассылке СМС-сообщений на мобильные номера физических лиц, без их согласия на получение таких сообщений. Они перенаправляются для рассмотрения центральным аппаратом ФАС России.

Во втором квартале текущего года в Управление поступило 5 подобных обращений. В ходе рассмотрения обращений было установлено, что распространителями рекламных СМС-сообщений являются индивидуальные предприниматели, в отношении которых Ингушским УФАС России были возбуждены дела по признакам нарушения рекламного законодательства. Вынесено два решения, выданы предписания.

Отмечу, что практика по привлечению к административной ответственности, к сожалению, не приводит к повышению ответственности нарушителей. Тем не менее, давать спуску им мы не намерены, выполняя роль той самой щуки (смеется), которая не позволяет дремать карасям.

Административные санкции, предусмотренные статьями КоАП РФ, являются весьма значимыми и предусматривают применение для нарушителя так называемого «оборотного штрафа», исчисляемого долей от оборота компании за определенный период. К слову, Ингушским УФАС России в первом полугодии 2020 года вынесены постановления о назначении административных наказаний на общую сумму более 30 млн рублей.