Неугасаемая тяга к жизни

Амир Плиев: «Там, где словам — тесно, мыслям — просторно»

Один из самых известных и талантливых современных ингушских литераторов Амир Абазбекович Плиев в сентябре прошлого года отметил свое 80-летие. К этой дате во многих школах республики и музеях прошли литературно-музыкальные вечера, открытые уроки и конкурсы юных чтецов.

К примеру, работники Национальной библиотеки Ингушетии в честь этого события организовали в читальном зале книжную выставку произведений Амира Плиева. Здесь были представлены материалы, максимально полно освещающие жизнь и творческую деятельность народного поэта Ингушетии, члена Союза писателей России, истинного патриота своей страны.

По словам руководителя отдела Национальной библиотеки Заремы Евлоевой, такая выставка, несомненно, вызвала большой интерес не только для любителей поэзии, но и для тех, кто хотел больше узнать о жизни Амира Плиева. Здесь был представлен третий номер литературного альманаха Союза писателей Чечено-Ингушетии «Доттаг1ал» (Дружба«), вышедший в далеком 1959 году на ингушском языке под редакцией Хаджи-Бикара Муталиева и Идриса Базоркина, который, скорее всего, знаком очень узкому кругу читателей. В этом альманахе, являющемся библиографической редкостью, печатались и поэтические произведения Амира Плиева.

Необходимо отметить, что публицистические труды А. А. Плиева на поприще журналистики в разные периоды трудовой деятельности, вышедшие в газете «Сердало» и других районных печатных изданиях, также представляют сегодня определенный интерес для многих пишущих. В них автор полно отражает суть земного бытия и находит ответы на многие животрепещущие вопросы, которые приходится задавать не только окружающим, но и самому себе.

Родился Амир Абазбекович Плиев 2 сентября 1938 года в селении Плиево Назрановского района Чечено-Ингушской АССР в семье служащего. Начиная с раннего детства, пришедшегося на военное время и депортацию 1944 года, на его долю выпадали все те тяжелейшие испытания, которые перенес и весь ингушский народ. И все же его поэтический дар проявился как зеленый росток сквозь толщу бетонной тверди.

Когда мальчику исполнилось пять лет, умер его отец, а спустя год, будучи шестилетним ребенком, Амир, как и все его соотечественники, был объявлен врагом народа и выслан вместе со всем ингушским народом в Казахстан, где испытал все тяготы обездоленной жизни.

Если сказать, что жизнь его была нелегкой, значит, ничего не сказать. Оставшись круглым сиротой, он мог поддаться многим вредным влияниям и обрести недостойные привычки. Однако огромное желание быстрее повзрослеть и сохранить в себе человеческую суть, пример порядочности близких спасли его от множества роковых ошибок.

В поселке Бановка Федоровского района Кустанайской области Казахской ССР, куда в статусе спецпереселенцев привезли их семью, от голода и холода сначала умирает старшая сестра Амира, Калипат, а через год после смерти любимой дочери ушла из жизни и мать. В результате этого несчастья восьмилетний мальчик вместе с четырехлетней сестрой Лейлой остаются круглыми сиротами. Неизвестно, как бы распорядилась ими судьба, если бы их не забрал к себе родной дядя, обосновавшийся тогда недалеко от города Алма-Аты.

Как вспоминает Амир Абазбекович, он не относился к тем счастливчикам, знавшим своих дедушек и бабушек. Все они ушли из жизни молодыми. Поэтому ему всегда недоставало их тепла и внимания, хотя всегда являлись для него эталоном подражания.

«Особенно в детстве я стремился быть похожим на своих предков: на прадеда, деда, отца, мать и на своего дядю Плиева Хамурзу Умаровича, который в самое критическое время для всего ингушского народа, в мрачные годы выселения воспитал меня и мою младшую сестру, — вспоминает Амир Абазбекович. — Именно благодаря повседневной заботе дяди Хамурзы и его жены Марем мне удалось пойти в школу и в 1957 году получить аттестат зрелости».

Детские годы, проведенные в родовом селении Плиево, Амир Абазбекович помнит очень смутно. Но зато хорошо помнит, как любил природу и окружающую среду. Бывало, в детстве он подолгу вглядывался в горы и любовался зелеными холмами. Не меньше будоражили его воображение рассказы и сказки старших. Они открывали ему доселе неизведанный, удивительный мир, по-детски легко заставляя сопереживать вместе с героями фантастических повествований.

Слишком тяжелым морально-психологическим испытанием стало для него, как и для многих сотен тысяч ингушских детей, высылка из родного дома в холодную Сибирь. На всю жизнь Амиру запомнились мрачные картины того времени: темень предрассветной ночи, солдаты, ворвавшиеся в дом с оружием в руках и грозными выкриками, плач беспомощных женщин и детей, и страх в глазах стариков. В эту февральскую ночь слились воедино и жалобный лай собак, и мычание коров, и гул грузовиков, увозивших их в суровую безвестность.

Ещё в раннем детстве Амир Абазбекович стал очевидцем десятков смертей. Самые близкие и знакомые ему люди умирали ежедневно, не в состоянии переносить тяжести испытаний, холод, голод и болезни. После смерти старшей сестры Амир, чувствуя ответственность за жизнь матери и младшей сестры, ходил далеко на конеферму, и в стойлах конюшни собирал остатки сена и соломы. Но по дороге домой сильный порывистый ветер срывал и уносил больше половины собранной им охапки, и единственный из продуктов питания — промёрзший картофель приготовить не получалось.

В посёлке Калинина, где жил дядя Амира, было намного спокойнее. Вдоволь было еды, и от горестных воспоминаний по потери матери и сестры его отвлекало добродушие дяди и членов его семьи.

Амир Абазбекович не может сказать точно, сколько ему было лет, когда он написал свое первое стихотворение, посвященное маме. «Это было то ли в пятом или шестом классе, — вспоминает поэт, — но учителям этот мой первый стих очень понравился. Они его поместили на стенгазету и говорили, что из меня выйдет настоящий поэт».

Надо сказать, что литературой Амир увлекся относительно рано. Еще в начальных классах он страстно полюбил сказки Пушкина, а затем перечитал почти все русские и казахские народные сказки. Будучи старшеклассником, Амир по-настоящему пристрастился к творчеству Лермонтова, который безумно любил Кавказ и всё, что было связано с этим удивительным краем.

«Если поэзия Александра Сергеевича Пушкина для меня являлась как бы романтическим идеалом, связанным с утверждением светлого начала, творческой свободы, — говорит Амир Абазбекович, — то к Михаилу Юрьевичу Лермонтову я стал относиться, как к творческой личности, у которого лирика показывала неразрешимый конфликт между собственной судьбой и эпохой».

По словам А. Плиева, любовь к Лермонтову у него появилась ещё и по той причине, что великий русский поэт был истинным знатоком обычаев, нравов и духа кавказцев. С тех самых пор, как однажды один их родственник, работавший в школе учителем, прочитал им, ингушским подросткам, произведения Лермонтова «Мцыри», «Валерик» и «Беглец», объяснив, что эти произведения написаны о чеченцах и ингушах, Амир долго лелеял мечту быть таким же грамотным и красноречивым, как автор этих полюбившихся произведений.

В то время, как мы знаем, нелегко было достать художественные книги, но Амир и его друзья умудрялись находить нужные произведения и зачитывались ими взахлёб, передавая друг другу после прочтения. Любимыми поэтами и писателями молодежи той суровой поры, кроме Пушкина и Лермонтова, были хорошо известные нам Есенин, Некрасов, Алексей Толстой, Шота Руставели, Дюма, Джек Лондон, Майн Рид и другие.

Бесспорно, величие этих людей, у которых учились будущие поколения поэтов и писателей, заключается в том, что их творения не уходили вместе с ними, а продолжали жить, пробуждая в человеческих душах самые лучшие качества. Они были совестью нации, властителями дум, выразителями народных чаяний.

Хорошо понимал это и наш герой — ингушский поэт и писатель Амир Плиев. Именно у таких великих мастеров слова учился он писать и творить, а чуть позже, уже повзрослев, начал живо интересоваться ирано-таджикской классической поэзией. Часами, неотрывно он мог читать бессмертные творения Рудаки, Хайяма, Саади, Хафиза, Фирдоуси и других великих поэтов Востока.

По словам поэта, ему всегда особенно близко по духу было творчество Омара Хайяма, который умел в крохотном четверостишии отразить целый духовный мир и образно выразить глубокую мысль человека. А из кавказских писателей наш герой всегда отдавал предпочтение творчеству великого сына Дагестана Расула Гамзатова, произведения которого никого не могут оставить равнодушными.

«Каждый раз, когда я беру в руки книги этих авторов, мне кажется, что я вхожу к ним в класс для получения очередного урока, — говорит Амир Абазбекович. — Это говорит о том, что учиться хорошему никогда не поздно».

В конце 50-х, когда вайнахским народам в связи с хрущевской оттепелью разрешено было возвращаться на свою историческую родину, Амир Абазбекович приезжает в родное селение Плиево, где вместо родительского дома обнаруживает одни развалины. Однако он не стал падать духом и решил, во что бы то ни стало, учиться. Будучи уверенным в своих знаниях он с первой же попытки выдержал вступительные экзамены в Чечено-Ингушский государственный университет, после окончания которого устроился на работу школьным учителем.

Но вскоре продолжил заочную учебу уже в стенах Чечено-Ингушского пединститута, во время учебы в котором начинающий поэт публикует на страницах газеты «Сердало» свое первое стихотворение «Бутт» («Луна») на ингушском языке. И вот тут для того, чтобы усовершенствовать свои знания по родному языку, молодой педагог обращается к творчеству уже широко известных тогда ингушских поэтов — Xаджи-Бикара Муталиева, Джемалдина Яндиева, Хамзата Осмиева и других. В результате полученных таким образом познаний в области литературы, у Амира Абазбековича появляется тяга к самовыражению — написанию очень коротких, но прямолинейных, назидательных и запоминающихся стихов в виде афоризмов. Но такое пристрастие к коротким фразам вовсе не мешало будущему поэту обращаться к серьезным вещам, хотя издаваться так, как хотелось бы ему, не всегда получалось. Об этом говорит и тот факт, что первый сборник стихов А. Плиева под названием «Тешам» («Доверие») вышел в свет только в 1969 году, хотя печататься в периодических изданиях поэт начал намного раньше.

В последующие же годы такой пробел им был восполнен с лихвой: поэтические сборники на ингушском языке у него начали выходить с завидной периодичностью. Это такие издания, как «Даьй ловца», «Цхьоаг1о», «Вахара илли», «Вахар — са безам», «Сатемза уйлаш», «Вахарах йола уйлаш» и другие. Кроме этого, его произведения были включены в состав нескольких изданий «Антологии ингушской поэзии», вышедших в свет в разные годы.

А начало нового столетия для творчества Амира Плиева было ознаменовано тем, что в свет вышел сборник его стихов на русском языке о Назрани. «Моя республика цветет» — так назвал его поэт. В своей книге автор как бы между строк порицает низменное в человеке, а также ненавидит жажду к наживе и насилие. Относясь, как к святыне, к своему народу, любимому краю и природе, поэт находит самые подходящие душевные слова, чтобы воспеть их и донести до читателя в первозданном виде. В то же время поэт тяжело переживает трагедии, происходящие в Ингушетии, и не может равнодушно проходить мимо собственной беды.

Одним словом, эта книга, как и ранее вышедшие в свет, повествует о возвышенном и прекрасном. Стоит отметить, что на некоторые его стихи, например, «Любимой девушке», «Днем и ночью» и т. д., композиторами республики написаны песни, которые стали популярными в народе.

Однако нельзя сказать, что Амир Плиев только и делал, что всю жизнь писал стихи и занимался сугубо литературной деятельностью. В разные годы он работал школьным учителем, корреспондентом газеты «Сердало», старшим редактором отдела Чечено-Ингушского Госкомитета по телевидению и радиовещанию, ревизором-контролером управления АТП Республики Ингушетия, инструктором Малгобекского горкома партии, заведующим отделом культуры Малгобекского района и т. д. И везде, где бы он ни трудился, Амир Плиев оставил за собой честный и чистый след. Знающие его близко люди говорят о нём, как об очень дисциплинированном, пунктуальном и справедливом человеке, который терпеть не мог фальшь и лицемерие. Таким он остался и теперь: твердым, правильным и честолюбивым.

От всей души и от всего сердца мы желаем Амиру Абазбековичу Плиеву здравствовать ещё долгие годы и не переставать писать, ибо произведения таких талантливых людей всегда учат нас по-настоящему любить жизнь и беречь то, что нам предначертано самой судьбой.