Ученый двух наук

Абдул-Мажит Дударов: ученый, историк, теолог

«Все преходящее быстротечно и лишь наука долговечна»

С. Буаст, немецкий гуманист

Чтобы в нашей реальной жизни смысловое содержание этого афоризма имело подлинное историческое место, в Ингушском научно-исследовательском институте гуманитарных наук имени Чаха Ахриева занято интеллектуальным трудом большое число научных работников различных направлений. Штаб научного учреждения возглавляет доктор филологических наук, профессор Барахоева Нина Мустафаевна, на счету которой большой объем научных работ, проведенный ею по развитию гуманитарной отрасли, как части системы общественных наук РАН РФ в Республике Ингушетия.

Свой творческий научно-изыскательский труд, в частности, в развитие гуманитарных наук — истории, филологии, этнологии и других направлений вносят ученые указанного выше института, известные в Ингушетии, Российской Федерации и за пределами страны. Это З. Дзарахова — доктор исторических наук; М. Долгиева — профессор, кандидат исторических наук; М. Матиев — профессор, кандидат филологических наук; В. Танкиев — кандидат исторических наук; А. Евлоева — доцент, кандидат филологических наук, и многие другие, имена которых на слуху в республике.

О жизни, научно-исследовательской и общественной работе одного из них — Дударове Абдул-Мажите Муратовиче, заслуженном деятеле науки РИ, кандидате исторических наук, теологе исламского вероучения, общественном деятеле, старшем научном сотруднике отдела новой и новейшей истории Ингушетии ИнгНИИ имени Чаха Ахриева наше повествование.

«Колыбельные, которые пела его мать, Марем Магомедовна, урожденная Хамчиева, о том, чтобы ее сын, нареченный именем Абдул-Мажит вырос и стал добрым, умным, здоровым, богобоязненным и полезным семье и обществу, оправдались сполна. И действительно, сегодня род Дударовых гордится этим человеком, Божьим рабом, имеющим среди народа Ингушетии непререкаемый авторитет и почитание, — говорит один из старейшин рода Юсуп Дударов. — А его отец, Мурат Магометович Дударов, которому летом исполнилось 93 года, о своем сыне говорит не много: «С младенческих лет Абдул-Мажит среди сверстников выделялся особым природным даром: любознательностью, чертами познавательного характера и хорошей памятью, не свойственной подростку. По мере взросления это и способствовало его умственному развитию и становлению как личности».

Абдул-Мажит Дударов родился 28 июня 1962 года в семье Мурата Магометовича пятым ребенком. Рос мальчик в благополучной, богобоязненной, уважаемой и почитаемой в роду и в селе семье. Его дед, Махмад Исиевич (Iисий Махьмад), был непререкаемым авторитетом не только по месту его жительства, но и во всей тогдашней Ингушетии. Он имел ранения, полученные еще в Гражданскую войну в сражениях против деникинских войск под селами Кантышево и Долаково.

В самые тяжелые времена реанимирования жизни ингушского народа после сталинских репрессий, Махмад до самой своей смерти в апреле 1967 года являлся тамадой села Кантышево, за что не раз подвергался обструкции со стороны властей за свою религиозную деятельность, ибо на Божье слово в то время было наложено строгое табу. Но Махмад до конца своей жизни выдержал эти испытания и оставил о себе добрую славу. По его стопам пошли не только сыновья, но и внуки. А Абдул-Мажит в этом направлении продвинулся намного дальше.

Учился он в Кантышевской средней школе № 1. Начиная с третьего класса и до конца учебы, будучи еще и классным руководителем, гуманитарные предметы Абдул-Мажиту преподавал небезызвестный в республике общественный и политический деятель, писатель Исса Аюбович Кодзоев.

После окончания в 1978 году Кантышевской средней школы, где педколлектив был укомплектован и другими очень сильными высококвалифицированными специалистами и база учебного процесса была очень высокой, имея отличные баллы по успеваемости и хорошую характеристику, он поступает на филологический факультет Чечено-Ингушского госуниверситета. После окончания в 1983 году вуза, получив квалификацию преподавателя русского языка и литературы и ингушского языка и литературы, он несколько лет работает в школах села Тарское (Ангушта) Пригородного района. Затем, отслужив срочную службу в рядах Советской Армии в городе-герое Севастополе, продолжает свою педагогическую деятельность в школах села Кантышево.

Вспоминая свои студенческие годы в университете, он тепло отзывается о своих преподавателях — Ибрагиме Дахкильгове, Фирюзе Оздоевой, Вахе Тимаеве, Магомеде Кодзоеве, Джабраиле Гакаеве и многих других, которые были не только добрыми наставниками, но и глубоко преданными выбранной профессии и своему народу людьми.

В годы развала СССР начинается хозяйственная деятельность Абдул-Мажита в качестве начальника участка строительного объединения «Даймохк». Параллельно отдельной строкой идет его учеба исламским наукам. Начиная с 1987 года его наставниками по мусульманскому образованию становятся Махлоев Яхья Хусенович (имам станицы Орджоникидзевской и председатель Совета алимов РИ), Султыгов Абабукар Сейтович, Мартазанов Абдуррахман (имам села Гамурзиево и кадий РИ). Он совмещает преподавательскую деятельность в Исламском институте имени имама Аш-Шафии«, где ректором был С. А. Хамхоев, и учебу в нем. Здесь же он получает диплом об окончании с присвоением ему квалификации имама-хатыба, теолога исламского вероучения (ученый богослов).

В 1994 году на одной из пятничных коллективных молитв Абдул-Мажит Дударов жителями единогласно был избран имамом Кантышево и соборной мечети, в ранге которого он состоял более четырех лет. Работая имамом, Абдул-Мажит снискал особое уважение, любовь и почитание со стороны прихожан мечети, общественности и жителей села. Он умело преподносил свою проповедь (содержание хутбы) слушателям мечети, предельно ясно, содержательно и доходчивым простым языком.

Надо отметить очевидное — Абдул-Мажит обладал особым природным искусством, чтобы каждый мусульманин-слушатель душой и сердцем понял суть смыслового содержания читаемой им хутбы, чему неоднократным свидетелем становился и автор этих строк. Темы его бесед и читаемых в пятницу хутб были разнообразны, без повторов, глубоко содержательны и трогательны. Приведу одну выдержку, записанную мной из прочитанной им в одну из пятничных молитв хутбы: «Сердце Божьего раба должно быть далеко от враждебности, лжи и зависти к братьям. Пророк на эту тему сказал: «Зависть пожирает благие дела так же, как огонь пожирает сухое дерево»».

18 сентября 1998 года Абдул-Мажита Дударова переводят на работу в аппарат Духовного центра мусульман Ингушетии (муфтият РИ), в качестве заместителя муфтия по образованию. Начиная с июля 1999 года, он становится председателем Комитета по науке и образованию ДЦМ РИ, одновременно сохраняя пост заместителя муфтия. Работая здесь, он разработал программу обучения для 5-11 классов основам ислама в общеобразовательной системе Республики Ингушетия, им в соавторстве было разработано и издано семь пособий для учащихся школ, по которым ведется обучение вплоть до сегодняшнего дня. Дополнительно им была разработана и вузовская программа с составлением пособия для студентов, с целью подготовки преподавателей по основам религии для школ региона.

После ухода из ДЦМ РИ, А.-М. Дударов с января 2009 года по настоящее время работает в ИнгНИИ имени Ч. Ахриева, отдавая свои силы и знания научно-исследовательскому делу. Сегодня он старший научный сотрудник отдела новой и новейшей истории Ингушетии. Здесь необходимо добавить, что в 2013-2014 годах Абдул-Мажит Муратович работал заместителем министра образования РИ.

Работая над своими научно-исследовательскими трудами в стенах НИИ, за почти десятилетний период ему пришлось затратить немало сил и энергии, провести немало бессонных ночей, как говорится, «перелопатить» много специальной и иной литературы, добывать, изучать и анализировать кучу архивных материалов. Параллельно приходится работать с научным сообществом, как в направлении организации участия, так и проведения конференций, симпозиумов, круглых столов не только в Ингушетии, но и в разных городах и регионах РФ, в первую очередь в обеих столицах — Москве и Санкт-Петербурге.

Научные работы Абдул-Мажита Муратовича часто появляются на страницах периодических изданий, сборников статей как республиканского НИИ, так и в столичных и в других региональных научных центрах.

Он немало сотрудничает и со средствами массовой информации. Надо отметить, что долгое время Дударов вел исторические передачи на радио «Ангушт» и ИТТ.

За неполные десять лет работы в НИИ А.-М. Дударовым написано более ста научных работ, выпущено пять монографий. В 2015 году в Санкт-Петербурге, в Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН (Кунсткамера), успешно прошла защита кандидатской диссертации нашего героя на тему «Письменность как компонент этнокультуры ингушей (становление и функционирование)», после чего ему была присвоена степень кандидата исторических наук.

Научным руководителем при работе над диссертацией у Дударова был известный в России и за рубежом ученый, доктор исторических наук, профессор, заведующий отделом этнографии Дагестанского научного центра РАН М. М. Магомедханов, который дал высокую квалификационную оценку диссертации.

Приведем перечень книг Абдул-Мажита Муратовича, изданных в стенах ИнгНИИ:

— «К древней и средневековой истории ингушей» (в соавторстве) (2011);

— «Ингушетия: о набегах, законе и беззаконии» (2012);

— «Г1алг1ай мотт. Бейташи фаьлгаши» (инг. яз.) (для детей) (2013);

— «Земледелие ингушей» (2015);

— «История эволюции ингушского письма» (2017);

— «Эздел-г1улакх» (на инг. яз.) (2018).

Основные направления научных изысканий Абдул-Мажита Муратовича — древняя, средневековая и новая история Ингушетии, также у него много научных статей, посвященных этнографии, фольклору и языку ингушей.

Помимо науки, Дударов принимает активное участие и в общественной жизни Ингушетии. На его счету много добрых дел примирительного характера. Уместно и ко времени проведенные им примирительные мероприятия в большинстве случаях завершались положительным исходом. Он часто проводит важные и актуальные беседы с учащимися, студентами, молодежью на предмет духовно-нравственного воспитания, а также выработки национальной идеи ингушского народа, без которой ингушскому этносу трудно будет продолжать свой исторический путь.

По мнению Абдул-Мажита Муратовича базисом национальной идеи ингушского народа должны стать четыре основы: религия ислам, сохранение ингушской государственности, сохранение, развитие и изучение ингушского языка и ингушский морально-этический кодекс чести «эздел».

Научная и общественная деятельность ученого-историка и теолога А.-М. М. Дударова неоднократно отмечалась руководством Ингушетии. Где бы и на каких бы должностях он ни работал, в труде Абдул-Мажит неутомим и поэтому часто достигает эффективного конечного результата. В многочисленных трудовых коллективах, где ему приходилось работать, он всегда воспринимался как добрый, отзывчивый, профессионально подготовленный человек, и по уровню своего развития — как интеллектуал.

Его родители, Мурат Магометович Дударов и его добрая и гостеприимная супруга Марем Магомедовна, вырастили и вывели в люди девятерых детей, в том числе и героя нашего повествования. Все они получили соответствующее образование и специальности, кроме старшего сына Тагира, который по воле Всевышнего в сорокалетнем возрасте скоропостижно умер еще в 1993 году. У самого Абдул-Мажита три сына и одна дочь, которые также занимаются общественно-полезным трудом или учатся.

Есть такое арабское изречение: «Ум и знание — это жизнь сердца и светоч глаз». Самим Создателем этими качествами наделен Абдул-Мажит Дударов. И пусть они ему служат в дальнейшей жизни на удвоение его разума и сил, на практическое осуществление его замыслов по выдаче в свет до сего дня неизвестных исторических сведений о жизни ингушского народа.

Абдул-Салам Теркакиев