Не только право, но и обязанность

8 сентября отметили Международный день распространения грамотности

Не только в школе, но и дома всем детям с детства внушают, что читать и писать без ошибок — является жизненной необходимостью. Иными словами, приучают к грамотности. Ведь человеку грамотному, в отличие от безграмотного, открыты многие двери и возможности.

Как отметила в своем комментарии педагог с большим опытом работы, учительница начальных классов Барсукинской средней школы № 1 Зарима Оздоева, с которой мы встретились в преддверии дня грамотности для того, чтобы поговорить о самых главных условиях, необходимых для получения достойного образования, «грамотность — это не только определенные навыки письма и чтения, но и двигатель прогресса, если иметь в виду личностное и духовное развитие».

— Вы заметили, как грамотный человек отличается от необразованного? — спросила она и пояснила, почему так происходит. — Во-первых, человек в любом возрасте, с детства обученный грамоте, всегда будет ощущать себя на высоте. Далее, образованный человек чувствует себя более уверенным в обществе, потому как знает, что многое ему по плечу. В-третьих, благодаря грамотности человек в состоянии раскрыть в себе заложенный потенциал, развить природные задатки, способности и скрытые таланты, а заодно продемонстрировать их публике.

Безусловно, как показывает время, уровень грамотности человека, особенно в раннем возрасте, служит критерием, по которому можно определить, вероятно ли дальнейшее обучение и развитие индивидуума или нет. А со временем большинство понимает, что грамотность играет одну из первых ролей в формировании человека как личности. Хотя, конечно, кое-кто может и возразить, сказав, что сегодня, даже если человек будет неграмотным, деньги могут решить все его проблемы.

Однако реалии жизни показывают, что быть грамотным — это не только право, но и обязанность каждого из нас. Потому как множество некомпетентных сотрудников в настоящее время наводняют фирмы различной направленности труда. И это очень плохо. Страдает не только качество производимых товаров и услуг, но и ощутимо хромает культурное развитие. И только благодаря грамотным людям и держится наша страна. Именно они являются инструментом культурного и цивилизованного развития общества.

По словам З. Оздоевой, на различных мероприятиях, приуроченных дню грамотности, все учителя данной школы в своих классах организовывают собрания, конференции и предметные лекции, посвященные проблеме неграмотности людей.

— А в школьной библиотеке в этот день мы проводим внеклассные уроки, на которых отбираются специальные книги, предназначенные для усовершенствования качества грамотности, — говорит Зарима Умат-Гиреевна, — а также рассказываем детям, как в старину в России изготавливались книги. Должна сказать, что именно эта тема вызывает у детей большой интерес.

По мнению нашей собеседницы, человека с большим стажем работы в образовательной системе, стремиться быть грамотными должны не только учащиеся и студенты, но и преподавателям нельзя расслабляться: учителям никогда не стоит забывать о собственной грамотности, поэтому её всегда необходимо повышать.

— Грамотность — это своего рода «лицо» человека, — говорит Зарима Умат-Гиреевна, — и очень обидно, что в мире все еще насчитывается очень большое количество неграмотных людей, а как говорят социологи, около ста миллионов детей и вовсе не посещают школу. Известно, что до сих пор в мире существует множество людей, не умеющих толком ни писать, ни читать, несмотря на явный прогресс во всех сферах жизни, особенно в области информации. Ведь кроме продвинутых Европы и Америки, есть также Африка, Азия, где немало народов, не имеющих представления о том, как важно владеть навыками письма, притом уметь правильно применять их на практике.

Обсуждая пути выхода из создавшегося положения касательно нашей республики, Зарима Оздоева сказала, что новаторские варианты решения существующих проблем, направленные на дальнейшее повышение уровня грамотности в будущем могут радикально изменить ситуацию в лучшую сторону.

— Когда наступает определенный момент, все мы начинаем искать причины безграмотности, и обнаруживаем, что существует целый ряд упущений, на который стоит обратить внимание всем взрослым, особенно родителям и учителям, — отметила она.

Как нам удалось узнать, мероприятия, подобные тем, что проводят учителя Барсукинской средней школы № 1, проходят и в других школах Ингушетии. Олимпиады, открытые уроки, викторины, конкурсы по русскому языку помогают учителям не только выявлять старательных и прилежных учеников, но и способствуют повышению стимула для хорошей учебы многим отстающим детям.

По словам ведущего специалиста Минобрнауки Ингушетии, помимо того, что проводится в настоящее время, на будущее они планируют распространять листовки в школах, вузах и колледжах республики, в которых будут описываться элементарные правила русского языка. Также библиотекари будут устраивать акции прямо на улицах, раздавать книги и журналы прохожим. В ведомстве уверены, что такие интересные и занимательные новшества будут только на руку тем, кто в школах и других учебных заведениях борется с безграмотностью.

Принято считать, что русский язык в плане изучения является самым трудным в мире после китайского. Для нас — россиян — это кажется дико, а вот иностранцам вполне близко и понятно. Само произношение, диалекты, а также синонимы, омонимы и тому подобное — всё это дается большинству из иностранцев, изучающих русский язык с большим трудом. Но мы-то не должны допускать такие ошибки, которые простительны иностранцам.

Вы никогда не задумывались, почему ребенок из благополучной семьи чаще всего вырастает неграмотным, несмотря на то, что и родители регулярно с ним занимаются, и в школу он ходит самую престижную, и т. д. и т. п.? По мнению многих детских психологов, этому могут сопутствовать разные причины.

Во-первых, это отсутствие любви к чтению, которую нужно прививать ребенку сызмальства. Во-вторых, чересчур активное интернет-общение с ровесниками, которое не всегда оказывает положительный фактор. Тут нужно учитывать и то, что пользователи Сети уже давно выработали свой виртуальный сленг. Вдобавок, частое сокращение слов, что стало модным, и допущение орфографических ошибок невольно дублируются в стандартную письменную речь.

Не на последнем месте стоит и учебная подготовка. Здесь, к сожалению, надо признать, что во многих средних и высших учебных заведениях нашей республики она построена не на должном уровне, а компетентность педагогов зачастую оставляет желать лучшего.

И последнее. Если мы говорим, что многие учителя просто-напросто ленятся в полной мере выполнять свои обязанности, то надо быть готовым к тому, что дурной пример всегда заразителен. Лень самого обучающегося — тоже немаловажный фактор развития безграмотности в человеке. Зачем читать книгу, если можно поиграть в увлекательную компьютерную игру или погонять мяч во дворе с друзьями? И вот тут родители и педагоги должны приложить максимум усилий, чтобы дети полюбили живое общение с книгой, не откладывали на «потом» домашние задания и смотрели почаще познавательные передачи по телевизору, которые действительно воспитывают и делают нас добрее.