Всё будет хорошо

2 апреля — Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

Этот день посвящён аутистам — людям, которые нуждаются в поддержке и защите. Отмечается он с 2008 года по резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, где выражается обеспокоенность высокой долей детей с аутизмом и указывается на важность ранней диагностики и соответствующего лечения.

О том, что такое аутизм, как обнаружить такое расстройство у ребенка, рассказывает логопед Аиша Харсиева.

— Аутизмом называют расстройство психического и психологического развития, при котором наблюдается выраженный дефицит эмоциональных проявлений и сферы общения. В переводе слово «аутизм» обозначает — «ушедший в себя человек». Родители, которым приходится слышать, что у их ребенка аутизм, воспринимают данное состояние, как смертельный приговор. Но это, конечно же, не так. Просто есть проблема, и с ней надо работать.

Но, во-первых, не бывает двух людей с совершенно одинаковыми симптомами, — у каждого расстройство проявляется по-своему. Но некоторые общие закономерности всё же есть. Вот на что родителям стоит обращать внимание, чтобы не запустить эту проблему и начать с ней работать вовремя.

Аутизм у детей выражается определенными клиническими признаками. Конечно, точно поставить диагноз может только разбирающийся в данной проблеме специалист, однако родители могут заподозрить патологию у своего ребенка. В первые месяцы жизни такие малыши проявляют меньший интерес к ярким игрушкам, менее подвижны, у них скудная мимика. В возрасте пяти-шести месяцев дети с аутизмом практически не интересуются находящимися рядом предметами, не пытаются их схватить, при этом мышечный тонус рук у них развит нормально. Уже по достижении ребенком годовалого возраста родители могут заметить отвлечённый взгляд, что считается нарушением контакта глаза в глаза, то есть когда малыш не смотрит на взрослого при обращении к нему и не реагирует на речь. Кроме этого, такой ребенок может совершенно не улыбаться при любой попытке родителя его насмешить или, наоборот, смеяться тогда, когда для этого нет никаких оснований.

По мере взросления, ребёнок-аутист не любит, когда к нему прикасаются, всегда при этом нервничает; проявляет чувствительность к некоторым громким звукам; его не интересует общение со сверстниками, предпочитает играть самостоятельно, а любые попытки присоединиться к его играм заканчиваются истериками и капризами. В двух-, трёхгодовалом возрасте он не играет в ролевые игры и не способен придумывать сюжет игры. Такие дети сконцентрированы на одном занятии — это еще называют зацикленностью, например, могут подолгу вертеть колесо в руках, на протяжении нескольких часов строить башню, собирать один и тот же пазл. При этом отвлечь их внимание на что-то другое очень сложно.

К явным признакам аутизма можно отнести частые истерики; пассивность или, наоборот, гиперактивность. Такие дети порой не осознают опасности ситуации, например, могут прыгнуть с высоты, ударить предметом кого-либо, ну и тому подобное.

Дети-аутисты больше отмалчиваются, а если говорят, то не всегда могут внятно выразить, что хотят. У детей с аутизмом до пяти лет и позже наблюдается выраженная задержка речевого развития или мутизм (полное отсутствие речи). Что касается возможности дальнейшего речевого развития (после пяти лет), все зависит от тяжести течения заболевания — при запущенной тяжелой форме аутизма ребенок может вообще не начать говорить или обозначать свои потребности короткими словами — кушать, пить, спать. В большинстве случаев речь если и присутствует, то она несвязная, предложения лишены смысла и представляют собой набор слов. Многие аутисты говорят о себе в третьем лице, например, Адам спать, играть и т. д.

Проблема есть, всех симптомов здесь не перечислить. И именно родители должны правильно расценивать поведение своего ребенка. Но ни в коем случае не ставить диагноз самостоятельно, взяв за основу отдельный симптом. Если у вас вызывает волнение необычное поведение своего ребенка, то покажите его специалисту.

Безусловно, раннее вмешательство способствует интеграции детей, страдающих аутизмом, в общество. Они могут пойти потом в обычную школу, общаться со сверстниками. Просто родителям следует уделять им немного больше времени. Не баловать и потакать во всём, а развивать их способности. Нельзя сказать, что с возрастом аутизм полностью уходит. Остаются некоторые признаки. Но они вполне социализированы. В жизни такие люди в чём-то могут вполне преуспевать, а где-то оставаться детьми. Но они чистые и открытые, в этом их достижение, и вопреки распространенному мнению, аутизм не разрушает их жизнь.

Главное не упустить время. Все будет хорошо.