Хлеб всему голова!

16 октября мир отмечал Международный день хлеба

Народную пословицу: «Хлеб всему голова!» — мы слышим с детства, но всё же в суете будничных дней не задумываемся над этими словами. Благо хлеб и хлебобулочные изделия сегодня доступны — заходи в любую булочную, и перед твоими глазами окажется большой ассортимент этого продукта.

А как же он попадает на прилавки магазинов и на наш обеденный стол? Кто и как выращивает хлеб? Об этом мы сегодня как-то и не задумываемся, за исключением тех, кто непосредственно занят этим святым занятием. А ведь совсем в недалёкие времена хлеб выращивали в каждом крестьянском подворье, и потому к нему относились очень бережно.

И история хлеба своими корнями уходит аж на 15 тысяч лет назад. Его знали уже в неолите. Правда, хлеб в те давние времена мало чем напоминал нынешний. Ели просто зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камней и смешивать с водой. Самый первый хлеб был в виде жидкой каши. Когда люди научились добывать огонь, то стали поджаривать раздробленные зерна с водой.

В древнем Египте 5-6 тысяч лет назад произошло как бы второе рождение хлеба. Там научились разрыхлять тесто, способом брожения, используя чудодейственную силу микроскопических организмов — хлебопекарных дрожжей и молочнокислых бактерий. Искусство приготовления «кислого хлеба» от египтян перешло к грекам. Большим лакомством считался разрыхленный пшеничный хлеб и в Древнем Риме. Там появились довольно крупные пекарни, в которых мастера выпекали многие сорта хлеба.

На Руси владели секретом приготовления дрожжевого теста с незапамятных времен. Пекарни когда-то назывались избами. Но пекли хлеб практически в каждом доме. Лишь несколько веков назад возникла специализация хлебных дел мастеров. Появились хлебники, пирожники, пряничники, блинники, ситники, калачники.

В средние века во многих европейских странах свежеиспеченный хлеб могли есть только члены королевской семьи, хлеб вчерашний предназначался для окружения короля (высшего общества), хлебные изделия, выпеченные два дня назад, ели помещики и дворяне, хлеб трехдневной давности служил пищей для монахов и школьников, а хлебом, испеченным четыре дня назад, кормились крестьяне и мелкие ремесленники. В Англии представители состоятельных сословий использовали хлеб, главным образом, в качестве тарелок: большие буханки хлеба, выпеченные несколько дней назад, нарезались крупными ломтями, в середине куска делали небольшое углубление, в которое клали еду. После обеда эти «тарелки» собирали в корзину и раздавали беднякам.

В XIX — начале XX в. ингушам уже был известен хлеб из пшеницы. Его выращивали на плоскостных землях и в горах, что требовало очень большой затраты труда. Жатва производилась серпами. Хлеба сначала вязали в снопы, а затем складывали для просушки. Способ молотьбы был такой же, как и у соседних горцев: по разбросанным снопам гоняли несколько пар крупного рогатого скота. На плоскости, помимо того, употреблялся шести- или восьмигранный каменный каток, заимствованный у казаков. Веяли зерно на ветру, подбрасывая его деревянной лопатой. Но ингуши широко употребляли и кукурузный хлеб — сискал, который не потерял своей актуальности и сегодня.

Сейчас у нас в стране изобилие хлеба и хлебных изделий из разных сортов муки. Нередко можем видеть и брошенный на землю ломоть хлеба, недоеденные батоны, буханки в мусоросборниках. А тем временем в музее истории Ленинграда хранится кусочек заплесневелого хлеба — 125 граммов — дневной паек жителей осажденного города.