«Совесть нации»

110 лет со дня рождения академика Дмитрия Лихачева

Академик Дмитрий Лихачев — пропагандист нравственности и духовности. Его по праву называют выдающимся культурологом XX века и «совестью нации». На одной из мраморных плит Мемориала памяти и славы в Назрани выбито имя академика. Это — дань памяти и уважения Дмитрию Лихачеву, который поддержал Закон о реабилитации репрессированных народов, принятый Верховным Советом РСФСР 26 апреля 1991 года.

Автор 500 научных и около 600 публицистических трудов, филолог, искусствовед, академик РАН Дмитрий Сергеевич Лихачев родился 28 ноября (15 ноября по старому стилю) 1906 года в Санкт-Петербурге.

Круг научных интересов Дмитрия Лихачёва весьма обширен: от изучения иконописи до анализа тюремного быта заключённых. На протяжении всех лет своей деятельности являлся активным защитником культуры, пропагандистом нравственности и духовности. О своих религиозных чувствах он публично не рассуждал, редко писал, но веру свою крепко хранил. В разделе «О жизни и смерти» в своей книге «Русская культура» он писал так: «Религия либо занимает основное место в жизни человека, либо у него ее нет вовсе. Нельзя верить в Бога «попутно», «между прочим», признавать Бога как постулат и вспоминать о Нем только, когда спрашивают».

Дмитрий Лихачев стал сотрудником отдела (впоследствии сектора) древнерусской литературы Института русской литературы Академии наук (Пушкинского Дома) в 1937 году. Его первой монографией стала брошюра «Оборона древнерусских городов», написанная им в соавторстве с археологом, профессором Тихановой в блокадном Ленинграде, специально для солдат, защищавших рубежи северной столицы. Эту брошюру по распоряжению ленинградского обкома раздавали в окопах.

Академик внес значительный вклад в развитие изучения древнерусской литературы и искусства. Его перу принадлежат одни из лучших исследований по таким литературным памятникам, как «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве».

Отметим, что Дмитрий Лихачев дал высокую оценку работе Дошлуко Мальсагова «О некоторых непонятных местах в «Слове о полку Игореве». В 60-е годы прошлого века академик писал первому ингушскому профессору: «Отныне мимо Вашей работы не пройдет ни один серьезный исследователь «Слова».

Дошлуко Дохович аргументированно доказал, что Овлур, который спас князя Игоря из половецкого плена, был представителем ингушского народа. Рассматривая этимологию имени, профессор, в частности, отметил: «Овлур — имя, которое до недавнего времени было распространено у вайнахов. Руины многоэтажной башни на высоком обрывистом берегу Сунжи, в двух-трех километрах от бывшей крепости Назрань и селения Гамурзиево, называется «башней Овлура»... Башня построена первыми переселенцами из гор на плоскость галгаями (ингушами)».

Научное наследие Дмитрия Лихачева чрезвычайно обширно и разнообразно. Среди его произведений — академические монографии, посвященные различным аспектам истории культуры, от поэтики древнерусской литературы до садово-паркового искусства XVIII–XIX веков, научные статьи и публицистические заметки, многое другое.

Известный актер, народный артист России Игорь Дмитриев, после смерти Лихачева, отметил: «Я не знаю, кто сможет занять его место, и кто сможет иметь право говорить так о любых проблемах российской культуры с таким знанием и с такой болью за нее». В то же время, как патриарх российской интеллигенции, ученый, гуманист, он являлся интернационалистом, известным своей твердой гражданской позицией.

Заслуженный инженер-механик РСФСР, заместитель председателя Экономического совета при Главе Ингушетии Умалат Льянов, вспоминая о том, как принимался закон «О реабилитации репрессированных народов», рассказывал: «Законопроект, вынесенный в 1991 году на рассмотрение Верховного Совета РСФСР, во втором чтении был заблокирован по причине того, что страна якобы не располагает достаточными ресурсами для экономической реабилитации репрессированных народов. Это был формальный повод, который сумели использовать противники реабилитации. Но с этим нельзя было смириться. Поэтому было решено направить в Москву делегацию представителей нашего народа. У нас была распечатка поименного голосования депутатов, и было известно, кто выступил против принятия закона. Предстояла нелегкая работа — необходимо было привлечь к этому вопросу общественное внимание.

Наша группа попросила встречи у академика, который жил в двухкомнатном номере небольшой гостиницы. Дмитрий Сергеевич очень доброжелательно встретил нас, несмотря на поздний час, провел в номер, заказал горничной чай. Мы уже готовы были извиниться и уйти, зная, что он торопится на вокзал, поскольку уезжал в Санкт-Петербург, но академик остановил нас и потребовал рассказать о причине нашего визита. Внимательно выслушав, Дмитрий Сергеевич взял за основу один из вариантов подготовленного нами обращения в Верховный Совет, внес свои поправки и подписал. Я хорошо помню его содержание. Оно завершалось словами: «Восстановление поруганной чести и достоинства репрессированных народов — дело чести народных избранников России!».

— 26 апреля 1991 года председатель Верховного Совета РСФСР Борис Ельцин начал обсуждение закона с обращения Дмитрия Лихачева. Кредо академика было делать людям добро, и призывать их к высокой нравственности. Память о нем должны хранить мы и наши потомки, — подчеркнул Умалат Льянов.

Дмитрий Сергеевич Лихачёв скончался 30 сентября 1999 года в Санкт-Петербурге. Он оставил 10 заповедей, по которым он жил и призывал жить других. В их числе: «Не помысли народ свой врагом других народов», «Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти», «Чти родителей и прародителей своих и всё сотворенное ими сохраняй и почитай», «Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба».

С некоторых важных позиций научное наследие Дмитрия Лихачева до сих пор не исследовано. Академик первым в новейшей истории России обосновал культуру как духовный базис общенационального бытия, а ее сохранение — как залог душевной безопасности нации. Вне культуры, неустанно подчеркивал он, настоящее и будущее народов и государств лишается смысла. Как отмечают исследователи творчества Дмитрия Лихачева, все, что им было написано и высказано, глубоко и органично связано с нравственными проблемами.

За свою научную и общественную деятельность Дмитрий Лихачев был удостоен многих правительственных наград. Ему была дважды присуждена Государственная премия СССР — за научные труды «История культуры Древней Руси» (1952) и «Поэтика древнерусской литературы» (1969), Государственная премия Российской Федерации за серию «Памятники литературы Древней Руси» (1993). Он был лауреатом премии Президента РФ в области литературы и искусства (1997). В 2000 году Дмитрию Лихачеву посмертно была присуждена Государственная премия России за развитие художественного направления отечественного телевидения и создание общероссийского государственного телеканала «Культура».

Академик Дмитрий Лихачев был удостоен звания Героя Социалистического Труда (1986), был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени (1996), а также многими орденами и медалями.

2006 год, год столетия со дня рождения ученого, указом Президента России Владимира Путина был объявлен Годом академика Дмитрия Лихачева. Ежегодно проводятся международные Лихачевские научные чтения. В 2016 году в XVI чтениях приняли участие представители почти 30 стран.

Материал подготовлен на основе публикаций газеты «Ингушетия», информации РИА «Новости» и открытых источников