Традиции и обычаи

Зарета Харсиева о тонкостях семейного этикета в ингушском обществе

Фото:
З. Харсиева

Национальные традиции были и остаются незыблемой частью культуры ингушского народа, как и любого другого этноса в целом, поэтому сохранение и преумножение культурных традиций народа лежит в основе развития современного общества. И прежде всего основа сохранения народной культуры видится в системе преемственности поколений, в передаче культурных традиций и ценностей от старшего поколения к идущим следом.

Самобытность народа определяется своими неповторимыми уникальными традициями и обычаями. Несмотря на то, что общество движется вперёд, меняются некоторые ценности, отношение к специфике национальной культуры, отвергаются некоторые обычаи и традиции, но тем не менее большинство ратует за сохранение национальной идентичности, за уважение к своим традициям и культуре. Иначе через несколько десятков лет народ исчезнет как таковой. 

Поводом написать этот материал стал случайный разговор двух женщин, которые сетовали на то, что молодые невесты слишком раскрепощённые, не соблюдают этикета скромности, который предъявляется нашими традициями к молодым снохам. И считают, что они скорее не знают, как себя вести, потому и не соблюдают эти традиции. При этом они упрекали не столько снох в нарушении правил поведения, сколько родителей, в частности матерей, которые в своё время не внушили им, как себя правильно должна преподносить сноха в новой семье, чтобы создать образ прекрасного. 

Но мы решили восполнить пробел, учитывая, что сегодня с информационных полей, в частности из газеты «Ингушетия» под рубрикой «Традиции и обычаи», читатели, особенно молодёжь, которая составляет значимый процент нашей аудитории, имеют возможность черпать недостающие знания по национальной культуре. В целом охватить все тонкости национальных традиций и обычаев невозможно, но сегодня гость нашей редакции Зарета Харсиева, знаток ингушской культуры, редактор-корреспондент, ведущая кулинарной рубрики «Г1алг1ай даар» ГТРК «Ингушетия», расскажет нам о некоторых нормах поведения молодых супругов в ингушской семье: 

— Не секрет, что ячейка общества — это семья, именно здесь культивируются и сохраняются национальные традиции, а молодая семья — это начало, это основа, где зарождаются и укрепляются традиции и обычаи народа. И от того, как молодые относятся к своей культуре, которую до наших дней бережно сохранили и донесли до нас предки, видится и будущее нации. Поэтому важно, чтобы изначально супруги соблюдали этикет и требования, предъявляемые им ингушским обществом. 

Но коль речь зашла изначально о нескромности молодых снох, то следует сказать, что такое поведение в корне недопустимо. А женщины, подметившие нарушение этикетных взаимоотношений, абсолютно правы. Как и в том, что большая степень вины, как бы это ни звучало парадоксально, лежит на старших женщинах, изначально на матери, которая в своё время не объяснила дочери всех тонкостей, заключённых в скромном образе молодой снохи, а потом уже и свекрови, которая по долгу старшей женщины должна ей в мягкой форме, доходчиво сказать, как ей следует держаться, чтобы грамотно, говоря сегодняшним языком, «презентовать» образ ингушской снохи. В этом тоже видится этикет ингушского народа во взаимоотношениях со снохой. 

Но коснёмся теперь просто этикета самой снохи в доме супруга. Сноха входит в дом с желанием гармонично влиться в новую семью, построить своё гнездо, и в этом ей должны помочь окружающие. Но и сама она должна проявлять уважение к традициям. К сожалению, сегодня не все девушки знают, как себя правильно вести, что можно, что нельзя говорить, что делать. Молодой снохе положено знать, что по этикету она должна быть учтивой и услужливой, быть малословной, что очень важно. Она не должна задерживаться перед мужчинами, будь это члены семьи или гости. В присутствии мужчин ей не положено смотреть им в глаза, приветствуется опущенный взгляд. В присутствии старших не положено садиться, как и стоять, облокотившись на что-то или на кого-либо. Также молодой невесте не положено громко разговаривать или смеяться.

Молодая невеста не должна произносить имён свекра, свекрови, братьев и сестёр мужа, и старших родственников по мужу. В этом этикете тоже скрывается форма уважения и почитания, некие правила сдержанности в отношениях. По обычаю, если в присутствии снохи, тут не важно, молодая она или прожившая годы, пошла речь об умерших родителях мужа, свёкра или свекрови, или их родителях, и она на тот момент сидела, то при упоминании их имён ей положено обязательно привстать. В этом видится проявление уважения к их памяти. 

Ингушский этикет предъявляет требования и к молодому супругу. Он также должен вести себя скромно, особенно в первое время. Стараться не вступать в разговор с супругой, не уединяться с ней, не держаться рядом и не называть её по имени, как и супруга его по имени, в присутствии других. Вообще, по этикету молодым положено как бы не замечать друг друга при посторонних, не выставлять напоказ свои отношения, какими бы тёплыми или холодными они ни были. 

Теперь об отношениях с детьми. Молодым родителям, да и не только, не положено демонстрировать свою любовь к детям, тем более нахваливать их, равно как и ругать в присутствии других. Также по этикету не прилично говорить «мой сын» или «моя дочь». 

По ингушскому этикету определённые требования предъявляются и к супругу по отношению к родственникам жены. Прежде всего это учтивое отношение к новым родственникам не только в поступках, но и в выражениях. К родственникам жены зять должен проявлять внимание, заботу, особенно к тёще и тестю, несмотря на то что по обычаю он обязан избегать с ними встреч и вообще не видеться с ними никогда. Но это не должно ему мешать проявлять знаки внимания, как и к сёстрам и братьям своей жены, с которыми он может видеться и общаться. 

К сожалению, в большинстве своём этикет зятя ограничивается стойким соблюдением этикета избегания встреч с родителями жены. Разумеется, этот вид избегания наиболее удобен для супруга, потому он сохранился и дошёл до наших дней в изначальном своём содержании. 

Жаль, что в традиционных этикетных нормах поведения, предъявляемых к молодым супругам, многим видится некое принижение личности или грубоватое подчеркивание иерархии по возрасту и статусу. Многие молодые женщины узревают в соблюдении этикета некое унизительное отношение к себе. Видимо, им так разъясняли, с неправильным толкованием уважения к женщине в современном общероссийском и общеевропейском восприятии. На самом же деле все обстоит совсем по-другому.

И ещё, молодым снохам и вообще супругам нужно понимать, что соблюдением этикета они поднимают не только собственный авторитет, но и авторитет мужа, жены и авторитет семьи.

В истинной народной традиции эти обычаи следует воспринимать не иначе, как взаимное уважение тех и других, как возможность не нарушать этикетные нормы приличия, закрепить семейную иерархию, преимущества старших и обеспечить гармонию в семье, и в целом сохранить самобытность народа, его уникальную культуру и национальную идентичность