Еще в детстве мы часто слушали сказки, рассказы, предания наших старших, в которых ярко воссоздавалась красота родных гор и рек. Они учили нас жизни своими пословицами, поговорками, объясняли многие приметы посредством родного слова. Но ситуация сегодня изменилась.
Современная жизнь почти полностью вытеснила из жизни детей школу старшего поколения, которая играла огромную роль в воспитании, любви к родному языку, истории, традициям. Сейчас мы часто слышим разговоры о проблеме с родным языком, что мало тех, которые говорят на языке матери. Особенно остро стоит этот вопрос среди молодёжи. С этим действительно можно согласиться, так как каждодневно автор данного материала по дороге на работу замечает, что подростки общаются между собой на русском языке, игнорируя свой родной язык. А почему это происходит? — задаю себе вопрос.
Чтобы разобраться в этой сложной ситуации, насколько важно сегодня изучение и преподавание в школах родного языка, я и обратилась к учителю ингушского языка и литературы СОШ № 3 с. п. Долаково Мадине Закраиловне Бековой.
"Действительно, в настоящее время как никогда остро стоит проблема сохранения родного языка, — говорит она. — На своих уроках я заставляю учащихся говорить на своём языке, запрещаю им общаться даже между собой на русском. Часто мы записываем в отдельную тетрадку исчезающие слова из языка, которые не так часто используются в современной нашей речи, чтобы они не утратились совсем. Мне кажется, пренебрежение современной молодёжи родным языком идёт в некоторых случаях и из семьи. Многие родители с малых лет разговаривают со своими чадами исключительно на русском, сегодня даже в сельской местности всё меньше встречаешь общающихся на родном языке. Родителям в первую очередь надо больше уделять внимание этому вопросу. Когда ребёнок начинает говорить изначально не на своём языке, ему уже в дальнейшем труднее воспринимать родную речь.
История нам также показывает, что пренебрежение родным языком приводит к угасанию тяги к национальной культуре, молодёжь теряет своё национальное своеобразие. Поэтому важно на примере художественных произведений, на мероприятиях выработать у учащихся бережное отношение к родному языку, чтобы они понимали важность знания родного языка, что я и стараюсь делать. Язык полностью отражает ментальность народа, а значит, и особые черты характера, образ мышления, верования, навыки духа.
Я не говорю, что дети не должны владеть другими языками, каждый язык уникален, потому что народы, их культурные традиции, условия жизни и картины мира различаются. Моё твёрдое убеждение: пока народ сохраняет свой язык — он жив. Знание и понимание языка, его законов и правил — это первое и самое важное, что необходимо человеку.
Как носитель родного языка и преподаватель данного предмета, я всегда ставлю перед собой цель — привить своим подопечным уважение и любовь к преподаваемому предмету. Сегодня перед каждой семьёй и школой должны ставиться такие сложные задачи, которые должны сформировать у учащихся целостное и глубокое понимание того, что ребёнок должен знать свой национальный язык, как закон жизни и природы. Скажу, что только родной язык соединяет человеческие души, историю с современностью, жизнь предков с нашей жизнью. Через родное слово ребёнок становится сыном своего народа".
Большую роль в сохранении родного языка, приобщении детей к культурному наследию, духовным ценностям народа играют уроки родного языка, на которых изучаются традиции, обычаи того или иного этноса.
Язык — душа народа. И долг каждой нации сохранить свой язык, серьёзно и свято относиться не только к своему, но и к чужому языку.