Это было волшебно!

В Назрани состоялся грандиозный концерт Государственной филармонии имени Ахмета Хамхоева

30 июля зал муниципального Дворца культуры города Назрани был переполнен. Здесь состоялся грандиозный концерт «Бека пандар — ека оаз» Государственной филармонии имени Ахмета Хамхоева при поддержке Министерства культуры и архивного дела Республики Ингушетия

В концерте приняли участие воссозданный ансамбль народных инструментов госфилармонии, ансамбль народного танца «Эрзи», народный артист Ингушетии Султан Гайсанов, заслуженная артистка России Тамара Яндиева, народные артисты Ингушетии Осман Имагожев и Алихан Абадиев, заслуженные артисты республики Роза Ахциева, Адам Оздоев, Рахман Беков, Лема Нальгиева и Айна Алиева, а также неподражаемые Хава Евлоева, Индира Хочубарова и Зухра Дударова.

Напомним, что основателем оркестра народных инструментов является Магомед Горчханов — заслуженный работник культуры ЧИАССР, член Союза композиторов ЧИАССР, руководитель оркестра народных инструментов ЧИАССР (1967), заслуженный деятель искусств РИ, автор сборников пьес и этюдов для национальной гармошки, сборников песен на ингушском, чеченском и русском языках. Он ещё в 90-х годах собирал таланты по всей республике и основал в 1993 году оркестр народных инструментов, где сам был главным дирижером и хормейстером. Им была проделана огромная работа. Сегодня его нет с нами, но дело его продолжает жить.

Концерт анонсировался, и зрители его ждали с нетерпением. Среди них известные деятели культуры, творческой и научной интеллигенции, представители общественных организаций и просто ценители народного музыкального искусства. Примечательно, что в зале присутствовали и ветераны труда, бывшие сотрудники госфилармонии, которых горячо приветствовали как со сцены, так и многочисленные поклонники.

Начала ждали с волнением. И вот открылся занавес. Взмах дирижерской палочки, и зал взорвался аплодисментами. Прекрасная «Сюита» в исполнении музыкантов открыла возможность насладиться шедеврами национальной фольклорной музыки. Каждое выступление артистов, которые безупречно исполняли свои композиции, а главное — пели вживую, сопровождалось продолжительными овациями и нескрываемым восторгом зрителей.

Выступлением Тамары Яндиевой завершился праздник. На поклон вышли все участники концерта. Зал долго аплодировал стоя, давая высокую оценку мастерству, выражая свою благодарность и признание настоящему искусству.

Отзывы зрителей тоже были эмоциональными: «Давно эта сцена такого не видела!», «Это, действительно, праздник народной мелодии!», «Пока жива музыка, жива культура — жив народ!»

Свою благодарность и восхищение выказал и министр культуры и архивного дела Ингушетии Микаэл Базоркин.

«Сегодня открылся целый мир, огромный пласт народной культуры, — сказал он, — Совершенно по-другому зазвучали народные инструменты. Это было настоящее волшебство. Спасибо Руслану Куштову, которого я знаю не первый год и которому верил, а также всей команде за этот праздник!»

Не смогла скрыть своих эмоций и этнограф Зейнап Дарахова.

«Можно сказать, что сегодня оркестр народных инструментов возродился, — сказала она, — это был фурор. Экскурс в историю, в древность. Прекрасная работа. Надо отдать должное, Руслану Куштову. Он за короткое время сделал невозможное возможным! Удивительная режиссура Фатимы Ахильговой, красивая постановка песни «Нана» Лемы Нальгиевой, комическая миниатюра Гайсанова, национальная одежда, декорации — всё гармонично. В целом — эмоционально насыщенная атмосфера!»

В своём интервью нашему корреспонденту Руслан Куштов, который руководит филармонией чуть более трёх месяцев, но уже успел проявить себя и как профессионал, и как хороший организатор, отметил, что это был пилотный вариант, напряжённая, кропотливая работа, которой предшествовал некий предварительный этап:

«Я, как говорится, пошёл в народ, узнать, что люди хотят услышать и увидеть, чтобы определить для себя, в каком направлении нам дальше действовать, развиваться. Выводы говорили о том, что народ соскучился по народным мотивам, ритмам, звукам, по живому вокалу. Из этого анализа были обозначены цели и задачи предстоящей работы.

Для начала, в целях возрождения оркестра народных инструментом, был приглашён известный на Северном Кавказе дирижер Илья Петренко, лауреат нескольких всероссийских конкурсов, блестящий профессионал, ценитель классической музыки, который уже гастролировал у нас в республике, знаком с нашими народными мотивами. К работе были привлечены музыканты-профессионалы. В перспективе мы будем набирать подготовительную группу, будем готовить новое поколение музыкантов для филармонии.

У меня сформировалась хорошая команда. Без нее всего этого не было бы. Хочу выразить благодарность всему творческому и техническому составу. Это и Фатиме Ахильговой, и Алаудину Эсмурзиеву, Артуру Хулагову, Зареме Яндиевой, команде звуковиков Бекхана Халухаева, артистам и исполнителям, всех не могу сейчас назвать, пусть они меня простят, но каждый сыграл свою важную и значимую роль! Зритель получил то, что так долго ждал, то, что он любит, а это наше родное — ингушское, наши удивительные голоса, наши безупречные мелодии.

Результатом мы в принципе довольны. Но перед нами встали и новые задачи в плане дальнейшего роста — надо поднять на новый уровень музыкальный пласт народной культуры.

Пользуясь случаем, хотел бы через вашу газету призвать профессионалов, любителей музыкального искусства к сотрудничеству, к взаимодействию. Мы всегда открыты. Можем выслушать предложения, новые идеи».

О том, что главная задача артистов — дать качественный продукт зрителю, сказала и режиссер-постановщик, народная артистка РИ Фатима Ахильгова:

«Сроки были весьма ограничены, а работа предстояла серьёзная. Ни о чём другом, как о концерте, уже думать не моглось. Сценарий, сценография, свет, миниатюры — всё это пришлось выстраивать. И результат, по реакции зрителей, оказался налицо! А зритель — главный судья. Хотя у меня, как у режиссёра, может быть, и были другие представления, но из того, что возможно, мы это сделали. Народ доволен. А я всегда говорю своим коллегам, что зритель у нас весьма осведомлённый, тонко чувствующий проявление любой фальши, и к нему относиться надо бережно.

Спасибо драмтеатру, в лице руководителя Исы Чахкиева, за оказанную поддержку, всем ребятам. Они молодцы, каждый на своём месте! Но на достигнутом останавливаться нельзя. Надо идти вперёд, искать новый репертуар на фольклорной основе, на народных мелодиях в новом звучании. Это и есть классика».

В целом можно сказать, что Государственная филармония прошла проверку на зрелость и блестяще сдала экзамен.