Рая Евлоева: ставшая легендой при жизни

У истоков Ингушского государственного ансамбля танца «Ингушетия»

Рая Евлоева стояла у истоков создания Ингушского государственного ансамбля танца «Ингушетия». С первых дней создания республики, в начале 1993 года, к ней поступило предложение от министра культуры Ингушетии Саида Чахкиева о создании ансамбля. Рая не была готова к такому ответственному шагу, да и у неё в то время был свой детский ансамбль «Магас», в котором танцевали юные артисты.

Она приезжала два раза в неделю из г. Грозного и репетировала с ними. Оставить ансамбль было трудно. Но следом Раю Евлоеву пригласил президент Ингушетии Р. С. Аушев.

«Рая, мы создаём республику. Всё создаём с нуля, в том числе и ансамбль. У тебя опыт, практика. Ты можешь создать ансамбль. Ты должна». Давление на национальное сознание Раи было столь значительно, что больше не было вопросов, и она тут же взялась за работу.

Первым директором ансамбля был назначен Ахмед Могушков. Рая стала художественным руководителем. Шёл 1993 год. Первыми балетмейстерами ансамбля были Магомед Гапархоев и Алик Мухаммедов. Чуть позже главным балетмейстером ансамбля стал Абукар Шадыжев. Так и начали создавать коллектив ансамбля. Разные поступали предложения о том, как назвать ансамбль. У Раи было твёрдое решение — только «Ингушетия»! Так она и назвала ансамбль.

Занятия стали проводить в зале бывшего районного Дома культуры. Стены зала были покрыты инеем, танцоры могли даже писать на этом слое. В зале стояли буржуйки для отопления. По углам висели простыни. За одной простыней переодевались девочки, в другом углу — мальчики. Никаких условий. И в этом же зале шли репетиции. Да, было нелегко. Бывало, ребята характер покажут, не придут на репетицию, или ещё что-то другое придумают. Рая не церемонилась. Не хотите, не надо! Но ребята исправлялись и продолжали работу. Во время репетиций и выступлений, танцев с поединками, бывало, парни бьют пальцы, руки, но танцуют. Танцоры ансамбля были ребята мужественные, полные достоинства и чести. Для юношей и девушек не было понятия «не могу», «не знаю». Это была сплочённая команда. Они были охвачены высоким патриотизмом.

«Ингуши — это характеры. Каждый князь, а тут попробуй всех собрать в танце. Дерзкие ребята. Стоило не так слово сказать, как тут же вскипали», — вспоминала Рая.

В ансамбле было 27 парней и 24 девушки. Это был хороший, слаженный, талантливый коллектив. В репертуаре ансамбля были такие танцы, как «Праздничная сюита», «Девичий», «Легенда о любви», «Горский танец», «Ингушский перепляс», «На земле вайнахов» и танцы всего Кавказа. Всего 12 массовых и четыре-пять сольных танцев.

Сейчас в государственном ансамбле есть музыкальный оркестр, есть коллектив музыкантов, исполняющих музыкальную часть. В то время Рая одна играла 2-3 часа, играла всю концертную программу. Это сколько нужно было физической силы и воли! Она переходила с одной октавы на другую, с одной тональности на другую и захватывала всех своей игрой. После репетиций с хореографическим ансамблем учила играть на гармошке девочек из ансамбля «Сата» и тех, кто приходил к ней домой поздно вечером для обучения игры на ингушской гармошке.

1994 год. Во Дворце культуры г. Назрани готовилась презентация ансамбля «Ингушетия». Все работали на пределе человеческих возможностей. Работа в ансамбле кипела, над программой продолжали ещё работать, шили костюмы. И всё это на одном дыхании. Презентация прошла шикарно! Это был огромный праздник. Программа «Под солнцем единым» понравилась зрителям. Зал был забит до отказа. Были высокие гости. Многие стояли.

В те годы в республике было много разных событий, открытий, новых проектов в самых разных сферах. Все работали на одном дыхании. И всегда душу грели и радовали глаз несравненная гармонь Раи Евлоевой и виртуозные артисты государственного ансамбля «Ингушетия». Других коллективов не было. И только им приходилось участвовать везде, в том числе в грандиозных проектах по созданию этнографических композиций на праздниках, которые проходили в горах.

В том же, 1994, году государственный ансамбль танца «Ингушетия» уже выехал на свои первые гастроли на международный фестиваль в Ирак. Второй раз в Ирак на международный «Вавилонский фестиваль» ансамбль «Ингушетия» выехал в 1996 году. «Мы ехали 55 человек в одном автобусе. Душно, хочется пить, устали. Но все актёры молчат, выдержанно преодолевают дистанцию. Это так нелегко. Особенно, когда после этого ты выходишь на сцену», — вспоминала Рая. Она любила своих учеников — разных, но родных. Заботилась о них, так как знала, что в ответе за тех, кто верит тебе, и вместе с вами готов отдать последние силы во имя своей республики и своего народа. Ведь это очень сложное искусство — искусство танца!

Фестиваль проходил в Багдаде, в огромном амфитеатре. В зале находился Саддам Хусейн со своей семьёй. На вечер пришли кавказцы-эмигранты, генералы, офицеры — дети эмигрантов. Эта была Саддамовская элита. В момент выхода ансамбля «Ингушетия» на сцену вдруг стали раздаваться залпы. Это был салют. Всё озарилось вокруг. А Рая вдруг испугалась за своих юношей и девушек. Она на мгновение вспомнила, что тогда эта страна находилась в состоянии войны, и не сразу поняла, что это не залпы боевой техники, а их приветствуют «залпами» радости. 27-тысячный амфитеатр дышал одним воздухом. А за территорией амфитеатра было ещё больше людей — тех, кто на огромном экране лицезрел ансамбль. Зал гудел, ансамбль завёл всех в едином порыве. Все танцоры знали: если надо, умри, но сделай так, чтобы было лучше всех, и чтобы никто не мог превзойти!

Амфитеатр — как чаша. Душно, дышать было нечем, а на сцене вихрем искрились горцы. И снова замирали. В танец вышел «орёл» на носках — высокий, грациозный красивый Бексултан Галаев с широко развёрнутой буркой над головой. Что ни сюжет танца, то сюрприз! Ансамбль покорил сердца публики.

Ансамбль «Ингушетия» всегда был первым, лучшим, признанным. Это был большой состав и сильный коллектив. Пришедшие на концерт дети бывших эмигрантов Албогачиевы, Тимурзиевы, Галаевы и другие были просто потрясены искусством своих земляков. Они искренне выражали свои чувства, фотографировались с артистами.

С таких грандиозных побед начинался творческий путь Ингушского государственного ансамбля «Ингушетия»!

Главное и самое трудное — это стоять у истоков. Начало было хорошее. А у Раи между тем впереди были другие ансамбли и коллективы, в том числе «Магас», «Кавказ». Сегодня Ингушский государственный ансамбль «Ингушетия» является визитной карточкой республики. Его художественным руководителем является заслуженный деятель искусств Республики Ингушетия и Чеченской Республики Руслан Муратович Гадаборшев, который глубоко уважал Раю Евлоеву за её несгибаемую волю к творчеству и огромный талант.

Впереди были новые проекты и идеи, была жизнь во имя идеи. Рая была ярким и деятельным человеком. На протяжении всей жизни она собирала песни и мелодии народа, была музыкальным этнографом. Её уважали и ценили первые лица республики и соседних регионов, её любили в народе! Обо всё всём этом можно будет прочитать в монографии «Ставшая легендой при жизни», посвящённой жизни и творчеству Раи Евлоевой.

Жизнь Раи, уроки Раи, будут радовать слух и служить народу ещё многие годы!