Жил-был художник...

Тагир Абиев посвятил свою жизнь искусству и работе с детьми

Люди моего поколения хорошо помнят Тагира Медиговича Абиева, человека, посвятившего всю свою жизнь искусству и работе с детьми. В 60-70-х годах прошлого столетия (кажется, что это было совсем недавно), он был примером не только для ребятишек, увлечённых рисованием, декоративно-прикладным искусством, театром, но и для многих молодых людей, начинавших работать в сферах образования и культуры. Говорят, что талантливый человек бывает талантлив во всём. Эту мысль лишний раз подтвердил наш земляк, у которого был многогранный талант и несгибаемая воля к труду.

До возвращения из ссылки 1944 года, Абиев работал сапожником, мог смастерить с нуля непростую обувь как для мужчин, так и для женщин. Однако Тагир Медигович понимал, что это не главное дело его жизни, а временное ремесло, за которое он взялся по необходимости. Работая обувщиком, он искал свое истинное предназначение в жизни. В одно время был зубным техником, то есть делал протезы, ставил зубы из дорогого металла.

После возвращения на историческую родину Абиева назначают директором Дома культуры Назрановского района. Очаг культуры находился в здании, где ныне разместился краеведческий музей имени Тугана Мальсагова. Первоначально здесь действовал только кинозал, демонстрировавший каждый день фильмы советских и зарубежных мастеров кино. От случая к случаю проходили концерты, связанные с приездом различных танцевальных и вокальных групп.

Постоянным атрибутом Дома культуры была ватага ребятишек, околачивавшихся с утра до вечера у киноафиш, с надеждой, что пропустят на очередной киносеанс бесплатно. Деньги у нашего брата в то время водились довольно редко. Кроме того, взор мальчишек, как магнитом, притягивали красочные афиши, написанные талантливой рукой. Трудно было догадаться, что их писал сам директор, знавший художественное письмо, имея при этом уникальную каллиграфию.

Вскоре здесь заработал и народный театр под руководством известного писателя Ахмеда Бокова. Тагира Медиговича можно было видеть среди актёров, игравших различные роли в спектаклях местных авторов. Кроме того, он работал над декорациями, без которых сцена выглядит бедно и убого. Именно здесь впервые проявился талант будущего художника. Теперь было весьма очевидно, что главное дело в жизни Абиева — изобразительное искусство.

Он основательно уходит в эту работу, став главным художником-оформителем целого района. Работы было по горло, приходилось рисовать плакаты, лозунги, транспаранты, различные таблички, вывески с высказываниями революционных и партийных деятелей, писателей и философов. Помню, коридор нашей школы был украшен такого рода работами художника. На самом видном месте разместили слова вождя мирового пролетариата: «Учиться, учиться и еще раз учиться».

Нравилась нам и другая вывеска, с высказыванием А. П. Чехова: «В человеке всё должно быть прекрасно: и душа, и мысли, и лицо, и одежда». В то время ни один праздник не обходился без портрета Ильича. Его художник мог изобразить на бумаге или холсте с закрытыми глазами. Одновременно он был лучшим учителем рисования двух городских школ.

Заметили-таки талантливого человека. Построив в районном центре станцию юных техников, Абиева назначили первым и бессменным её директором. Более достойной кандидатуры на эту должность подыскать было трудно. Из года в год здесь росли свои Кулибины. На станции были различные кружки: авиамоделирование, судомоделирование, радиотехнический, фотодело и т. д. Воспитанники Назрановского дома технического творчества часто состязались со своими сверстниками из столицы и различных районов нашей республики, занимали призовые места.

Тагир Медигович руководил станцией юных техников 25 лет (1970-1995). Покинув этот пост, он взялся за старое. Большую часть времени уделял изобразительному искусству. Кстати, Абиев в свое время (1970) окончил Краснодарское художественное училище. Картины Абиева стали выставляться на различных выставках.

Самой известной работой художника является «Алханчуртский канал». Почему автора заинтересовала эта тема? Скорее всего, потому, что они с каналом, открытым в 1929 году, были ровесниками. По словам Тархана, сына Тагира Медиговича, отцом был соткан ковёр с изображением витязя в тигровой шкуре. Здесь Абиева, бесспорно, вдохновило великое произведение Шота Руставели.

Тагир Медигович воспитал трёх дочерей (Зину, Зайба, Мадину), четырёх сыновей (Рашида, Руслана, Тархана, Мустафу). Ушёл из жизни глава семейства в 2008 году, вырастив несколько поколений талантливых технарей, проявивших себя в различных сферах деятельности не только родного района, но и далеко за его пределами.

Сали Арчаков