Слово об Абукаре Танкиеве

Спасибо, Учитель, за любовь к своему народу, труды и вдохновенье!

«Если бы было возможно собрать воедино слово к слову, идею к идее, обычай к обычаю, обряд к обряду, традицию к традиции и построить из них зримые башни, мир был бы так же удивлён, восхищён и очарован, как удивлен, восхищён и очарован он башнями из камня, созданными нашими предками».

А. Танкиев

В эти слова Абукар Хожалиевич Танкиев вложил глубокое уважение к ингушской культуре и мудрости. На протяжении многих лет доктор философских наук, профессор А. Х. Танкиев вдохновенно изучал ценности философии, культуры и истории народа. Он ушел из жизни 18 июля 2020 года, но остались труды, которые станут настольными для каждого ингуша и будут маяками для идущих вослед ученых. Это был великий Исследователь!

Абукар Танкиев был из плеяды выдающихся ингушских ученых, чьи работы по углубленному изучению и исследованию ингушского языка, фольклора, этикета, народных традиций и обычаев стали настоящей сенсацией в научном мире. Достоинства и значение его многочисленных трудов будут очень значимыми в будущем, они будут востребованы на государственном уровне, и новое поколение ученых будут вчитываться и начинать свой научный путь с их изучения.

До Абукара Танкиева никто еще не ставил вопрос о философии народа в виде систематизированного знания о мире. «Философские, мировоззренческие взгляды, представления и суждения ингушского народа были растворены в его фольклоре, где философское осмыслялось на уровне обыденного сознания, с точки зрения здравого смысла и народного опыта», — писал он.

Абукар пришел в этот мир весенним днем 25 марта 1939 года. Раннее детство прошло в с. Курп Пседахского района ЧИАССР. В его детской памяти остались тяжёлые страницы истории народа, когда весь народ был оторван от корней и отправлен в депортацию в далёкий Казахстан.

Помнил тоску взрослых по Кавказу, как вдали от родины бережливо следовали традициям и обычаям. Ему не было и пяти лет, когда он остался без матери. Он, как и многие его сверстники, работал в колхозе в свои детские годы. Так начиналась жизнь человека, которому предстояло преодолеть как тяжелые условия выживания в депортации, так и становления личности будущего учёного.

Первые статьи Абукара появились уже в областной газете «Павлодарская правда» в 1959 году. После окончания школы в Павлодаре Казахской ССР, он поступил в Чечено-Ингушский государственный педагогический институт и окончил его в 1969 году по специальности «русский язык и литература, ингушский язык и литература».

Сразу после окончания высшего учебного заведения Абукар Хожалиевич начал свою научную деятельность. Он прошёл путь от старшего научного сотрудника сектора литературы, завотделом литературы, завотделом фольклора, был ведущим научным сотрудником отдела литературы. Работал по совместительству доцентом ЧИГУ. Неугасимое стремление к совершенству придавало душе больше сил по мере приобретения опыта. В 1978 году он успешно защитил кандидатскую диссертацию по теме «Проблема эволюции образа человека в этическом творчестве вайнахов».

Образование молодой Республики Ингушетия А. Танкиев встретил с воодушевлением. В 1993-1998 гг. работал в должности заместителя министра образования и науки Республики Ингушетия по вопросам науки и образования. Наше знакомство с ним состоялось в это время. Тогда я даже не задумывалась над тем, что нас судьба сведёт, и он станет моим научным руководителем.

Много сил и внимания уделял он организации исследовательской работы в республике, принимал активное участие в направлении молодёжи на учебу в вузы России, в аспирантуры. Многочисленные беженцы из Северной Осетии и Чечни помнят его участие в своей судьбе.

Помимо этой работы, он вдохновенно собирал труд «Ингуши», в который включил работы кавказоведов ХVIII — начала ХХ вв. об ингушах и были мало доступны для широкого круга читателей и начинающих исследователей: Ч. Э. Ахриев «Ингуши» (их предания, верования и поверья); Н. Ф. Грабовский «Экономический и домашний быт жителей Горского участка Ингушского округа»; С. Броневский «Кисты»; А. Базоркин «Горское паломничество»; Г. Вертепов «Ингуши. Историко-статистический очерк»; Н. Яковлев «Ингуши. Популярный очерк»; Г. Мартиросиан «Нагорная Ингушетия»; Л. Семенов «Ингушская и чеченская народная словесность», «Чах Ахриев — первый ингушский краевед», «Фригийские мотивы в древней ингушской культуре»; И. Щеблыкин «Искусство ингушей в памятниках материальной культуры»; А. Генко «Из культурного прошлого ингушей»; Б. Скитский «К вопросу о феодальных отношениях в истории ингушского народа»; Д. Мальсагов «О некоторых непонятых местах в «Слове о полку Игореве».

Эти «материалы будили и будят научную и просветительскую мысль, они вошли в основу ценностей для строительства современной ингушской национальной культуры в широком смысле этого понятия и в сфере просвещения, образования и воспитания, и в сфере становления профессиональных искусств и профессиональных очагов культуры, и в сфере филологических и философских наук по ингушеведению, их становления и обогащения», — пишет А. Танкиев в предисловии к книге, которое я бы назвала отдельным научным исследованием. Книга «Ингуши» вышла в свет в 1996 году в Саратове.

Понимая, как стремительно меняется время, и СМИ несут «массовую культуру» в народ, он создает программу для школ Ингушетии — по ингушской этике и этикету, выступая тем самым за сохранение ингушской культуры и популяризацию её со школьных лет.

С 1994 года, с момента открытия Ингушского государственного университета, Танкиев А. Х. работал на кафедре истории и философии доцентом, затем был профессором. На кафедру я была принята в это время руководителем кафедры Мусой Сандроевичем Шишхановым, который сразу поверил в мои способности, к тому времени работавшей в медколледже и Институте экономики и правоведения. Чуть ранее я начинала свой научный путь в Пятигорском лингвистическом университете. Но, прислушавшись к словам А. Х. Танкиева, сменила общекавказскую тематику на ингушскую, в которой в сжатом виде сконцентрирован корень кавказской культуры. И тему он обозначил конкретную «Традиционный свадебный обряд и этикет ингушей», обратив внимание на основу основ общества, в которой заложен этикет семьи и общества, заключение родства между семьями и тейпами, обряд сватовства, организация свадебного торжества и многое другое.

«Это актуально!» — сказал он, как бы предвидя серьёзные изменения, которые могут произойти в этой части культуры очень скоро.

С 1997 года Абукар Хожалиевич являлся заведующим кафедрой философии Ингушского государственного университета. Им проводилась кропотливая, научно-исследовательская и учебно-методическая работа по развитию и укреплению научной работы. При кафедре под руководством профессора Танкиева А. Х. функционировала аспирантура по специальности «Философская антропология, философия культуры и религии», в которой у него учились аспиранты.

Абукар Танкиев радовался научным изысканиям молодых, поддержал, направлял, ценил. И, безусловно, был строг с аспирантами, если вдруг замечал поверхностные суждения. Он не давал готовых установок, а давал направление для поиска. Глубина исследований зависят от таланта и труда тех, кто идет в науку, считал профессор.

Абукар Хожалиевич Танкиев всегда высоко ценил библиотечную деятельность и работников библиотеки. Это не просто слова. В сложные годы становления республики он был вместе с сотрудниками библиотеки, привлекал внимание администрации районов и городов к нуждам библиотек, часто принимал участие в библиотечных мероприятиях.

Бережливо относился Абукар Хожалиевич к народной мудрости, отраженной в фольклоре. Он писал о бесценном его содержании, о том, как создавался и видоизменялся он под влиянием времени и обстоятельств.

«Основным носителем и хранителем всех знаменательных ценностей в духовной жизни народа является фольклор... Фольклор выступает художественной формой народного эстетического познания мира, является универсальной формой познания», — считал он.

«Ингушский фольклор в своих глубинных национальных смыслах и значениях остаётся ингушским», и чтобы его понять, нужно понимать и изучать миропонимание и философию народа, создавшего его. И он вникал! Все глубже и глубже понимая, осознавая, вдохновляясь. Он был богат глубоким осознанием истины, которую постигал, культуры народа, к которому принадлежал.

Наши «духовные башни создавались мастерами слова, танца, музыки, изобразительного и других искусств. Каждое из искусств изображало и отражало действительность: миф — своими средствами говорил на своем языке; язык мелодий, танца, изображения, рисунка, узора, орнамента, обычая, обряда, традиций говорит многое о духовной культуре народа и культуре в целом, — говорил он. — Обо всем том, что еще не осознано нами, не понято и не изучено наукой. Задача состоит в том, чтобы научиться понимать этот сложный язык, постигать затемненные временем, давно забытые его глубинные смыслы и значения...».

Он собирал фольклор сам, руководил фольклорными экспедициями, которые проходили в горных селах Ингушетии и в плоскостной ее части. «Фольклор говорит о характере ингушей, о жизни, миропонимании и связях наших предков с другими народами, изобилует яркими примерами побратимства и благородства», — вдохновлял он студентов.

Для лучшего понимания смыслов культурных ценностей ингушского народа А. Х. Танкиев изучал мифологию народа, в которой он видел историческое развитие. Абукар Хожалиевич уделял большое внимание изучению этико-эстетических ценностей культуры, их воспитательному ресурсу. Опыт духовной и нравственной культуры, накопленный на протяжении столетий, является неоценимым достоянием народа, считал профессор.

Через научное творчество Танкиева А. Х. проходит мысль о том, что ценность человека в его моральном облике, в его человеческом наполнении. «Жизненный опыт, наблюдения показывали, что жить в дружбе и согласии может не всякий со всяким. Это возможно, когда оба стремятся иметь друг с другом честные, справедливые отношения, соблюдают этические нормы поведения, желают не зла, а добра друг другу. Но если один из них преследует корыстные интересы, отличается неизменными страстями и ограниченным умом, дружба между ними ничего не приносит хорошего».

И, конечно, важно, чтобы высокоморальные взгляды и слова человека на жизнь не расходились с его поступками в реальной жизни. К сожалению, такое в жизни наблюдается нередко. И ты понимаешь, что кто-то может говорить о высоких материях, о «наьн-мотт» (язык матери), имея в виду культуру и этикет, но на деле слова остаются словами, а безнравственные поступки — реальностью. Жизненным правилом каждого человека должно стать неукоснительное соблюдение норм чести и достоинства. Потеряв раз, не обретешь никогда.

Если сказать, что Абукар Хожалиевич был прост и доступен — это будет неправда. Но это была только внешняя сторона, на самом же деле внешняя его строгость была только защитой от непрошенных, порой не всегда искренних людей, во внутренний мир самого себя. Скромный и простой, на деле — Глыба в науке!

Абукар Хожалиевич имел своё мнение, отстаивал свои убеждения, и не только свои, а ценности народные, и не допускал свободных трактовок ни в отношении истории, ни в отношении языка, культуры народа в целом, и реагировал тут же. Убежденно писал он, что ингушским народом всегда предпочтение отдавалось «философии созидания, мира и согласия». Популяризируя нартский эпос, он писал: «Все, без исключения, герои ингушского нартского эпоса олицетворяют именно предков ингушей. Они являются художественным изображением древнеингушской истории и культуры...», и вызывают чувство гордости. «Образы этих героев... полнокровные носители и хранители уникальной, бесценной информации о содержаниях и смыслах древней и древнейшей истории и культуры народа». На этом следует воспитывать.

В статье «Не дайте умереть ингушскому языку» чувствуется глубокая обеспокоенность учёного за судьбу ингушского языка, так как именно язык представляет собой главную форму выражения и существования национальной культуры, выступает символом единства народа. Именно язык сохраняет душу народа, его самосознание.

«Ингушский язык, как и любой другой, является, прежде всего, формой и способом бытия ингушского национального самосознания. И исконная лексика является основой формирования национального самосознания», — пишет А. Танкиев, опровергая случайные суждения относительно языка в статье «Пляски тюркомана». Он «велик сам по себе, в своей простоте, мудрости и ясности. Ингушский язык был и останется языком, которым может гордиться любая нация мира, языком высокого благородства, гордости и мудрости, которым по праву гордится и пользуется ингушский народ», — говорил Абукар Хожалиевич.

Чтобы достичь успехов в науке, нужна огромная воля. Труд учёного отмечали не раз. 25 апреля 1986 года А. Х. Танкиев был награждён Указом Президиума Верховного совета Чечено-Ингушской АССР почётной грамотой за многолетнюю плодотворную научно-исследовательскую работу и активное участие в общественной жизни. Министерством образования РФ в сентябре 2002 года А. Танкиев был награждён нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования РФ» за многолетнюю плодотворную работу по развитию и совершенствованию учебного процесса, активную деятельность в области научных исследований, значительный вклад в дело подготовки высококвалифицированных специалистов.

Список его научных и методических трудов составляет 135 наименований: «Изображение в эпосе вайнахов человека эпохи классовой и социальной борьбы в чечено-ингушском обществе» (статья на инг. языке), «Утро гор», № 2, Грозный, 1977; «Образ человека в древнейших формах фольклора чеченцев и ингушей», Грозный, 1978; «О системе ценностей в героико-эпических песнях» «Илли» вайнахов, Элиста, 1978; «Женщина в фольклоре вайнахов», Грозный, 1979; «Путь к вершинам», Грозный, 1980; «Эстетические представления о человеке в древних формах фольклора чеченцев и ингушей» (статья), Грозный, 1978; «Интернациональные мотивы в фольклоре и народных обычаях чеченцев и ингушей» (статья), Грозный, 1979; «Благородный человек: кто он?», Грозный, 1984; «Поэтика фольклора народов Дагестана», Ростов-на-Дону, 1983; «Слово о творчестве молодых», Грозный, 1986; «Народное творчество — родник прекрасного», Грозный, 1991; «Содержание гимна, флага, символики РИ», Грозный, 1991; «Государственность Ингушетии: задачи культуры», Грозный, 1993; «Об истории и культуре ингушского народа», Назрань, 1995; «Благодать в душе народа», Москва, 1996; «Философские аспекты возрождения и развития национальных культур, как фактор региональной безопасности на Северном Кавказе», Ростов-на-Дону, и мн. др. В энциклопедию «Мифы народов мира» включены словарные статьи А. Танкиева по ингушской, чеченской мифологии и нартскому эпосу.

Абукар Хожалиевич является автором монографий и составителем книг: «Г1алг1ай фольклор» (Ингушский фольклор), Грозный, 1991; «Свет народного сознания вайнахов», Грозный, 1991; «Ингуши». Сборник статей и очерков по истории и культуре ингушского народа, Саратов, 1996; «Духовные башни ингушского народа», Саратов, 1997; «Эздел — ингушская этика»; «Боарам — ингушская эстетика». В этих трудах разработана и успешно апробирована новая методика, основанная на широком использовании философской терминологии ингушского языка.

При этом не лишне упомянуть, что в ходе работы над этими монографиями автор собрал, анализировал огромное количество текстов устного народного творчества. Его научные статьи опубликованы в различных изданиях республики и страны в Грозном, Махачкале, Владикавказе, Элисте, Ростове-на-Дону, Москве.

Труды А. Х. Танкиева давно пользуются высокой оценкой у научной общественности. Они известны не только в России, но и в других странах.

Значительной областью его деятельности как учёного, просветителя и общественного деятеля является разработка проблем ингушской национальной этики и эстетики, в том числе преподавания этих дисциплин в школе и вузе.

А. Х. Танкиев принимал участие в научной, учебной и общественной жизни университета и республики. Он являлся действительным членом АСН, председателем Ингушского регионального отделения АСН, членом Союза писателей Ингушетии и России, председателем Ингушского библиотечного общества. Его знали, ценили и уважали как ученого, педагога и общественного деятеля. Как честного человека с благородной душой. В нем не было и тени двуличия. Он не умел хитрить, был прямым и этим был дорог мне как руководитель и Личность.

Мы были и остались с ним большими друзьями, несмотря на то, что после защиты докторской диссертации по этнографии я не работала на его кафедре. Были планы, совместные проекты, которым просто не дали осуществиться.

Абукар Танкиев лестно отзывался о моих работах, участии в жизни республики, написал предисловие к одной из моих монографий. Надо отметить, что именно он, Абукар Танкиев, подготовил первого ученого от имени Ингушского госуниверситета, который продолжил научный путь и стал доктором наук. Первая предзащита кандидатской диссертации молодого к тому времени Ингушского университета прошла торжественно. Спасибо Захидат Султыговой за организацию этого праздника! Из числа его аспирантов одна стала доктором наук, этнографом (Дзарахова З. М.-Т.), Харсиева Л. М.-Т. защитила кандидатскую диссертацию по философии.

Человеку живется и работается вдохновенно, когда рядом такая жена, друг и соратник, как Марем Мамилова-Танкиева. Она окружила его вниманием, радовалась, создавая комфортные условия труда для Абукара, и была рядом с ним, когда в 90-х гг. ученые вдохновенно поддерживали идею возрождения Ингушской государственности. Рукодельница и единомышленница, Марем вышила сама солярный знак и подготовила первое полотно принятого всеми Ингушского государственного флага! Это уже история жизни семьи и народа! Они вырастили сына Тимура, который некоторое время работал на кафедре философии, сегодня живет в Европе.

На общей фотографии коллектива ЧИНИИИЯИЛ, сделанной в Грозном в 1977 году, скромный по своей природе Абукар Танкиев стоит крайний в верхнем ряду.

Наша последняя встреча с Абукаром Танкиевым состоялась в Администрации Главы Ингушетии во время награждений. Получив почетную грамоту, я обратилась к Абукару Хожалиевичу и всем находящимся в зале со словами благодарности: «Если мне что-то удалось сделать полезное в науке, то, благодаря Вам, Абукар Хожалиевич! Спасибо Учитель за любовь к своему народу, труды и вдохновенье!» Осталась фотография того дня и в памяти его слова: «Ты была и остаешься лучшей моей ученицей!» Это обязывает.

Абукар Хожалиевич Танкиев всего себя посвятил науке. Нам будет его не хватать. И очень долго. Его научное наследие имеет уникальное значение для сохранения ингушской национальной культуры и национального самосознания ингушского народа.

Дала гешт долда.