Классик ингушской литературы

Сегодня народному писателю ЧИАССР Ахмету Хамиевичу Бокову исполнилось бы 95 лет

Нынешнее здание в Назрани, где расположен республиканский краеведческий музей имени Тугана Мальсагова, имеет свою интересную, насыщенную событиями историю.

Сейчас оно внешне и внутренне красиво. В музее находится большое количество экспонатов, в которых отражена история ингушского народа.

60 лет назад в этом здании, в то время неприглядном, обшарпанном, начинающий режиссер А. Х. Боков приступил к своей творческой театральной деятельности, продолжавшейся затем многие годы. Сегодня, по прошествии стольких лет, с уверенностью можно сказать, что А. Боков в те годы совершил свой первый творческий подвиг.

Сейчас все это трудно представить: замызганные помещения, отсутствие не только мебели, но и даже элементарно необходимого. Отсутствовало финансирование, но был великий энтузиазм и благие душевные порывы у людей, стоявших у истоков деятельности театра. И когда тебе говорят: «Ты режиссер, ты должен ставить спектакли!», хотя у тебя ничего нет, кругом — пустота, с чего начинать?

А начинается все с поисков людей, которые тебе помогут, и тогда постепенно все получится. Надо только верить.

«Театр — это мое пожизненное вдохновение и радость».

А. Х. Боков

Особо важное место в жизни народного писателя ЧИАССР Ахмета Хамиевича Бокова всегда занимал театр — духовный храм искусства, эстетики и культурно-нравственных ценностей, с которым незримо связана вся его жизнь.

В начале 50-х годов прошлого столетия будущий писатель получил первые профессиональные навыки театрального искусства в студии киноактерской школы в Алма-Ате. Полученные там знания помогли ему в дальнейшей литературной деятельности и режиссерской работе. По возвращении из депортации в Чечено-Ингушетию молодой прозаик А. Боков с 1958 года трудился корреспондентом в газете «Сердало». В ноябре 1959 года по направлению Министерства культуры ЧИАССР (руководитель В. Татаев) Ахмет Боков был направлен режиссером в Назрановский народный театр, который необходимо было создать.

Это стало настоящим прорывом национального искусства в ингушской среде для провинциального поселения Назрань, для всего ингушского народа. Ведь ингуши только стали возвращаться на свою малую родину после тринадцатилетней ссылки в Казахстан и Киргизию. По приезде в Назрань, еще в начале своей деятельности, молодой режиссер Боков столкнулся с трудностями: отсутствие подходящего помещения для театра, профессиональных актеров, сценических костюмов, гримерок, зеркал, артистических туалетных столиков — то есть, по сути, всего необходимого для организации работы театра. Через некоторое время Бокову выделили помещение в районном Доме культуры (в настоящее время в здании располагается краеведческий музей имени Т. Мальсагова, — примечание автора).

В тот трудный период Ахмета Бокова поддержали назрановские журналисты, принявшие активное участие в организационных вопросах театра. Режиссер А. Боков в ожиданиях не ошибся, он был уверен, что у него появятся единомышленники, заинтересованные в судьбе ингушской культуры и ингушского театра в частности. Он был уверен, что его поддержат. Так и случилось.

После ряда сплошных неурядиц, бытовых проблем и сложностей, Ахмет, не теряясь перед возникшими трудностями, с большим интересом, целенаправленно приступает к работе. Уже в январе 1960 года начались первые репетиции, первые пробы, подбор актеров и ролей для них, первые неожиданные разочарования и столкновения разных характеров.

Репетиции проходили с большим трудом в назрановском районном Доме культуры. Репетиции часто срывались по вине самих «актеров», так как у них была основная работа, им вечером приходилось выкраивать время на общественную театральную жизнь. Активными участниками театральных постановок стали журналисты назрановской районной газеты «Ленинский путь»: замечательные будущие артисты Б. Абадиев, Х. Торшхоев, М. Зангиев, У. Абадиев, Д. Албогачиев, И. Сукиев, А. Сагов, Т. Акиева, С. Паров, которые вместе с режиссером А. Боковым каждый день напряженно и кропотливо оттачивали свое мастерство до мельчайших деталей. Новый сформированный коллектив под руководством своего талантливого режиссера с большим желанием работал в то время над постановкой драмы «На заре» известного писателя И. Базоркина.

Премьера спектакля на ингушском языке состоялась в Назрани в апреле 1960 года. Она имела огромный успех и завоевала множество зрительских симпатий. В декабре 1960-го народный театр Назрани представил зрителям новую постановку спектакля по пьесе А. Салинского «Барабанщица» об отважной советской разведчице. Постановку приняли с восторгом. Вскоре Назрановский народный театр отправился на гастроли по районам ЧИАССР и в Северную Осетию — в город Моздок. Повсюду спектакль имел большой успех. Став популярным, театр работал увлеченно и с воодушевлением, ведь каждая премьера становилась для благодарных зрителей подлинным праздником их души.

Молодой драматург и режиссер Ахмет Боков сам составлял и утверждал репертуар театра. Он знакомил ингушей с классическими произведениями известных прозаиков и пьесами молодых авторов. Ахмет Боков каждый грядущий день искренне и с большим усердием вкладывал свои душевные силы, знания, уверенность в самодеятельных неопытных артистов. Игра артистов с каждым разом все больше и больше притягивала внимание заинтригованного зрителя. А ингушская молодежь, успевшая насладиться ощущением свободы, особенно впитывала все то новое духовное, происходящее у нее на глазах, она тянулась к первым росткам молодой национальной культуры, которой были лишены ингуши в годы депортации.

В 1961-м в народном театре состоялась премьера комедийной постановки спектакля «Не вкусивши горького», которая прошла с аншлагом. Народ хотел юмора, и он его получил.

Автор и режиссер комедийной пьесы «Бача и его жены» А. Боков, обладая ярким актерским талантом, сыграл главную роль — героя Бачи. Сюжет пьесы и игра артистов так понравились зрителям, что в зале стоял неудержимый смех на протяжении всего спектакля. Они долго не отпускали актеров со сцены, затем провожали несмолкающими аплодисментами. Люди нуждались в смехе, в положительных эмоциях, которых так не хватало во времена депортации. Весь накопившийся багаж эмоций выплескивался и на сцене, и в зале. До этого казалось, что за 13 долгих лет люди разучились смеяться и радоваться.

За время пребывания Ахмета Хамиевича Бокова на должности режиссера Назрановского народного театра им были поставлены шесть многоактных и три одноактных пьесы. Среди них такие известные постановки, как «Барабанщица» А. Салинского, «На заре» И. Базоркина, «Вольные мастера» З. Дановской, «Слуга двух господ» К. Гольдони, «Хирургия» и «Предложение» А. Чехова, «Бача и его жены» А. Бокова, «Годы странствий» А. Арбузова, «Двадцать свадеб в один год» Ю. Петухова, «Айшет» У. Юсупова.

Театральные премьеры народного театра Назрани 60-х годов являлись важной культурной вехой в истории возрождения новой Чечено-Ингушетии тех времен, особенно для ингушского народа, который до этого не имел своего театра на государственном уровне.

В те непростые 60-е годы «оттепели», благодаря усилиям и стараниям режиссера Ахмета Бокова в народном театре Назрани уже существовали две актерские труппы — ингушская и русская, где, в общем, было задействовано 30 актеров. Несмотря на большие трудности, театральный самодеятельный коллектив сложился.

Это было время романтики, подъема и возрождения ингушской литературы, драматургии и всей национальной культуры в целом.

Народный театр 60-х годов — память сердец старшего поколения благодарных жителей Назрани о замечательном человеке, успешном руководителе и талантливом режиссере Ахмете Хамиевиче Бокове, сумевшем за короткий срок создать сплоченный театральный коллектив из людей разных возрастов и профессий.

В одном из интервью в газете «Сердало» Ахмет Хамиевич сказал: «Для меня три с половиной года, прожитые в теплой атмосфере Назрани вместе с народным театром и единомышленниками — талантливыми назрановцами, остались самой счастливой интересной порой и лучшим воспоминанием в моей творческой жизни».

В 1973 году в Грозном в Чечено-Ингушском театре имени Лермонтова с аншлагом прошел спектакль «Мы вернемся, нани!» по пьесе народного писателя ЧИАССР А. Х. Бокова. Спектакль поставил главный режиссер Е. Красницкий. Интересные образы драмы создали известные артисты театра В. Плужникова, Г. Гладких, Ю. Мацарев и др. Театральный критик Е. Полонская в газете «Грозненский рабочий» за февраль 1973 года писала: «Известный прозаик А. Боков уверенно выступил в творческом содружестве с республиканским театром».

В июле 1975 года А. Х. Боков стал участником знаменательного события в ЧИАССР — прошедшего в Грозном отборочного итогового конкурса по набору ингушской труппы в Ленинградский институт театра и кинематографии. Отбор будущих актеров проходил по соответствующим критериям. Комиссию возглавляли приехавший из Ленинграда в Грозный известный народный артист СССР и профессор театрального института В. Меркурьев, преподаватель института И. Мейерхольд. В состав комиссии входили главный режиссер республиканского театра имени Ханпаши Нурадилова М. Солцаев, писатели-драматурги и режиссеры А. Боков, С. Мамилов, артист театра М. Дудаев. В ЧИАССР в то время не было ингушской актерской труппы, но были известные замечательные талантливые актеры М. Цицкиев и М.-Г. Хадзиев, работавшие в театре имени Нурадилова. Из первой ингушской труппы позже стали известными артистами Ингушетии Р. Наурбиев, М. Беков, И. Беков, И. Чахкиев, К. Богатырев, С. Гайсанов, А. Кодзоева, Л. Эсмурзиева, М. Тхостов, Т. Яндиева, Г. Костоева, А. Костоева и другие.

Ахмет Хамиевич часто общался с актерами театров имени Лермонтова и Нурадилова, он отмечал талантливую игру наших артистов. На премьерах спектаклей, едва сдерживая свои эмоции, он напряженно, с волнением следил за игрой актеров.

Осенью 1980 года в Чечено-Ингушском театре имени Лермонтова состоялась премьера спектакля «К юрскому горизонту» по пьесе А. Бокова. Зрители восторженно приняли новую театральную постановку. Артисты театра сумели показать острые производственные проблемы реальных героев — малгобекских нефтедобытчиков. Несмотря на свою занятость, писатель и драматург А. Боков находил время для посещения многих премьер спектаклей, проходивших в республиканских драматических театрах Грозного. Он часто по необходимости бывал на репетициях своих авторских пьес, которые ставились в 70-80-х годах в драмтеатрах Грозного, тесно сотрудничал с известными режиссерами и актерами республиканских театров Е. Красницким, Р. Хакишевым, Ю. Имадаевым, М. Бековым, Ш. Эдилсултановым и др.

В 1986 году режиссером ингушской труппы Чечено-Ингушского театра имени Нурадилова Мустафой Бековым была осуществлена первая постановка спектакля «Зов крови» по историческому роману-эпопее «Сыновья Беки» писателя А. Х. Бокова. Но перед этим событием возникли препятствия со стороны местной цензуры и вышестоящих чиновников. Радостное ожидание встречи со зрителем сменилось для ингушских актеров недоумением, обидой и разочарованием. Худсовет вынужден был приостановить постановку пьесы, в адрес Ахмета Бокова и Мустафы Бекова прозвучали критические обвинения в пропаганде религиозных культов.

Чиновники заостряли свое внимание и на религиозных верованиях, и на «вредных» народных обычаях. Ахмет Боков и Мустафа Беков не восприняли несправедливую критику, неуклонно и упорно, всеми силами они отстаивали спектакль. Талантливую постановку спасло вмешательство московских театральных деятелей. Они воочию увидели генеральную репетицию и оценили вдохновенную игру и самоотдачу ингушских актеров. Здесь свою роль сыграли также авторитет, признанный талант и значимость творчества А. Х. Бокова.

21 февраля 1986 года спектакль «Сыновья Беки» прошел с аншлагом. В прессе появились не только положительные, но и восторженные отзывы о пьесе, о талантливой игре актеров театра.

Через 20 лет, в юбилейный для народного писателя ЧИАССР Ахмета Хамиевича Бокова 2005 год, в Ингушском государственном драматическом театре имени Идриса Базоркина состоялась новая премьера: 5 мая и 10 июня зрители увидели спектакль «Мы вернемся, нани!», поставленный известным режиссером А. Льяновым. Талантливая игра актерского состава в этом спектакле по пьесе А. Бокова была высоко отмечена руководством, в том числе Президентом Ингушетии М. М. Зязиковым, а также всей общественностью.

В октябре этого же года прошел спектакль «Сыновья Беки» по одноименному роману. Постановку драмы осуществила народная артистка Ингушетии, талантливый режиссер Роза Мальсагова, которой хорошо знакомо литературное творчество Ахмета Бокова. Спектакль прошел успешно, с аншлагом, творческому коллективу театра удалось отразить основную идею романа «Сыновья Беки». Наши артисты подарили зрителям настоящий урок не только духовности, но и истории ингушского народа. Учащиеся-лицеисты после просмотра спектакля «Сыновья Беки» выразили свое мнение: «Мы забыли о том, что на дворе двадцать первый век. Мы ощущали себя пассажирами того времени — настолько спектакль оказался реалистичным! Перед нами открылась четкая панорама эпохи гражданской войны, и столько чувств мы ощутили от восприятия калейдоскопа событий».

Зрители и критики были единодушны в том, что такие постановки имеют духовно-нравственное, воспитательное значение для всех поколений. Сам писатель Ахмет Боков считал, что приобщение молодого поколения к духовно-нравственным традициям будет способствовать сохранению истории ингушского общества и определит будущее нашего народа. Драматург и писатель А. Х. Боков всегда был уверен в том, что театр является своеобразной площадкой для показа на сцене вживую для зрителей решения острых социально-политических вопросов, что он является еще своеобразным отражением культурного уровня нашего общества, особенно сегодняшнего поколения.

Его жизнь постоянно была наполнена творческим театральным духом. Вчерашние участники встреч, мероприятий хорошо помнят его тихий необычный голос, произносивший большие монологи из произведений Л. Толстого, Н. Гоголя, М. Шолохова, они вспоминают, как он неожиданно преображался, например, в главного героя произведения Н. Гоголя — Тараса Бульбу.

Мы часто вспоминаем замечательные постановки по пьесам известного прозаика и талантливого драматурга Ахмета Бокова, которые отражали реальную историю ингушского народа, его обычаев и традиций. Спектакли по пьесам А. Бокова поражали и впечатляли зрителей силой духа героев, их идейной целеустремленностью и верой в справедливость. Они ставились на сценах известных республиканских театров по всей Чечено-Ингушетии. Истинно благодарные поклонники драматического творчества Ахмета Хамиевича верят в то, что придет время, когда они снова увидят талантливую сценическую игру актеров ингушского театра в спектаклях «Зов крови» (по роману «Сыновья Беки»), «Мы вернемся, нани!», «К юрскому горизонту», «Бача и его жены», которые всегда были понятны и близки по духу нашему зрителю. Они напоминают нам о пройденных этапах исторического пути ингушского народа.

Прославленный народный писатель ЧИАССР Ахмет Хамиевич Боков в начале 60-х годов стоял у истоков возрождения ингушской литературы и театра на своей малой родине после возвращения нашего народа из долгой депортации. Он является основателем первого ингушского народного театра 60-х годов в бывшей ЧИАССР. Ахмет Хамиевич внес значимый вклад в возрождение, сохранение и развитие национального народного театра и культуры республики Ингушетия. Нынешнее поколение чтит и помнит многогранный талант этого выдающегося человека, активно проявляя интерес к его литературному наследию.

Ахмет Хамиевич Боков с достоинством преодолел мрачные невзгоды, суровые испытания на своем пути. Он нес в реальный мир свое мировоззрение, тепло и доброту посредством своего творчества. Ахмет Хамиевич жил с верой в светлое будущее, был полон любви к жизни, своим близким и окружающему миру.

Ахмет Хамиевич Боков навсегда останется в народной памяти.

Роза Бокова,

историк-краевед