Счастье в гармонии

По какому принципу следует создавать брачные союзы?

Не за горами свадебный сезон. Обычно после Мархаш (праздника Ид аль-Фитр) в разы увеличивается количество ингушских свадеб. В этом кроется определённая логика, но о ней мы сейчас говорить не будем. А лучше скажем о самих свадьбах, во имя чего они затеваются и ради чего большое количество людей собираются отметить союз не просто молодых людей, а союзничество, если можно так выразиться, двух и более родов для дальнейшего совершенствования родственных отношений.

Молодость, безусловно, самое прекрасное время в жизни каждого человека. Уже позади школьные годы и студенчество, а впереди — целая жизнь. Пока родители прислушиваются к потенциальным свахам, молодость своими розовыми мечтами строит планы на будущее. Сколько сказок нам перечитали в детстве, сколько пересмотрели сами, и во всех прекрасный конец — побеждает любовь, выходят замуж за принца, живут долго и счастливо. Вот только сказка здесь и закончилась...

Без всякого сомнения, любовь покоряла и покоряет горячие сердца наших юношей и девушек. Именно с любимым человеком хочется строить свой мир и растить детей. На первых порах любовь поможет решить многие проблемы. Но только на первых...

Человек не может постоянно находиться в состоянии влюблённости. Поэтому рано или поздно восторженность проходит, а семья остаётся. Романтические и возвышенные чувства, которые привели к браку, со временем становятся сдержаннее, а то и холоднее. Человек оказывается беззащитным перед проблемами, которые рушат хрупкие отношения.

Решаясь на брак, влюблённые должны думать о том, что им надо создать крепкую семью. Молодой человек обязан обеспечить семью хотя бы самым необходимым, девушка должна быть готова к новым испытаниям и трудностям семейной жизни. И только рядом, и только вместе, а не врозь, и не выжидающе, и без упреков.

Но у нас есть выбор, вполне актуальный сегодня — это брак по расчету!

Расчёт тоже бывает разным, но пока речь пойдёт о материальной составляющей этого союза. Сегодня такой брак воспринимается обществом вполне нормально. Это достаточно распространенное мнение, несмотря на то, что нам долгое время внушали, что это — мещанство, это отвратительно и мерзко.

«Ну и что, — скажем мы, — зато в достатке, чем всю жизнь в нищете». А что? Дом, машина, работа, одета, обута, сыта, ну и что-то там в этом роде. Лучшего счастья мама и не может пожелать дочери, что и для самих невест, к сожалению, является определяющим в выборе жениха, а влюбиться можно и постараться.

Есть, к сожалению, те, кто уверен, что их счастливыми смогут сделать только олигархи, ну или владельцы каких-нибудь фирм. «Если б я знала, что у моего зятя нет квартиры, ни за что бы её не отдала», — говорила в горячности мама, чья дочь вышла замуж в 25 лет, как она считает, за «неудачника». О моральных ценностях в этом случае и речи нет.

Но бывает ведь и так: цель достигнута, денег много, а счастья нет. Что делать? Какой же выбор мы оставляем теперь молодым? Вот тут и не мешало бы ещё раз обратиться к нашим духовным истокам. Всё же, по мнению большинства, самые надёжные браки — основанные на народных традициях и ценностях.

В народе во все времена к браку подходили очень взвешенно, с расчётом. Но что же ставилось на весы? Прежде всего, ценностями считались моральные качества семьи и самого юноши, что являлось значимым фактом в создании новой семьи.

Несомненно, такой расчёт был свойствен скорее родителям, которые объективно оценивали избранника дочери или выбор сына, осведомлялись об их семейной жизни и домашних нравах, а потом принимали решение. С мнением молодых, как правило, считались, однако решение выносили по другим критериям. Но это было в идеале. К сожалению, и в старые времена, как и сегодня, нередко материальное преобладало над духовным.

В одной ингушской притче рассказывается, что к единственной дочери мудреца пришли свататься одновременно богач и бедняк. Старец поговорил с обоими и выдал дочь за бедняка. Когда его спросили, почему он так поступил, мудрец ответил: «Богач был глуп, и я уверен, что он обеднеет. Бедняк же умен, и я предвижу, что он достигнет счастья и благополучия».

К радости, в нашем обществе достаточно таких, кто руководствуется в этом серьёзном вопросе духовно-нравственными составляющими. В том числе и девушек, которые готовы строить отношения с достойными молодыми людьми, невзирая на его материальное положение.

Кто-то скажет: «Не стоит тратить свою жизнь на вечное выживание, думать, что поесть, во что одеться. Выбор, определённо, только в пользу состоятельного человека». Или: «Можно ли быть счастливым, если подпирают постоянно финансовые проблемы?»

Практика доказывает — можно. Жили, живут и доказывают, что можно. Это жизнь. «Много денег не бывает», «всех денег не заработаешь», «счастье не в деньгах!» Такие мысли тоже витают в обществе, и не без оснований.

Можно, если в минуты испытаний, а они, безусловно, бывают в каждой ячейке, не потерять уважение друг к другу. Жить в гармонии, в понимании. И даже разница в характерах преодолима, если есть понимание. А достаток и недостаток в финансах — это категории второстепенные. Но чтобы осознать это, надо вложить эти мысли в молодых людей с основ. И здесь многое зависит от воспитания, от ценностей, полученных в семье.

Крепкой семья может стать только тогда, когда, кроме любви и денег, супругов объединяют общие ценности и интересы. Это способствует взаимопониманию и солидарности в выполнении обязанностей и решении общих задач.

Ценности, конечно, меняются вместе с людьми. Но нашему народу, прошедшему в одном столетии две депортации, лишившемуся всего и вновь возродившемуся, как не знать о ценностях материальной жизни. Дважды (!) потеряв всё, мы, как птица Феникс, возрождались из ничего. Так неужели молодые не построят дом, не обретут жильё? Как прекрасно создавать это вместе, а не идти на готовое. Неужели девушки нашего поколения выходили замуж только за обеспеченных, состоятельных?

Безусловно, хорошо, когда есть всё, но как сладок хлеб, испечённый своими руками, как сладка жизнь, прожитая в совместном творении.

Суммируя вышеизложенное, всё же приходим к выводу, что самые надёжные браки — это браки, основанные на тех ценностях, которые через столетия пронесли и сохранили наши отцы. В основе их — принципы духовности и нравственности, а в этой нише есть место и материальному, и социальному, и психологическому.

Если выразиться на родном языке, то это звучит так: «Мотт ховш нах» (люди, понимающие язык), «Гаргало лелаеш нах» (люди, умеющие поддерживать родственные связи), «Иман долаш нах» (воспитанные, духовно богатые люди), «Г1улакх долаш нах» (люди, готовые оказать помощь) — вот те критерии, которыми руководствовались и руководствуются наши мудрые старцы, содействуя созданию счастливых и прочных семей. В смысловом переводе, это означает, что браки надо заключать, исходя из того, что молодой человек или девушка из достойной семьи, уважающей и чтущей ингушские традиции, порядочной и религиозной.

Наблюдала по весне, как с раннего утра над моим окном две ласточки несколько дней вили своё гнёздышко, спускались на землю за каждой соломинкой, за капелькой водички, и миллиметр за миллиметром возводили своё жилище. И вот теперь сидят рядышком на высоковольтном проводе, щебечут. А в гнезде пищат их птенцы, возвещая миру о новой жизни. Не правда ли, есть чему поучиться у братьев наших меньших, которые раньше нас познали этот мир, основы семейной жизни и смысл семейного счастья.