На одной из своих выставок, которая транслировалась по российскому телеканалу «Культура», отвечая на вопрос журналиста, известный ингушский художник Руслан Алимович Эльдиев отметил одну очень интересную деталь.
«Мне кажется, что художник — это человек, смотрящий далеко вперед и умеющий видеть то, что не способен разглядеть другой», — сказал он. Причем назвал художниками всех, кто занимается различными видами искусства.
«Мы многого просто не замечаем: имеем глаза, но не видим, имеем уши, но не слышим. Не можем отличить свет от тени, не замечаем цвета и оттенки, не различаем формы и, что самое обидное, не видим окружающую нас красоту, которую создал Бог. Вот тот человек, который имеет способности видеть всю эту красоту, и есть художник, даже если он совсем не умеет рисовать», — отметил Руслан.
После получения аттестата зрелости перед Русланом Эльдиевым были открыты многие возможности стать творческой личностью, но он выбрал живопись, так как любовь к рисованию проявилась у него еще в раннем детстве. Именно такая необузданная страсть к рисованию и определила его дальнейшую судьбу и выбор профессии.
Можно сказать, что творческая биография художника складывалась далеко не просто. Ещё в студенческие годы юного художника помимо живописи начинает интересовать деревянная скульптура, и он с большим увлечением находил новые решения в этом виде искусства. При этом нужно отметить, что индивидуальное цветовое решение, интересные сюжеты, своеобразное восприятие выбранной темы — это, по высказываниям многих критиков, далеко не полный перечень отличительных черт творчества Руслана Эльдиева.
Став профессиональным художником, Руслан Эльдиев, помимо своей творческой деятельности, начал искать возможности передавать полученные знания и опыт более молодому поколению людей, интересующихся живописью. Таким образом, в 1977 году он становится директором самой первой детской художественной школы в Ингушетии, которая была открыта в Малгобеке благодаря упорству Руслана Алимовича и его желанию развивать в талантливых детях их скрытые возможности. Надо сказать, что за годы работы в этой школе Руслан Алимович воспитал не одно поколение юных художников.
Самая первая персональная выставка художника Эльдиева тоже состоялась во время его работы в Малгобекской художественной школе, и прошла она с большим успехом во Дворце культуры города воинской славы. Здесь были представлены произведения, выполненные в различных жанрах, — графические работы, пейзажи и сюжетно-тематические композиции, вызвавшие живой интерес у широкой зрительской аудитории.
Затем в творческой жизни художника произошел длительный перерыв, связанный с переездом в Тамбовскую, а затем в Орловскую область, где он с 1981 по 1990 год занимался различными видами деятельности. Работал художником-оформителем в различных государственных учреждениях, дизайнером садов, парков культуры и отдыха, словом, везде, где можно было применить незаурядный талант художника. Забегая немного вперед, надо отметить, что именно в то время у Руслана появилась любовь к садоводству, которым он и решил заняться уже будучи на пенсии.
Возвратившись на родину в 1990 году, Руслан Эльдиев пробует себя как художник и автор сатирических очерков и шаржей в печатных средствах массовой информации, подтвердив тем самым многогранность и разносторонность своего таланта. Но пик творческой зрелости мастера пришелся именно на те годы, когда печальные 90-е оказались для живописца наиболее плодотворными во всех отношениях. Его кисти того периода принадлежит большое количество работ, написанных в различных жанрах. Именно с этого времени у Руслана Эльдиева начинается активная работа над организацией и проведением массовых выставок, которые проходили в музеях родной Ингушетии, а также в Уфе, Ростове-на-Дону, и на юге России — в городах Краснодаре и Ставрополе.
Манера письма этого художника основывается на утонченной прозрачной палитре, в которой все краски находятся в умиротворенной гармонии. Но особенно это проявляется в таких работах, как «Пугой гIал», «Хамхи» и «Т1умхи», которые стали некой визитной карточкой автора. Художественные критики говорят, что эти картины проникнуты историческим настроением, где в задумчивых тонах воссоздается мир старых башен, как символ мечты о свободе. Они, как молчаливые изваяния на холсте, наводят на философские размышления о бренности жизни всего живого на земле и дают возможность задуматься над многими серьезными вещами.
Знатоки живописи утверждают, что творчеству Эльдиева свойственны в первую очередь черты, характеризующие настоящего художника. Он умеет обобщать и выделять главное — нерушимую связь человека с родной землей. А это лишний раз говорит о том, что Руслан Алимович остается верным самому себе и своему искусству.
Необходимо отметить, что такие качества, как ясное восприятие окружающего мира и правильное представление художественного замысла присущи всему творчеству Руслана Эльдиева. Особенно отчетливо это видно в его сюжетно-тематических произведениях. К примеру, такие работы, как «ЦIей. Праздник» и «Свадьба», на первый взгляд могут показаться какими-то шуточными и игровыми. Но, вглядываясь в эти картины повнимательнее, даже неискушенному зрителю становится понятно, что это обманчивое впечатление. Как рассказал нам известный ингушский художник Муса Мартазанов, сюжет этих картин тщательно продуман автором, более того, в них нет элемента случайности.
«Главная идея работы «ЦIей. Праздник» — сплоченность сильных и свободных людей, — говорит Муса, — они полностью отдаются шумному веселью, но в минуту опасности грудью встанут плечом к плечу на защиту своей родины. Именно такая композиция и предстает перед нами на этом холсте».
Стоит заметить, что все работы Руслана Эльдиева, написанные на тему праздничного быта ингушей, отличаются особой яркостью и многоцветием. Воспевая мужество и героизм наших предков и отцов, описывая быт и нравы ингушей, Руслан Алимович удивительным образом сочетает живопись с музыкой, поэтому говорят, что внимательный зритель, глядя на его работы, сможет не только лицезреть, но и услышать звуки ингушской мелодии.
Критики замечают, что немного по-иному относится художник к портретам, которые, к сожалению, не так широко представлены в его галерее. Но среди них хотелось бы отметить две работы: «Портрет отца» и «Портрет девочки», которые автор написал в самом начале своего творческого пути. Без слов понятно, что в эти работы Руслан Алимович с большой теплотой и любовью воплотил образы близких ему людей.
Все эти картины нашего героя участвовали в выставках ингушских художников «Мир Кавказу», а также на Днях культуры Республики Ингушетия в Москве, и с большим восторгом были восприняты на юбилейной выставке в Санкт-Петербурге. После проведения академической передвижной выставки Союза художников России в Назрани в 2004 году творческие работы Эльдиева были с успехом выставлены на Всероссийском фестивале народного творчества «Салют Победы» в городе Новороссийске. И таких примеров можно привести множество, но главное в них было и остается то, что автор этих художественных произведений утверждает себя в искусстве через поиски и сомнения, а также посредством тщательно продуманных изобразительных механизмов.
Не удивительно, что работы Руслана Эльдиева хранятся во многих частных коллекциях в России и за рубежом и занимают свою нишу в Государственном музее изобразительных искусств Ингушетии.
Немногие, может, знают, что Руслан Эльдиев является автором Герба Республики Ингушетия, который был принят в 1994 году. В этой композиции, являющейся символом нашей республики, художник обозначил главные ценности своего народа, где центральное место занимает фигура орла с широко распростёртыми крыльями. А орел, как мы знаем, традиционно символизирует благородство, верность, мужество, силу и прозорливость государственной власти.
По высказываниям многих коллег нашего героя, член Союза художников Российской Федерации, народный художник Республики Ингушетия Руслан Эльдиев остается честным не только в искусстве, но и в жизни. Неподкупная чистая совесть, верность данному слову и сила воли сопровождают его и поныне, несмотря на то, что по состоянию здоровья он не может себе позволить быть таким же активным, как некоторое время назад. На этом, безусловно, сказались трудное детство и не менее тяжелая взрослая жизнь, которые в некоторой степени подкосили здоровье Руслана Алимовича. Но наш герой является не из тех, кто привык сдаваться и сидеть сложа руки, и поэтому неиссякаемая любовь к жизни помогла ему найти себя в более приземленной иерархии, связанной с живой природой.
Дело в том, что в последние годы Руслан Алимович со всей серьезностью стал заниматься садоводством и цветоводством, и, судя по тому, как увлеченно он рассказывает про новые сорта цветов, плодов и ягод в своём саду, становится понятно, что это не менее интересное занятие приносит ему настоящую радость и успокаивает душу.
«У меня очень много друзей и знакомых, — говорит Руслан, — и проживают они в разных регионах России, откуда в виде привета присылают мне новые саженцы разных плодовых деревьев и цветов, которые я с удовольствием высаживаю и при возможности раздаю тем, кто тоже любит работать на земле. И при этом я должен сказать, что отдавать что-то мне нравится больше, чем получать. Поэтому надеюсь, что всё, что смогу успеть раздать при жизни, будет мне в память, когда меня не станет».
Совсем недавно Руслан Алимович отметил свое 68-летие. В узком кругу застолья были самые родные и близкие ему люди. Коллективу газеты «Ингушетия» также хотелось бы присоединиться к поздравлениям юбиляру и пожелать Руслану Эльдиеву крепкого здоровья, новых творческих замыслов и успешного воплощения их в жизнь.