История в лицах

Мустафа Медов и Ингушский народный театр

Во всех республиках и многих городах бывшего Союза в 50-х годах сложился довольно значительный круг коллективов, по уровню своему стоящих значительно выше обычных самодеятельных кружков. Такие коллективы стали называться народными театрами. В 60-е годы государство стало уделять им всё большее внимание, так как на народные театры возлагались большие надежды. Они стали одним из важнейших средств эстетического и культурного воспитания молодёжи и населения в целом, прежде всего сельского населения, так как, по статистике, около половины спектаклей такие театры показывали сельскому зрителю, и в основном на выезде.

В 1959 году Ингушский народный театр возглавил народный писатель Чечено-Ингушской АССР Ахмет Боков — первый режиссёр этого театра. Как писал его сын Ладимир Боков, он был «автором и режиссёром, художником и декоратором, драматургом, администратором, рабочим и актёром». С ним в те годы рядом были его верные друзья, проводники массовой культуры, самодеятельные артисты Микаил Зангиев, Бек Абадиев, Хаваж Торшхоев, Хава Карахоева, Алихан Сагов, Тамара Акиева и многие другие.

Магомед Гапархоев, заслуженный артист Российской Федерации, вспоминает становление Ингушского народного театра в конце 50-х — начале 60-х годов.

— Я руководил детским танцевальным ансамблем при районном Доме культуры города Назрани, — говорит он. — Мы, музыканты, танцоры, актёры, работали в одном здании, теперь там располагается краеведческий музей, и всегда поддерживали друг друга. Народный театр в разные годы возглавляли Ахмет Боков, Бек Абадиев и Аюп Мустабиевич Тариев. Я же руководил детским хореографическим ансамблем, а иногда, когда театр нуждался в актёрах, выступал на сцене в качестве актёра. Помню, что играл профессора в спектакле «Барабанщица», режиссёром был Аюп Тариев. В этом же спектакле были задействованы аккордеонист Виктор Колосков с супругой, а также Мустафа Медов, солист народного инструментального оркестра. Иногда приходилось подтягивать и руководящий состав — директора Дома культуры Азии Картоева, заведующего отделом культуры Бориса Хамхоева, а также простых работников Дома культуры, кто так или иначе мог играть на сцене.

Мустафа Медов — заслуженный артист ЧИАССР, актёр народного театра, певец, автор-исполнитель, музыкант, солист народного инструментального ансамбля при районном Доме культуры города Назрани. Многие не знают, что именно Мустафа — автор-исполнитель популярной песни «Друг» («Доттаг1а»), которую он впервые спел, аккомпанируя на национальном музыкальном трёхструнном инструменте «дахчан пандар». Зрителю эта песня более известна в исполнении Руслана Наурбиева, которому и подарил её в своё время Мустафа Медов, благодаря чему мы стали слушателями не менее великолепного исполнения этого бесценного произведения. Много совместных выступлений было у Мустафы Медова с известной исполнительницей народных песен Раей Евлоевой, которая играла на народном инструменте «пандар» — гармошке.

Родился Мустафа в 1944 году. Культпросветучилище закончил в Грозном в 1965 году и с тех пор работал в Назрановском районном Доме культуры.

Это был талантливый человек, коммуникабельный, открытый, располагающий к себе не только зрителей и друзей, но и случайных знакомых. В общем, душа компании. К тому же у него был яркий сценический образ. Всегда подтянутый и своеобразно стильный. Еще в 60-х годах он сам себе скроил и пошил кожаный галстук со стразами, который надевал во время выступлений. Только потом, спустя пару десятков лет, такие галстуки вошли в моду. А песни его и музыка завораживали глубиной мысли и мастерством исполнения. Он так же искусно исполнял мини-спектакли — «интермедии», как их называли, которые сразу же после показа обретали известность и популярность, передавались из уст в уста и распространялись в различных агитбригадах и творческих коллективах, становясь за короткое время народными хитами.

Вместе с Мустафой на сцене играла и его жена — Лида Медова. Они поженились в 1969 году. Аюп Тариев, на тот момент режиссёр театра, сказал тогда Мустафе: «Теперь у нас появилась своя актриса на постоянном уровне. Она уж точно никуда не уйдёт». Дело в том, что в труппе была большая текучесть кадров, особенно женских, так как актёрская профессия не приветствовалась в народе. А тут повезло — главной актрисой будет супруга актёра. Лида вспоминает, как она ночами учила текст на ингушском языке, которым на тот момент не владела, однако желание быть услышанной, ответственность и врождённая дисциплинированность выводили актрису с готовым вызубренным текстом на сцену перед зрителями. Это очень радовало главного режиссёра и самих актёров.

Народный театр города Назрани продолжал свою деятельность совместно с инструментальным оркестром и танцевальным ансамблем, участвуя во всех культурно-массовых мероприятиях районного и республиканского масштабов вплоть до образования ингушской государственности. Они гастролировали по сёлам республики и далеко за её пределами, выступая перед передовиками сельского хозяйства и работниками производства.

В 90-х годах театру посчастливилось даже выступать в Ираке, где их чествовали потомки эмигрировавших в разное время ингушей и чеченцев. Но самой запоминающейся в те годы была поездка в Ахметский район Грузинской ССР, где также проживают потомки ингушей, сохранившие свой родной язык, культуру и традиции. Каждая семья на то время в Ахметском районе стала гостиницей для актёров. Радость, веселье, смех не утихали неделю. Мустафа же Медов был здесь необыкновенно ярким и открытым, а его «дахчан пандар» не утихал ни на минуту.

Домой актёры привезли с собой незабываемые впечатления, награды и подарки от новых друзей.