За кулисами

Моя жизнь — производная от внутренних вероубеждений

Ваха Остапович Хадзиев — народный артист Республики Ингушетия, талантливый, самобытный, подкупающий своей искренностью, убедительный на сцене, преданный своему делу.

С лесоповала в актеры

Ваха Хадзиев родился 19 декабря 1971 года в городе Щучинске республики Казахстан. Рос он в большой и дружной семье, старший из шести братьев и двух сестёр. О сцене не мечтал, но в театре он человек не случайный.

Его дядя, Магомед-Гирей Хадзиев, известный в республике народный актёр, посвятивший театру более 40 лет, а двоюродный брат — Муса Хадзиев, народный артист Республики Ингушетия, директор Театра юного зрителя.

Отец Вахи — Асхаб, который в документах был записан как Остап, долгие годы работал заведующим отделом культуры санатория «Буровое» в Кокчетавской области, а когда семья вернулась на родину, он возглавлял культурно-массовую деятельность в Доме культуры селения Нестеровское, потом станицы Орджоникидзевская (ныне г. Сунжа). Разумеется, такое окружение не внести свою определённую лепту в формирование актёрской судьбы Вахи Хадзиева просто не могло.

После службы в армии в 1991 году он уехал в Сибирь, на лесоповал, где у отца в то время был небольшой бизнес. Два года валил деревья, был рубщиком и трактористом. В 1995 году, когда умер отец, на плечи старшего Вахи легли главные заботы о большой семье. Он вернулся в Ингушетию.

— Целыми днями крутился в поисках работы, — вспоминает Ваха, — а вечерами, чтобы развеять серые будни, захаживал в гости к брату в кукольный театр. Любил здесь общаться с творческими людьми. В один из таких вечеров режиссёр театра Роза Мальсагова предложила мне работу. «А почему бы и нет», — подумал я и стал актёром.

Вот уже 20 лет актёр Ваха Хадзиев на театральной сцене. Что удивительно, он специального актёрского образования не имеет, хотя в ГИТИСе учился, но по семейным обстоятельствам ему пришлось прервать образование. Так что свой профессионализм он отрабатывал на сцене. Учился у более опытных актёров, как он сам говорит. Стремился делать лучше, повышать свой духовный и интеллектуальный уровень.

В 2001 году Иса Чахкиев, художественный руководитель Ингушского государственного драматического театра имени Идриса Базоркина, предложил Вахе Хадзиеву поработать во взрослом театре. Попробовал. Понравилось, и, кажется, остался здесь надолго.

Играть комедию сложнее

Ваха предпочитает драматические роли, считает, что комедию играть сложнее.

— Больше нравится выставлять напоказ отрицательный персонаж, в котором есть интрига, хитрость, духовные перепады, там, где нужна внутренняя гибкость, чтобы показать образ, — говорит он. — Хочется самому разобраться в его характере, выяснить, чем он мотивирует свои поступки. Нравятся роли, где много диалогов, где слова несут некую эмоциональную нагрузку.

Главная роль, будь она отрицательная или положительная, это та, которая представит актёра в блеске своего профессионального мастерства и выведет его на содержательный разговор со зрителем.

Любая роль даёт зрителю и актёру много положительных зарядов. Любой образ отшлифовывает тебя самого как личность. Ты развиваешься, внутренне обогащаешься и стремишься быть лучше, становишься более проницательным, более гибким, более понятливым. Это же касается и зрителя.

Ведь что такое театр? Это жизнь. Бывают удачи и разочарования. Без этого никак. Всё полярно в этом мире: белое — черное, злое — доброе. В полярности человеку легче разобраться, что есть что. Всё познаётся в сравнении. Но если в жизни полярность размыта, то в театре жизнь показана в миниатюре, и тому, кто стремится к совершенству, легче распознать добро и зло, примерить взятые оттуда ценности к реальной жизни.

Профессионально сыгранная актёрская роль может изменить чьи-то взгляды в лучшую сторону. Это доставляет удовольствие. В этом я вижу положительный момент нашей профессии. Хотя впрочем, всё в этом мире относительно, всё зависит от самого человека.

Перевоплощение начинается с первого дня репетиций. И вот ты в костюме, грим наложен, неизбежные минуты волнения и выход на сцену. Ты совершенно другой человек. Занавес опустился, и ты возвращаешься к самому себе. Но вот самого себя на сцене я ещё не играл, и вряд ли сыграю. Тогда бы пришлось показывать какого-то философа, размышлять, выстраивать диалоги, а это было бы скучно.

Богатый репертуар

В репертуаре Вахи Хадзиева около сорока ролей. Среди них солдат в «Последнем гусаре» М. Яндиева, старик в «Горской сказке» Саида Чахкиева, Тимур в «Бунте невесток» Чахкиева, юноша в «Кровавой свадьбе» Гарсиа Лорки, Саварбик в «Народном роднике» С.-Х. Аушева, вор в «Чудо- празднике» Э. Сусуркиевой, Завалу в «Волчьем хвосте» М. Ахмадова, Камбулат в «Асхабе Бендере» Чахкиева, слуга в «Трактирщице» Гольдони, Саад в «Сыновьях Беки» Ахмета Бокова, Пхарказ в «Из тьмы веков» Базоркина, корреспондент в «Моем мальчике» Чахкиева и другие.

Помимо спектаклей, актёр задействован в короткометражном кино творческого объединения «Зокх». С 2008 года работает параллельно мастером сцены в студии театра и кино «Барт». Играл роль Зяудина Мальсагова в фильме «Приказано забыть» режиссёра Хусейна Эркенова. Фильм построен на реальных событиях 1944 года, рассказывает о чудовищной трагедии в селении Хайбах, когда заживо сожгли людей в высокогорном ауле.

Сниматься в кино интересно, признаётся актёр, но сложнее чем в театре. Если будут приглашения, то с удовольствием согласится.

— Я не строю каких-то там дальних планов на жизнь, — говорит актёр. — Жить, делая добро — вот моё жизненное кредо. Все свои мысли и начинания связываю в первую очередь с религией. Вся моя жизнь — производная от моих внутренних вероубеждений. Убеждён, что моя профессия несёт в массы только добро, высмеиваю ли я пороки или возвышаю добродетель.

Не беру на себя роль избранного, но стараюсь пропагандировать лучшие человеческие качества и таким образом хочу изменить мир к лучшему. Не знаю, как у меня это получается, но именно в таком амплуа вижу свой собственный актёрский путь. Человек творит культуру, а культура творит человека. Не тратьте жизнь на обиды, склоки, злость. Живите с любовью ко всему сущему.