Довольствоваться малым и делать добро другим

Лев Толстой: к 190-летию со дня рождения писателя

0

Лев Николаевич Толстой — один из величайших писателей-романистов мира. Он является не только крупнейшим мировым литератором, но также философом, религиозным мыслителем и просветителем.

Родился Лев Николаевич Толстой 13 сентября 1828 года в наследственном имении матери — Ясной Поляне Тульской губернии. Толстой рано осиротел. Мать умерла в 1830 году от «родовой горячки», а в девять лет он лишился и отца. Пятерых детей Толстых, оставшихся без родителей, опекали близкие родственники, но жизнь у них была не сладкой.

Несмотря на то, что в этот период времени биография будущего гения имела много драматических происшествий, именно с семейной усадьбой связаны самые важные и дорогие воспоминания раннего детства Льва Толстого, и он всегда с теплотой вспоминал эти годы.

Свое начальное образование маленький граф получал дома. Его обучали немецкие и французские учителя. Естественно, у Льва Толстого было хобби. Он чрезвычайно сильно любил музыку. Из его биографии явственно следует, что иногда он мог по несколько часов кряду играть на рояле произведения Моцарта, Шопена, Мендельсона и Шумана.

Через три года после переезда в Казань, в 1843 г., Толстой поступает на факультет восточных языков в Императорский Казанский университет. Однако эта сфера образования давалась ему нелегко: экзамены он считал формальностью, а университетских профессоров — некомпетентными. Толстой даже не старался получить научную степень, в Казани его больше привлекали светские развлечения.

Но вот в чем он действительно достиг успеха, — так это в ведении личного дневника. Позже писатель признается, что именно эта привычка, как следствие подражания великому Бенджамину Франклину, вдохновила его на написание своих романов и повестей, а также позволила сформировать большинство жизненных целей и приоритетов.

В родовом имении Толстой попытался наладить быт и начать писать. Он даже составил свой план образования, куда входили такие обязанности, как изучение разных языков и предметов. Однако молодой человек вскоре пришел к выводу, что планы легче строить, намного сложнее их осуществлять.

Аскетизм Толстого часто сменяли всевозможные кутежи и игры в карты. Дошло даже до того, что дом, где родился Лев Николаевич, был проигран им в карты, разобран и вывезен в село Долгое. И весть о том, что очень дорогая его сердцу родительская обитель была снесена через несколько лет после отчуждения, всерьёз расстроила Толстого.

Естественно, эти и многие другие неудачи побудили молодого помещика в корне изменить свой образ жизни. Хороший случай представился ему, когда в Ясную Поляну приехал старший брат Николай, служивший в то время на Кавказе, где шла война. В мае 1851 года 23-летний молодой человек, обременённый карточными долгами, вырвался из омута светской жизни и приехал в станицу Старогладковcкую на реке Терек, где в основном и прожил все три года на Кавказе. Именно здесь родилась его повесть «Детство». Работая над ней, писатель нашел источник вдохновения, который оставался важным для него до конца жизни: он использовал собственные воспоминания и опыт. Дальше были «Отрочество» и «Юность», так хорошо известные нам со школьной программы.

В 1854 году Л. Толстой отправляется в Севастополь, где участвует в Крымской войне, но не прекращает писать. Здесь он создаёт рассказы «Севастополь в декабре месяце» и «Севастополь в мае», а также начинает работу над повестью «Казаки», в которой описывает свою армейскую жизнь на Кавказе, с которой он мысленно не мог расстаться.

Вскоре Лев Николаевич женился и обзавелся семьей, хотя до этого говорил, что семейные узы обременяют человека и лишают свободы. Графине Софье Андреевне Берс на момент свадьбы было 18 лет, а графу Толстому — 34, и, несмотря на такую разницу в возрасте, они быстро нашли общий язык и понимали друг друга с полуслова.

В лице жены Толстой нашёл помощницу не только во всех делах по хозяйству. Софья Андреевна практически все сорок восемь лет брака с Толстым была его личным секретарем, переписчицей и неофициальным редактором, которая умудрялась по нескольку раз переписывать набело черновики своего супруга. От этого брака у семейной пары родилось тринадцать детей, но пять из них умерли в детстве.

Именно в этот период душевного равновесия Лев Толстой начал писать роман «Война и мир» — масштабный эпос. Главной идеей произведения, ставшим впоследствии бестселлером, стал яростный протест автора, выраженный еще в «Севастопольских рассказах», и именно это несогласие с жизненными реалиями подвигло его на описание бед, которые влечет за собой война. «Война и мир» имела колоссальный успех не только у себя на родине, но и за рубежом.

К началу 1870-х годов Толстого считали одним из величайших русских писателей, но он был не в ладах с собой. Дворянина и землевладельца беспокоили социальное неравенство в российском обществе, нищета крестьян и бескомпромиссный царский режим. Вот в таком неспокойном состоянии он снова взялся за роман «Анна Каренина», который начал чуть ранее. Это был мрачный роман — в нем не было той идиллии, которая присутствовала в финале «Войны и мира». Но Толстой одновременно любил и ненавидел это произведение, ставшее для него очень личным.

В своем романе «Воскресение» писатель критиковал судебную систему, армию, правительство. Многие литературные критики объясняют такое поведение Толстого тем, что именно в этот период (с начала 1900 годов) семейные отношения Толстых, казавшиеся до этих пор очень крепкими, неожиданно оказались в глубоком кризисе. А тут ещё Лев Толстой предложил своеобразный «план жизни», согласно которому он предполагал часть семейного дохода отдавать бедным людям и сельским школам. Естественно, его супругу, Софью Андреевну, такой неоднозначный план явно не устраивал. А когда Софья Андреевна узнала, что ее муж публично отказался от авторских прав на все свои произведения (что, по сути, было их главным источником дохода), у них начались ожесточенные конфликты.

Разумеется, понять жену Льва Николаевича несложно. Ведь у них было девять детей, которых он, по большому счету, оставлял без средств к существованию.

Дело в том, что, как объясняют историки, этим поступком Лев Толстой хотел значительно упростить образ жизни своей семьи и ради спасения других сократить затраты на пищу и одежду, при этом намеревался продать и раздать «всё лишнее»: фортепьяно, мебель, экипажи.

Последние годы жизни Лев Толстой был больше известен, как религиозный лидер и нравственный авторитет. Его мысли были направлены на то, чтобы оказывать сопротивление злу ненасильственным методом.

А ещё Толстого не радовал, а тяготил быт помещика и семьянина. Он стремился привести свою жизнь в соответствие с убеждениями, и поздней осенью, в конце октября, 1910 года навсегда покидает Ясную Поляну. При этом у него не было никакого определенного плана действий. По сути это было бегство, однако по дороге Лев Николаевич почувствовал себя плохо, в связи с чем эту поездку в никуда беглецу пришлось прервать. Больного и немощного его вынести из поезда рядом с населённым пунктом. Здесь в доме смотрителя железнодорожной станции писатель провел последние дни своей жизни.

7 ноября 1910 г. на 83 году жизни Лев Николаевич Толстой скончался. Его похоронили в Ясной Поляне без церковного отпевания, как он это и завещал.

В память об этом великом писателе и человеке во многих городах России и ближнего зарубежья в разные годы были воздвигнуты монументы и организованы музеи. А улицы, скверы и парки, названные именем Льва Толстого, невозможно даже счесть. Это и понятно, ведь Толстой является одним из самых плодотворных писателей. Его произведения масштабны не только по объему, но и по смыслам, которые он в них затрагивает. Среди всех прочих идей Лев Толстой старался донести до читателя то, что положение человека в обществе и смысл его жизни являются производными его ежедневной деятельности.

Свой яркий и неповторимый след оставил Лев Николаевич и на Кавказе, в одном из населенных пунктов бывшей Чечено-Ингушетии, когда совсем молодой начинающий писатель проходил здесь военную службу.

В бывшей казацкой станице Старогладовской, служившей военной базой во время кавказских кампаний царской России в Чечне, имеется музей, посвященный жизни и деятельности великого мыслителя. В 2000 году праправнук писателя Владимир Толстой приезжал на Кавказ, чтобы увидеть то место, где его предок провел долгое время. По его словам, близкие потомки писателя всегда проявляли трепетную заботу и надлежащий уход за предметами быта и личными вещами Л. Н. Толстого и впредь намерены работать над созданием постоянной экспозиции в реконструированном музее в Старогладовской.

Из беседы со многими людьми, живо интересующимися биографией Л. Толстого, мы узнали также, что в этом музее как самое дорогое хранят шерстяной ковёр с изображением писателя, сотканный художником Магомедом Ясхановым, и одну картину, подписанную такими словами: «Садо Мисербиев и Лев Толстой».

Рассказывают, что русский писатель и чеченский военный переводчик С. Мисербиев были кунаками, то есть близкими друзьями. А началась эта дружба в 1851 году, когда Лев Николаевич приехал в Чечню по приглашению брата Николая. Тот командовал артиллерийской батареей в одном из населенных пунктов.

Однажды, играя в карты, Лев Николаевич увидел, как немецкий офицер Кнорринг обыгрывает чеченца Садо Мисербиева. Толстой не доверял Кноррингу и стал отговаривать неопытного в карточных играх Мисербиева играть с ним. А через некоторое время и сам Толстой вдруг проиграл Кноррингу крупную по тем временам сумму — 500 рублей серебром, а денег, чтобы расплатиться, у него не оказалось. И вот тогда Садо решается спасти своего друга от позора, вызывает немца на игру и отыгрывает долговой вексель Толстого до рубля. С тех пор Толстой и Мисербиев стали дружить как братья.

В подтверждение этим фактам служит сохранившаяся переписка. Брат Николай писал Льву Толстому: «На днях у меня был Садо, он выиграл у Кнорринга твои векселя и привёз их мне. Он был очень доволен этим выигрышем, так счастлив, и был уверен, что ты будешь за него рад. Я тоже его за это полюбил. И вообще я думаю, что этот человек действительно к тебе привязан».

«Горские народы, в число которых входят чеченцы, ингуши и другие нации, считают, что Толстой правдивее всех писал о тех событиях и характере горцев, их стремлении к независимости, свободе и их религиозных, национальных и других особенностях, — говорит Владимир Толстой. — Мой прапрадед, несмотря на то, что был аристократом, графом, всегда отличался открытостью в характере, поэтому у него было многой друзей среди местного населения, когда находился на Кавказе».

Из открытых источников стало известно и о том, что ингушский генерал-майор российской императорской армии, участник Кавказской и Русско-турецкой войн Банухо Байсагурович Базоркин, который в чине подполковника командовал Ингушским дивизионом Терско-Горского конно-иррегулярного полка Кавказской казачьей дивизии и прославился в решающих схватках с противником, тоже был близко знаком с графом Толстым. Они были почти ровесниками и, оказавшись по одну сторону баррикад, вскоре поняли, что у них очень много общего. Оба царских офицера трезво оценивали ситуацию и знали о бессмысленности войны, объявленной между народами Кавказа и царской Россией, потому как часто общались с простым людом и очень близко принимали страдания людей, желающих жить в мире.

«Отважный офицер Бано (так называл молодой граф своего сослуживца, — прим. автора), также как и я, был абсолютно против российской военной политики на Кавказе, потому что царские войска угнетали мирных жителей. Я с братом не раз спасал простых пахарей от этого беззакония», — писал чуть позже Лев Николаевич в своем дневнике.

А уже к старости, вспоминая годы, проведенные на Кавказе, Лев Толстой часто говорил «об одном отважном ингушском командире, который без страха и боязни шел на врага и побеждал: сначала самого себя, затем — противника». Сейчас, как говорят военные историки, доподлинно стало известно, что речь здесь идет именно о Банухо Базоркине, так как сделанные Л. Толстым примечания в своем дневнике показывают, что это именно так.

Учёные утверждают, что талант писателя в молодом помещике раскрылся именно в те годы, когда он поехал воевать на Кавказ. «Никогда, ни прежде, ни после, я не доходил до такой высоты мысли, как в это время», — будет вспоминать Лев Толстой кавказский период своей жизни спустя несколько лет после возвращения в Центральную Россию.

Несомненно, Кавказ сыграл немалую роль в становлении Толстого как писателя: кроме «Кавказского пленника», там он задумал вышеназванную трилогию, а также повесть «Хаджи-Мурат», опубликованную уже после смерти автора.

Толстой всему миру рассказал правду о том, что происходило на Кавказе. Кто читал рассказы «Набег», «Рубка леса», повесть «Казаки», никогда не скажет, что Толстой был врагом горских народов. Общаясь с ними, писатель начал понимать чувства этих людей и уже не мог воспринимать их как врагов, хотя изначально ехал именно воевать с ними. В наши дни в музее Л. Н. Толстого всегда бывает многолюдно. Это говорит о том, что память о великом русском классике жива до сих пор.

Несмотря на то, что у нас в Ингушетии не имеется специального музея Л. Толстого, наши власти на протяжении последних лет всячески пытаются решать вопросы увековечения памяти русского классика. К примеру, именем Толстого у нас названы несколько школ, в центре Назрани имеется улица в честь выдающегося писателя, а рядом с городским Дворцом культуры построена новая аллея, носящая имя Льва Толстого.

Желание благодарных потомков и простых людей сохранить в памяти образ такого большого человека, коим, несомненно, являлся Лев Николаевич Толстой, говорит о том, что своей жизнью и трудом своим бескорыстным он доказал, что только великие люди порождают великие дела. И мы должны унаследовать это величие, чтобы было что оставить после себя своим последователям.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.