Следуя добрым традициям

Культурное развитие как этикет взаимоотношений

25 лет назад, 27 января 1994 года, был издан Указ Президента Республики Ингушетия «О мерах по возрождению этики, культурных, морально-нравственных ценностей ингушского народа».

25 лет назад, 27 января 1994 года, был издан Указ Президента Республики Ингушетия «О мерах по возрождению этики, культурных, морально-нравственных ценностей ингушского народа».

По словам политологов, издание такого важного нормативно-правового акта было сопряжено и продиктовано самим временем, когда культура, как одна из существенных сторон жизни общества, на фоне не до конца ещё стабильной политической обстановки в нашем регионе выглядела достаточно незащищенной. Указ содержал в себе основные моменты, на которые всем структурам власти вновь образованной республики велено было обратить пристальное внимание, так как от надлежащего выполнения всех пунктов этого акта зависело дальнейшее культурное и эстетическое развитие самого молодого субъекта Российской Федерации.

Ингуши по праву гордятся своей древней, удивительно красивой страной, прекрасными традициями и обычаями, оставленными мудрыми предками. В них непоколебимый дух добрососедства и настоящего кавказского долголетия. Государственная политика действующей власти хорошо осознает, что традиции и обычаи народа играют важную роль в воспроизводстве культуры и духовной жизни, в обеспечении преемственности и гармоничном развитии общества и личности. Именно поэтому такому направлению, как культура, на федеральном уровне уделяется особое внимание и постоянно проводится параллель и сравнительный анализ того, что было, что есть, и что нам стоит ожидать в будущем.

Если говорить о прошлом, то можно с уверенностью сказать, что доброта, открытость, уважение собственного достоинства, толерантность к различным культурам, доброжелательность во взаимоотношениях с соседями — всё это проявления вековых традиций народа. Этикет взаимоотношений ингушей друг с другом и с представителями других народов, дошедший до наших дней, — яркое тому подтверждение.

В древности, как мы знаем, ингуши были великолепными строителями. А их башенные постройки являлись образцами народного зодчества. Нельзя сказать, что и в наши дни ингуши разучились строить. Но среди нас сегодня вряд ли найдется такой человек или группа людей, которые смогли бы повторить опыт строительства наших предков в горах. Да и возводят нынче жилища вовсе не из камня, а в основном из красного кирпича, самана и цементно-песчаного блока.

На территории Ингушетии в древности также были развиты различные ремесла, в том числе оружейные промыслы, гончарное дело, ювелирное и кузнечное производство. Заметную роль в быту ингушей играла деревообработка и кожевенное ремесло. Надо сказать, что обработка кожи была распространена в Ингушетии повсеместно, и объяснялось это тем, что в каждом подворье имелся крупный и мелкий рогатый скот. Но современный мир ингушей давно уже не представляет себе самодельные виды оружия и гончарное ремесло, а обработка кожи сама по себе вышла из обихода нашей жизни, потому что эта отрасль не может существовать без содержания домашних животных.

Говоря о религиозной стороне древних ингушей, надо сказать, что тогда, до принятия ингушами ислама, бытовали различные языческие религиозные верования. Повсеместно в горах, вблизи селений и на труднодоступных вершинах, возводились каменные святилища-молельни в честь патронов — покровителей, которым поклонялись наши далекие предки. С приходом в наши края ислама мусульманская вера стала важной частью культуры Ингушетии.

В фольклоре ингушей заметное место занимает устное народное творчество: героические, исторические и лирические песни, сказки, сказания и предания, пословицы и поговорки. А в прикладном искусстве выделяются резьба по камню и изготовление войлочных ковров красных и оранжевых тонов с самобытным орнаментом. Сейчас мало кто из женщин может похвастаться умением ткать ковры из фетра, хотя это такое искусство, которое не имеет право угаснуть.

Важную роль в общественном быту ингушей играл обычай гостеприимства. Гость, вне зависимости от национальности и вероисповедания, без какого-либо вознаграждения получал от хозяина отдых, пищу и ночлег. Причем хозяин нес полную ответственность за его жизнь и безопасность. Нарушение обычая гостеприимства влекло за собой суровое порицание и даже расценивалось обществом как преступление.

Необходимо отметить, что и в современной жизни гость для ингуша — лицо священное. Поэтому всё лучшее в доме подаётся гостю. Независимо от национальности и вероисповедания гостю уделяется повышенное внимание. А в самом обществе ценятся такие обычаи, как «вежарал» (побратимство) и «доттагIал» (дружба) с представителями как своего, так и других народов. Причем такие дружественные взаимоотношения передаются из поколения в поколения, и до нас они дошли как высшая ценность народа.

Не менее ценно считалось у ингушей такое качество, как верность данному слову. Человек, который по каким-то причинам не сдерживал слово, мог запросто превратиться в изгоя и лишиться самого элементарного уважения общества. Но сейчас в этом плане наша жизнь изменилась кардинально: для многих мужчин сегодня стало нормой давать обещания и не выполнять их, ссылаясь на несуществующие причины и препятствия. И делают они это без всякого стыда и зазрения совести, надеясь, наверное, что им удастся списать всё это на существующий порядок вещей, не делающих чести сильной половине человечества. А ведь нельзя забывать, что свод неписаных правил ингушской этики — «гIалгIай эздел», по которым должен строить свой мир ингушский народ, — это образ жизни, мироощущение и нравственность. Это строгое следование традициям, обязательное, как религия.

Немалое значение в упомянутом указе отводится деятелям науки и искусства, а также работникам театров, которые своими постановками могут влиять на формирование духовных и нравственных ценностей подрастающего поколения.

«Сохранение и развитие национальной культуры, пропаганда достижений театральной культуры, как у себя в республике, так и в других регионах РФ и за рубежом — вот главная задача, которая стоит сегодня перед работниками театральной сферы», — говорится в указе.

Стоит отметить, что ингушская интеллигенция дала не только нашей республике, но и стране немало талантливых, одарённых личностей в этой сфере деятельности, но также заявила о себе на самом высоком уровне в других областях науки и искусства. Республика Ингушетия по праву гордится своими земляками, широко известными как в России, так и за рубежом. Своим творчеством они приносят славу Ингушетии и достойно продолжают дело своих славных отцов и дедов, завещавших нам приумножать то, что мы у них переняли.