В его голосе характер народа

К юбилею музыканта и краеведа Магомеда Ужахова

0
Магомед Ужахов

Магомед Ужахов — особое явление в музыкальной культуре Ингушетии и региона. Он обладает уникальным и редким бархатным баритоном широкого диапазона. Ему доступны самые разные музыкальные формы — от народных песен и романсов до оперных арий.

В нём гармонично сочетаются высокое музыкальное искусство и патриотизм. Поэтому не случайно именно он и исполнял первый гимн, который звучал на инаугурации Президента Ингушетии в 1993 году. Высоким баритоном шли из сердца слова, которые ложились на душу каждого гражданина возрождённой республики: «Г1алг1айчун вахар — къонахчун эздел...» на слова М. Вышегурова и музыку Евы Мальсаговой.

Детские годы

Родился Магомед Уматгиреевич в Казахстане, в городе Кызыл-Орда, 16 августа 1950 года.

В семье Ужахова Уматгирея и Айшет Куркиевой (Ухажовой) он был единственным. Воспитывали его родители в ингушских традициях, высшими ценностями которых являются честь и достоинство. В первый класс он пошёл в киргизском городе Джалал-Абаде. Рано стал проявляться в нём музыкальный талант, хотя в школе он особо не увлекался уроками пения.

Шёл 1957 год. Как-то поехали они с мамой в Джамбул. В поезде Магомед напевал для себя разные песни. Оказывается, брал высокие ноты. Пассажиры слушали, а один пожилой спросил: «Ты чей?» — и обратился к матери: «Удивительно талантливый мальчик. Отдайте его в музыкальную школу».

Такой же случай повторился очень скоро, когда он вместе с тётей, Раисой Мальсаговой, шёл по городу Джамбулу. В какой-то момент мальчик исчез. И вдруг видит Раиса по другую сторону улицы взвод солдат, шагающий с песней, к которым пристроился Магомед, и голос его звучит высоко над ними. Взвод остановился, командир поднял мальчика и сказал: «Я думал, что у нас запевала появился. Чудный голос!».

Так и стали замечать скромного мальчика, влюблённого в музыку. Он легко осваивал музыкальные инструменты, хотя не увлекался особо. Легко и славно играл на балалайке.

31 мая 1959 года семья Уматгирея Ужахова приехала на Кавказ, в город Грозный. В первое время они жили у дяди по матери — Куркиева Мурада, известного общественного деятеля. Юный Магомед по-прежнему увлекался музыкой и учился петь у своих кумиров — Муслима Магомаева, Тома Джонса, Дина Рида, заслушивался песнями Ахмеда Хамхоева. Распевался, когда никого не было дома. Как-то педагог по вокалу из музыкальной школы В. Н. Земской попросил его исполнить песню. Скромно, не очень распеваясь, спел Магомед песню «Подмосковные вечера», затем песню «Синяя вечность» и др. Голос его звучал так громко, что захлопали студенты, которые находились на первом этаже. В тот день В. Земской долго общался с Магомедом и убедительно просил его стать профессиональным музыкантом.

Подолгу любил Магомед слушать записи музыканта Идриса Цицкиева, и сегодня часто повторяет: «Говорят, когда композитор Вано Мурадели услышал игру Идриса на музыкальном инструменте, он спросил: «Это оркестр играет?»

В Тбилисской государственной консерватории

В 1971 году Магомед Ужахов принял участие в республиканском конкурсе кандидатов на зачисление в Тбилисскую государственную консерваторию. Комиссия отобрала наиболее одарённых. В их числе был и Магомед. Так он стал студентом вокального отделения Тбилисской государственной консерватории имени Вано Сараджишвили в классе профессора В. Л. Хмаладзе.

Магомед Ужахов окунулся в атмосферу щедрого и гостеприимного грузинского города, очень быстро стал любимцем публики и прессы. В газете «Вечерний Тбилиси» время от времени появлялись его стихи:

«Минул Крестовый перевал,

Дорога где-то позади,

Видны селенья и долины,

И вот Тбилиси впереди.

Мечта сбылась и, наконец,

Въезжаю в сказочный дворец,

Где вырос Шота Руставели-

Поэт великий нашей эры.

... Спасибо Грузии, народу,

Цвети страна от года к году».

Педагоги консерватории заметили сразу богатый, красивого тембра баритон Магомеда Ужахова и широкий диапазон его творческих возможностей. Со временем в репертуаре Магомеда появились классические арии из опер, романсы, ингушские народные и грузинские песни.

Формированию и развитию молодого певца способствовала кипучая музыкальная жизнь большого и красивого города. Магомед ходил в оперный театр имени Захария Палиашвили на все спектакли и слушал выдающихся певцов: Николая Гяурова, Владислава Пьявко, Ирину Архипову, Елену Образцову, Ламару Чкония. Наслаждался концертами Муслима Магомаева, Анны Герман, Людмилы Зыкиной.

Магомед обладал природной красотой, что вызывало к нему внимание и кинорежиссёров. В 1973 году вместе с Константином Райкиным и коллегами из Чечни он снимается на «Мосфильме» в картине «Свой среди чужих, чужой среди своих».

Молодой студент отличался не только своим музыкальным талантом, но и был прекрасным организатором, лидером в студенческой среде. По его настоянию преподаватель В. А. Давыдова подняла вопрос о том, что политэкономию можно и не изучать в консерватории. Вопрос рассмотрели на съезде народных депутатов Грузии и убрали этот предмет из числа обязательных. В те времена это было непросто.

Жил он на квартире у одной бабушки-украинки Ирины Подгорной, бывшей портнихи жены Берия. Из уважения к Магомеду она обшивала их студенческую группу, что являлось действенной помощью для них. По своему характеру Магомед был и остаётся внимательным человеком. Допоздна мог он сидеть на почте, подписывая поздравительные открытки и телеграммы. Из своих сбережений он всегда готовит оригинальные сувениры к тому или иному празднику для родных и близких. Эта уже черта его характера — делать людям приятное.

Учился Магомед отлично, экзамены сдавал досрочно. И вот, наконец, выпускной экзамен. Партер и три яруса Большого зала консерватории в Тбилиси замерли в ожидании. На сцену вышел высокий обаятельный парень и запел на грузинском языке знаменитую арию Киазо из оперы Захария Палиашвили «Даней».

Музыка умолкла. Наступило молчание, которое сменилось бурными овациями. Все стоя приветствовали молодого певца. Высокая сила звука и красивый тембр голоса покорили всех. В зале из родных находились отец Уматгирей Ужахов и двоюродные сестры-музыканты Ева и Ася Мальсаговы.

Педагоги сулили Магомеду большие перспективы. Сохранились книги, подаренные ими с пожеланиями. «Молодому, способному, многообещающему певцу Магомеду Ужахову от искренне его полюбившего педагога и доброжелателя» — это написано В. Хмаладзе.

Магомед понимал, что жизнь свою он посвящает искусству. Знал, что певец, особенно оперный, должен соблюдать режим всю жизнь. Режим из многих тонкостей и требований, начиная с физической культуры до профессиональной, постоянной работы с голосом.

«Помните, что энергия, которая расходуется певцом на исполнение ответственной партии или во время сольного концерта, равняется трех-четырехдневному физическому труду», — говорили им педагоги. И Магомед был готов к этому и душой и телом.

Магомед Ужахов в культурной жизни ЧИАССР

Став дипломированными специалистами, группа студентов из Чечено-Ингушетии вернулась в республику. Трудовую певческую деятельность Магомед Ужахов начал в 1976 году солистом Чечено-Ингушской государственной филармонии. Быстро стал он участником важных правительственных культурных форумов в Чечено-Ингушетии, его голос звучал с экранов телевидения и радио. Стали выходить первые пластинки с песнями М. Ужахова.

Зрители Грозного ждали и любили Магомеда Ужахова. Он пел красиво, широко, пел из души и большой любви к искусству. В репертуаре его были самые разные произведения: классика «Ариозо Ленского» из оперы «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, Гимн РФ, слова Михалкова; «День Победы», сл. В. Харитонова, муз Д. Тухманова; «Серенада Дон Жуана» из оперы «Дон Жуан», муз. В. Моцарта; романс «Жалоба Чивили», сл. А. Казбеги, муз. Р. Лагидзе (на грузинском); романс «Я вас любил», сл. Пушкина, муз. Б. Шереметьева; «Священная война», сл. Лебедева-Кумача, муз. А. Александрова; «Мгновенья» из фильма «17 мгновений весны», сл. Р. Рождественского, муз. М. Таривердиева; «Я — гражданин СССР», сл. Е. Евтушенко, муз. Д. Тухманова и мн. др.

Он и сегодня хранит в отдельной папке под названием «Классический репертуар по вокалу» пожелтевшие страницы с текстами. Народная чеченская песня «Сыновья Отчизны» У. Бексултанова, песня «Кемсий аре» на слова Э. Мамакаева и музыку С. Димаева, «Журавли» сл. Р. Гамзатова, муз. Френкеля и многие другие становились популярными и приносили ему славу.

А песня «Назрановский вальс» на слова Гирихана Гагиева в исполнении Магомеда Ужахова стала визитной карточкой развивающегося города Назрань. Мне же слышится в его голосе характер народа. Сильный, волевой и мудрый.

Вскоре он остался один, потеряв самых близких людей. Отец умер в 1977 году, мама — в 1989 году. Одиночество своё он заполнял общественной работой, искусством.

Работал он директором Школы искусств в Аргуне, где обучение детей велось по экспериментальной программе. Вместе с коллегами создавал фольклорный ансамбль «Илли», записывал на диск ингушские народные песни, занимался всесторонней общественной деятельностью, увлекался поэзией и сам писал стихи на русском и ингушском языках.

С ним вместе работали и выступали такие именитые артисты, как Шита Эдилсултанов, Сулейман Такаев, Валид Дагаев, Альви Музаев.

«Илли» объездил почти всю страну, был в Иордании, Ираке и других странах. Кстати, заданный им тон и программа фольклорного коллектива «Илли» продолжают свой путь и сегодня. И помнят Магомеда и его участие.

Вместе с единомышленниками М. Ужахов обращался к руководству ЧИАССР с предложением создать в республике музыкально-оперную студию, но не нашел поддержки.

Человек искусства обычно чувствует вокруг себя и в людях красоту поэзии, музыки, живописи. Так и Магомед умел замечать и поддержать молодых людей, ставших позже именитыми художниками, музыкантами. Это и Ахмед Чахкиев, который ныне живёт и создаёт свои художественные произведения в Америке, Хасан Сейдиев, живущий в с. Старые Атаги, владеющий редкой техникой в искусстве живописи, и другие.

Магомед по своей природе человек благородный, потому всегда замечал и поддерживал творческих людей.

90-е годы ХХ столетия

Начались сложные 90-е годы. Сколько людей, потерянных в те годы! Рушились устои, население нескольких республик находилось в движении. Так и оказался грозненский Магомед Ужахов в Ингушетии, которая изо всех сил строила своё будущее. Не были ещё до конца сформированы правительство и Народное собрание Ингушетии, не было Министерства культуры Ингушетии, и каждый на своем месте пытался внести добрую лепту в возрожденную Ингушетию. Кто-то шил полотно будущего флага (Марем Танкиева-Мамилова), кто-то слагал слова гимна... И первый гимн (но не утвержденный еще парламентом республики) исполнил Магомед Ужахов. Исполнил торжественно и гордо!

Годы жизни и творчества, друзей и коллег по Грозному Магомед вспоминает с уважением. Бывало в 90-х гг. приедут они с Валидом Багаевым к Мураду Полонкоеву и подолгу сидят, поют песни, вспоминают былые советские времена. Таких встреч было немало и с другими людьми. В первые годы образования Ингушской Республики деятели культуры и искусства вкладывали много сил в развитие профессиональной культуры народа, создание центров, студий, ансамблей.

М. Ужахов вместе с М. Горчхановым, Б. Хамхоевым, Д. Барахоевым и др. говорили о проблемах музыкального искусства ингушей, воспитании своих композиторов, вокалистов и т. д. С предложением о создании оперной студии они обращались к руководству Ингушской Республики.

В архиве Ужахова сохранились сценарии многих культурных форумов, которые он вместе с другими создавал. Это и «Ловзар», организованный им вместе с Русланом Зангиевым (1997), круглый стол на тему «Искусство танца и музыки ингушей» (1997), «Сесарий ц1ей» (1998), сценарий празднования 90-летия со дня рождения Ахмета Хамхоева и др.

Очень тепло вспоминает он Магомеда Горчханова, как талантливого организатора, много сделавшего в годы формирования Государственной филармонии Ингушетии имени Ахмета Хамхоева. Помнит с теплотой праздник «Золотая осень», на котором ему аккомпанировала всенародная любимица Рая Евлоева, а он исполнял песни «Лорса Лида», «Наьсарен вальс». Сколько их было, незабываемых праздников души!

Вообще, Магомед Ужахов — это кладезь. Он всегда интересуется проблемами культуры и радуется её развитию, радуется молодым талантам. Он собирает архив по вопросам культуры, принимал участие в культурных мероприятиях различных республик, проводил совместные концерты с оперными певцами из Кабардино-Балкарии, Чеченской Республики и мн. др.

Магомед глубоко любит свой народ, его культуру, его героев. Изучая его архив, пересматриваю материалы, среди которых и диск, записанный в доме матери Героя РФ генерала Суламбека Осканова, куда вместе с кадетами как-то приехал Магомед почтить память. Тёплая была встреча, на которой мать генерала рассказывала кадетам о своём сыне. В кругу стариков, кадетов и родных Героя России Магомед исполнил песню, посвящённую Суламбеку, написанную им самим на ингушском языке. В ней признание и глубокая скорбь о гибели славного сына народа.

Магомед не ждёт от других, а сам своим примером показывает должное отношение и уважение к людям. И в этом он прав. Пока мы живы, пока мы есть, мы должны быть благодарны тем, кто прошёл до нас свой жизненный путь, оставив доброе имя в народе и стране, считает он.

Магомед Ужахов — краевед

В 1998 году Магомед решил заняться поиском материалов об истории тейпа Ужаховых. Он объездил города и села, работал в архивах, знакомился со многими краеведами и историками. Находил материалы, касающиеся разных вопросов истории и культуры народа, и делился ими с краеведами.

Каждый день, почти 20 лет, он работал скрупулёзно. Из одной в другую республику, из города в город, из села в село, от одной семьи к другой, собирал, фиксировал, систематизировал. Время от времени обращался к публицистам и давал материалы, на основе которых рождались статьи и очерки о ветеранах войн, тружениках, учителях... Сам при этом оставался в тени.

Он собрал огромный материал и представил на суд многочисленных родных и ряда учёных. За такой поисковой работой я и познакомилась с нашим легендарным музыкантом и таким же серьезным краеведом — Магомедом Ужаховым.

Мы ехали из Грозного и общались всю дорогу. Он работал несколько дней в архивах, был у родственников, я работала в Национальной библиотеке. Шёл год 2009-й. С тех пор он был и остаётся желанным гостем в нашем доме.

Значительная доля успеха научного труда — это материалы. Магомед тщательно собирал и фиксировал все. Им был собран огромный материал, на основе которого и родилась книга «Тейп Ужаховых в истории Ингушетии».

Есть у Магомеда такая особенность, как основательность в любом деле. Будь то исполнительское искусство, внимание к другу и близкому, составление сценария, сбор материалов для книги. И вторая черта — это его благодарность всем творческим людям, несущим свет и сохраняющим для потомков историю. Он такой. Неординарный, мудрый и простой!

«Сын своего рода и народа», — говорят о достойном человеке. Эти слова можно отнести к Магомеду Ужахову, который отмечает свой юбилей.

От имени творческой и научной интеллигенции, от себя лично поздравляю Магомеда Ужахова с юбилеем. С гордостью вспоминаем ваше участие в культурной жизни республики, ваш труд в деле сохранения истории и памяти народа, ваш музыкальный талант и высокое искусство, которое храните в своём сердце всегда!

Зейнеп Дзарахова,

доктор исторических наук,

заместитель директора по науке ИнгНИИ

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.

Новости