Истина живописца — в умении видеть красоту

Известный ингушский художник Зелимхан Эсмурзиев отмечает 70-летний юбилей

Великий русский пейзажист А. Саврасов говорил: «Манер живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту. Картина не имеет цели, если она только красива. В ней должна присутствовать история души. Она должна быть звуком, отвечающим сердечным чувствам».

Народный художник Ингушетии Зелимхан Эсмурзиев своим творческим почерком показал, что он всю свою жизнь старался быть именно таким художником, умеющим не только видеть земную красоту, но и способным вкладывать в свои произведения душу.

На днях маэстро художественного зодчества отмечает свой 70-летний юбилей. Родился Зелимхан Ахметович Эсмурзиев во время ссылки ингушей в Казахстане 20 апреля 1950 года. Маленькому Зелимхану едва подоспело время пойти в школу, как по отношению к репрессированным народам наступила политическая оттепель, и вынужденным переселенцам разрешено было вернуться на Кавказ. В числе первых возвратилась домой и семья Эсмурзиевых.

По словам Зелимхана, самые первые навыки в живописи он получил в мастерской заслуженного художника РСФСР Павла Мироновича Зарона, которая находилась в городе Орджоникидзе (ныне Владикавказ). Павел Миронович был выдающимся живописцем, талантливым наставником и учителем от Бога. Именно с его легкой руки у Зелимхана Эсмурзиева появилось желание серьезно заниматься живописью, и в дальнейшем дружба с таким великим мастером оказала на его творческую деятельность большое влияние.

Для того чтобы осуществить свою мечту, Зелимхан поступает в Ленинградское высшее художественно-промышленное училищем имени Мухиной (ныне Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени Штиглица) на отделение художника-дизайнера.

Не говоря о самой учебе в таком престижном учреждении, величественные по красоте и архитектуре пригороды Санкт-Петербурга позволили начинающему художнику приобщиться к высоким образцам русско-европейской культуры. С чувством нескрываемой гордости Зелимхан Ахметович и сегодня вспоминает свои студенческие годы, время, наполненное радостью от встреч с интересными людьми. Также с огромной благодарностью он бесконечно может говорить о своих преподавателях, воспитавших не одно поколение творческой молодежи. В общем, из всей этой благодатной среды, в которой обитал ингушский студент несколько лет подряд, мог выйти только всесторонне развитый и культурный человек.

Успешно окончив академию в 1979 году, молодой художник приехал в город Грозный с надеждой найти здесь свое место под солнцем. Он искал интересную и в то же время хорошо оплачиваемую работу, но, к сожалению, не все его художественные идеи смогли реализоваться в полной мере, и чаще всего по независящим от него обстоятельствам.

Тем не менее, Эсмурзиеву удалось осуществить некоторые современные новаторские идеи, и, как говорят специалисты, работы художника того периода отличаются смелой уверенностью мастерства и новыми стилевыми тенденциями.

По словам мастера, его задача состояла в том, чтобы интуитивно показать глубинный смысл жизненных явлений через фантастические образы, являющиеся к нему словно из детских сновидений. В своем стремлении ему виделась высокая поэзия и мечты об идеальном мире, а перед нами всплывали реальные творения рук мастера, как плоды фантазии и мастерства художника.

В более поздних картинах Зелимхана Эсмурзиева мы видим мотивы, навеянные философскими размышлениями о религии, жизни, предназначении человека. Религиозные темы у художника звучат как общечеловеческие вопросы бытия. Подтверждением тому служат картины «Зикр», «Мурдаш». Автор акцентирует внимание зрителя на мастерски переданную пластику движений, выражение лиц героев, объединенных единым духом высокого религиозного порыва.

Картины «Нити времени» и «Край Тушоли» представляют собой сочиненные композиции лирико-романтического характера из далекого языческого прошлого. Художник не стремится к воссозданию стиля определенного исторического периода, для него это просто красивая эпоха — полная противоположность окружающей жизни.

Ценители живописного искусства знают, что Зелимхан Эсмурзиев является мастером уникальных пейзажных произведений, отражающих неповторимую красоту природы Ингушетии и традиционную культуру ее народа. Именно в этом жанре художнику удалось наиболее ёмко и точно выразить своё собственное отношение к родному краю и передать его особый колорит. Создав целый ряд прекрасных пейзажей, таких как «Эрзи», «Башня на скале», «Вовнушки», автор выразил своё восхищение к предметам эпической красоты и неповторимости горной природы. Особенности живописного видения, в котором преобладают сочетания темных и золотисто-коричневых тонов, без лишних слов свидетельствует также в картинах «Вечер в горах», «Дворик весной», «Зима» и т. д.

Немаловажное значение в творчестве Зелимхана Эсмурзиева занимают портреты, созданные им в различные периоды своей жизни. Среди них есть портреты Руслана Аушева, Никиты Хрущева, Идриса Зязикова, Николая Гайтукиева и многих других известных личностей, в которых он передал лучшие черты, характерные для представителей старшего поколения ингушей.

Есть у художника и работы, посвященные обычным людям, в образах которых он раскрывает неисчерпаемое духовное богатство народа. Невооруженным глазом видно, что автор, уделяя основное внимание раскрытию душевного состояния портретируемых образов, совсем не обращает внимания на второстепенные детали и показывает нам свой неподдельный интерес к внутреннему миру человека. Поэтому каждый его портрет по-своему тонко и изящно раскрывает многогранный талант художника.

Глядя на картины «Старик с посохом» и «Старец», можно понять, что герои этих полотен прожили долгую счастливую жизнь, достойную уважения. Умудренные жизненным опытом, они ведут с нами безмолвный и неторопливый диалог, в котором явственнее чувствуются мотивы просветленной оценки земного бытия.

Что касается женских портретов, написанных кистью Эсмурзиева, то здесь надо отметить, что художник в этом жанре стремится в первую очередь передать само очарование живой природы. К примеру, в портрете «Девушка с цветами» мастер изобразил молодую красивую девушку с голубыми глазами, которая смотрит на нас со спокойным нежным взглядом. И этот самый взгляд внушает нам такую умиротворенность, что хочется воскликнуть: «Как прекрасна жизнь!»

Тонкая линия лиризма, божественная красота и душевное тепло — всё воедино слилось в другой, не менее интересной работе художника — портрете под названием «Девочка с зеркалом», в котором проявились самые трепетные чувства автора.

Тематические произведения Зелимхана Эсмурзиева — это своего рода картины-размышления над проблемами современного общества, которые характеризуются определенным стилем и методом. Своё понимание нравственных ценностей, времени, эпохи художник выражает языком кисти и буйством красок.

Особое внимание он уделяет взаимоотношению человека и природы. И надо сказать, что многие его работы по своим композиционным меркам выходят за рамки общепринятых стандартов восприятия окружающей действительности. А иногда он придаёт им элементы некоего драматизма, игры и таинственной недосказанности. Наверное, поэтому созданные им картины в стиле символизма заслуживают особого внимания. Здесь мы, прежде всего, можем увидеть искренность, естественность и неповторимую выразительность, свойственную только кисти Эсмурзиева, талант которого проявляется во всех его работах. Только как бы ни любил художник свой край, центральное место в своем творчестве он отводит человеку, его внутреннему миру, его переживаниям, раскрытию его духовного богатства. Поэтому он смог создать такое огромное количество художественных произведений на эту тему.

По словам художественных критиков, творчество Зелимхана Эсмурзиева занимает особое место в отечественной культуре. Общее впечатление от полотен мастера, основанное на непосредственном контакте с природой, людьми, истории и искусстве своего народа, поднимает настроение и завораживает, потому как все они хоть и разные по тематике, но, несомненно, несут в себе эмоциональное, жизнеутверждающее начало.

Как мы помним, в Государственном музее изобразительных искусств республики в течение лета 2018 года продолжала свою работу выставка репродукций картин ингушских художников «Ингушетия сквозь века», куда вошли более двадцати сюжетно-тематических и пейзажных работ лучших мастеров живописи, чьи кисти отобразили историю ингушей от эпохи средневековья до наших дней. Среди них, безусловно, на первом плане были картины, вышедшие из-под кисти нашего героя, а также полотна, написанные Мурадом Полонкоевым, Хож-Ахмедом Имагожевым, Мусой Мартазановым, Батыром Картоевым и другими. Особую значимость этому мероприятию придавало то, что эти картины к тому времени объездили большую часть Европы, где с ними знакомились многие иностранцы и наши соотечественники за границей.

Отрадно отметить, что работы ингушского художника Зелимхана Эсмурзиева, экспонируемые на различных всероссийских и международных выставках, пользуются неизменным успехом. Об этом говорят и даты персональных выставок художника, на которых организаторы отмечают высокий интерес к работам мастера.

К примеру, во время проведения очередной выставки во Франции, особое восхищение у жителей Парижа вызвала работа Зелимхана Эсмурзиева «Старец», в которой отображена необыкновенная красота, утонченность и изысканность живописи. Уникальная техника исполнения работы мастера приковали внимание многих посетителей и вызвали большой интерес у участников выставки. И это не случайно.

По словам члена Франко-Ингушского центра по международному сотрудничеству и развитию Исы Бокова, представители Российской академии художеств в Париже дали высокую оценку работам художника Зелимхана Эсмурзиева, а картина «Старец» была названа бесспорным шедевром.

По поручению Российского центра науки и культуры в Париже и наших соотечественников Иса Боков вручил Зелимхану Эсмурзиеву почетную грамоту и благодарственное письмо за его плодотворное творчество.

«Народный художник Республики Ингушетия, член Союза художников России Зелимхан Эсмурзиев является всесторонне развитым человеком, и поэтому ему удалось создать такое великолепие в самых разных жанрах живописи, — говорит главный научный сотрудник Государственного музея изобразительных искусств Лейла Алмазова. — Зелимхан является давним другом нашего музея, и, несмотря на свой недуг, он продолжает поддерживать с нами деловую связь. А мы только рады за такие творческие взаимоотношения, и надеемся, что он ещё не раз будет выставлять у нас свои работы».

Заместитель директора музея Ася Евлоева вместе с другими деятелями культуры посетила Зелимхана Ахметовича после его болезни. Справившись о состоянии здоровья мастера, гости вручили ему памятные подарки и Почетную грамоту от министра культуры Российской Федерации Владимира Мединского за большой вклад в развитие культуры.

«Мы поблагодарили Зелимхана Ахметовича за его честный труд, достойные дела и пожелали ему скорейшего выздоровления», — сказала Ася Евлоева.

В свою очередь Зелимхан Эсмурзиев поблагодарил гостей за теплые слова, показал свою мастерскую и продемонстрировал гостям свои новые живописные картины, в очередной раз вызвав у них неподдельный интерес и восхищение его талантом.

Встретиться с Зелимханом Ахметовичем и поговорить с ним о дальнейших планах нам, к сожалению, не удалось в силу того, что после перенесенного инсульта он с трудом восстанавливает речь, движения, и поэтому чувствует себя не совсем комфортно и уверенно. Тем не менее, как нам удалось узнать из телефонного разговора, художник нашел в себе силы продолжить писать картины, и, несмотря на то, что манера его письма несколько изменилась из-за того, что пишет он сейчас левой рукой, неизменным осталось мастерство, которым он великолепно владеет.

Отвечая на наш вопрос об основной цели его творчества, Зелимхан Ахметович сказал: «Признаю, нелёгок путь художника, но истина одна. И заключается она в постоянном практическом постижении мира и переложении своих мироощущений на холст».

Все, кто знаком с ним лично и знает Зелимхана Ахметовича по работе, говорят о нём, как о самом добром человеке, которого отличает необычайная скромность, искренность и, конечно же, талант. Обо всех этих личностных качествах Эсмурзиева лучше всяких слов говорят его картины, созданные им на протяжении долгой жизни, которые способны рассказать о многом.

С большим удовольствием коллектив республиканской газеты «Ингушетия» присоединяется ко всем теплым поздравлениям в адрес юбиляра и желает ему здоровья, счастья и осуществления новых творческих планов. Дорогой Зелимхан Ахметович! Выздоравливайте и радуйте нас и дальше своими картинами — немыми свидетелями сегодняшней эпохи.