Адаты ингушей

История о том, как женился Албаст

Эту историю поведал Саварбек Гиреев.

— Было это, когда царем стал Николай II. Мы жили в селе Кантышево. «Пора жениться», — всё чаще говорили родственники моему троюродному брату Албасту. Невесту для него нашли в селе Сагопши. Ами, мой отец, велел собираться на смотрины.

— Кто с нами еще, ведь со мной должны быть товарищи? — спросил Албаст.

— Сначала заедем к братьям, живущим в Курпе, возьмем кого-то там, они знают жителей Сагопши и Кескема.

Утром на конях мы выехали в Курп, погостили у Гиреевых и, взяв с собой третьего товарища, его звали Асланбек, отправились в Сагопши, где жила, предположительно, будущая жена Албаста. Проехав Инарки, остановились, осмотрели коней, почистили одежду, обувь. Вдруг послышались выстрелы. Галопом в нашу сторону летел всадник, пригибаясь при каждом выстреле. Всадника преследовали четверо, стреляя в него на скаку.

— Пахнет кровью, — сказал Ами. Все трое схватили винтовки, притороченные к седлам, и стали ждать. Приблизившись, всадник осадил коня и, соскочив, сообщил:

— Эти люди преследуют меня, чтобы убить, мой конь устал, они догонят. Прошу оказать мне помощь. Спасите меня. — Понизив голос добавил: — Я ваш гость!

Переглянулись мы и подняли винтовки. В эту минуту всадники были уже в нескольких десятках метров и осаживали лошадей перед неожиданной преградой, то есть перед нами. Старший из этой четверки обратился к нам:

— Езжайте своей дорогой.

Указав ружьем на нашего гостя, добавил: — Этот человек должен умереть, и вы нам не мешайте.

Заговорили в ответ наши:

— Будем драться, даже если и вы, и мы погибнем, мы гостя не отдадим — это сегодня, а завтра будет, как решит Аллах.

Задумался старший из преследователей и задал вопрос, показывая на того:

— Этот человек объявил себя вашим гостем?

— Да, это правда, и вы знаете, что это значит, — ответил Ами.

Скрипнув зубами, старший приказал своим отступиться. Подняв коня на дыбы, развернул и погнал в обратную сторону. За ним остальные, гневно взглянув на своего врага, который стоял, держа руку на рукояти кинжала. Другого оружия у него не было.

— Мы из тейпа Гиреевых, — представился Ами.

— Я из тейпа Булгучевых, — ответил гость. — Хочу с вами дружбы и родства.

Затем рассказал, что в каком-то конфликте он одержал верх над уехавшими всадниками, и что они его выслеживали с целью убить. Рассказали и наши, зачем и куда едут.

— Кто из вас жених? — спросил гость.

Показали на Албаста. Гость пригласил нас к себе в Сагопши к Булгучевым. Приняли нас как дорогих родственников. Мы предложили Албасту обратить внимание на сестру Булгучева. Албасту девушка понравилась, и через некоторое время они породнились.

Уже не было в живых Албаста и того, кто отдал ему в жены сестру, но потомки общались, часто наведываясь к друг другу в течение десятков лет, пока ссылка в 1944 году их не разлучила на 13 лет...

— А что стало с той девушкой, к которой ехали на смотрины? — спросил один из слушателей.

— Говорят, вышла замуж в своем селе, была она красивой и из хорошей семьи.

Подобное раньше воспринималось как норма поведения среди ингушей, и не более. Адат ингушей по отношению к гостю строго соблюдался и являлся одним из факторов сохранения народа и не только среди ингушей, но и многих народов Кавказа. Сегодня в какой-то мере ответственность за гостя сохраняется, но бывает, что гостю не оказывают должного внимания. Нормой это назвать никак нельзя, но как изменились люди, забывшие свои обычаи, традиции, и как оценить в сравнениях поколения, должен подумать каждый и дать свою оценку.

Руслан Эльдиев