Пессимист в теории и оптимист на практике

Ингушский профессор Мурат Келигов отметил свое 75-летие

В 2014 году в городе Дербенте состоялось торжественное открытие отделения кафедры ЮНЕСКО по компаративным исследованиям духовных традиций, специфики их культур и межрелигиозного диалога по Северному Кавказу. И наш земляк — крупный российский ученый, доктор философских наук, профессор Мурат Келигов стал одним из первых, кто удостоился чести вести исследовательскую деятельность под эгидой такой авторитетной международной организации.

Этот факт, несомненно, говорит о том, что в ЮНЕСКО высоко оценили выдающиеся заслуги ингушского ученого в деле исследования культурного наследия, а также развития межрелигиозного диалога для межкультурного взаимопонимания.

М. Ю. Келигов — яркий представитель академической среды Ингушетии, но нам он известен ещё и как автор Конституции Республики Ингушетия. Заслуженный деятель науки ЧИАССР, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, обладатель ордена РИ «За заслуги» и всесоюзной медали «За трудовую доблесть» Мурат Юсупович Келигов всю свою сознательную жизнь посвятил самой тонкой науке — философии, и сегодня нисколько не жалеет о том, что избрал именно этот путь.

Родился Мурат Юсупович Келигов 15 августа 1943 года в селе Кантышево. Шестимесячным младенцем он разделил горькую судьбу своего народа, когда в феврале 1944 года все чеченцы и ингуши были сорваны с родных мест и высланы в холодные края Казахстана и Средней Азии. Будучи в высылке, успешно окончил школу и поступил в Омский финансово-кредитный техникум. Юноша так тяготел к знаниям, что после окончания техникума решил продолжить учебу в высшем учебном заведении.

Нельзя сказать, что жизнь его была легкой: приходилось совмещать учебу с тяжелой физической работой, учиться, чтобы занять в обществе достойное место. Научные исследования, которыми занимался Мурат Юсупович и в студенческие годы тоже, отнимали у него много сил и времени, но он не стал сворачивать с избранного пути.

В 1962 году Мурат Келигов становится студентом философско-экономического факультета Казахского госуниверситета г. Алма-Аты. А к концу 60-х с отличием окончил Алма-Атинский институт народного хозяйства, но и этого ему показалось мало, так как будущего ученого сильно тянуло к фундаментальным знаниям.

Можно сказать, что в то время мало кто из ингушей выбирал философию, больше акцент делался на прагматические направления, но Мурат Келигов стал редким исключением из правил. После окончания института народного хозяйства он поступает в аспирантуру по философии и в 1972 году в Институте философии и права Академии наук Казахской ССР защищает кандидатскую диссертацию на тему «Развитие как многоплановый процесс».

Значимые научные выводы, сделанные М. Келиговым в ходе исследования, заключались в признании незавершенности определения развития, условности и относительности всех определений, охватывающих всесторонние связи и отношения явлений, характерных процессу развития как объективной диалектики, выражающей многообразие противоречивого мира.

Как отмечали многие коллеги молодого ученого, оригинальность этого исследования заключалась в том, что процесс отражения и сущность сознания здесь осмысливались как определенный результат исторического развития материального мира. Таким образом, в свои неполные 28 лет Мурат Келигов стал кандидатом философских наук.

В 1972 году семья Келиговых переезжает жить в Грозный. Здесь, на исторической родине, молодой философ начинает свою преподавательскую деятельность в одном из самых престижных вузов СССР. В Грозненском нефтяном институте (ГНИ) имени Миллионщикова, в стенах которого ученый преподавал свои знания не один десяток лет, Мурат Юсупович прошел нелегкий путь от ассистента до профессора.

В 1988 году М. Келигов стал первым доктором философских наук из числа ингушей и чеченцев и был включен в список ведущих ученых и педагогов северокавказских вузов. Его докторская диссертация была на тему: «Формирование и эволюция концепции развития в естествознании: философско-методологический анализ». И здесь необходимо подчеркнуть, что Мурат Юсупович защитился чисто по философии, что во все времена сделать было довольно трудно.

Чтобы передать весь спектр научной и педагогической деятельности Мурата Келигова, понадобится не одна газетная страница. С формальной точки зрения все просто и привычно: научная и педагогическая работа, отзывы коллег, участие в редколлегиях научных издательств и т. д. Но за всем этим стоит тяжелый кропотливый труд человека, призванного быть исследователем.

Лекции и семинарские занятия, которые проводил профессор для студентов ГНИ и идеологических работников ЧИАССР, всегда отличались глубиной анализа, информативной насыщенностью и поэтому вызывали значительный интерес слушателей.

Забегая немного вперед, нужно отметить, что Мурат Юсупович, и сегодня находясь в строю, немало делает для того, чтобы сформировать у своих учеников и коллег научно-философское мышление, одновременно поддерживая и направляя их научный интерес. Его по праву относят к такой категории учителей, которые могут не просто учить, а у которых можно бесконечно учиться.

Академик Академии наук Чеченской Республики Вахит Акаев, отзываясь о своем коллеге, отметил: «Как глубоко мыслящий исследователь, Мурат Келигов ставит перед собой вопросы: «Что такое философия? Что есть то, чем я всю свою сознательную жизнь занимаюсь?» И отвечая на эти вопросы, в самое тяжелое для нашего региона время, в 1998 году, он издает книгу под названием: «Философы о философии». В основном в этой книге аккумулированы мысли различных философов древности, а также приводятся цитаты из средних веков, нового времени и восточной, русской (российской) философии. Обращение к мыслям великих людей, думается, было нужно профессору, чтобы найти хоть какой-нибудь просвет в «темном царстве» лихолетий конца 90-х. А если говорить о М. Келигове, как о человеке, то следует признать, что в нём можно подметить много характерных качеств, главным из которых является обязательность. В работе и жизни».

Сам же Мурат Келигов по поводу своих исследований говорил, что для ознакомления с многокрасочной картиной философии важны как взгляды исследователей, сделавших саморефлексию философии своей специальной задачей, так и тех, которые «по случаю» высказываются о философии в связи с ее применением.

«Очень часто вместо объективной оценки и анализа воспринятой информации, событий и собственных действий, человек интерпретирует входящую информацию в разрезе своего субъективного восприятия мира, — поясняет ученый. — И на это восприятие накладывается собственное отражение в других людях. Таким образом, при оценке себя человека прежде всего интересует, какое впечатление он производит на других, не собственные дела и чувства, а как это смотрится окружающими. Получается, что он воспринимает себя через собственное отражение в глазах других, а их, в свою очередь, видит в зеркальном отражении своих представлений».

Вот так кратко и ёмко характеризует философ Мурат Келигов такую рефлексию, которая по-научному называется саморефлексией.

Говоря простым языком, получается, что подобное состояние искажает истинное представление о себе. В результате человек становится полностью закрытым «зеркальным отражением» от реального мира, включающего происходящие вокруг процессы и реальную действительность. А жизнь нам постоянно показывает, что отчасти поведение человека, страдающего саморефлексией вследствие такой неадекватной оценки собственной личности, часто приводит к ошибочным поступкам, ненужным переживаниям и замкнутости.

Наибольшим взлетом научного творчества Мурата Келигова можно назвать книгу-монографию «Homo sapiens: преходящий феномен», которая вышла в свет в московском издательстве «Академический проект» в 2012 году. По словам автора, этот труд отражает важнейшие вопросы сущности человеческой жизни, их трансформации в условиях современного мира, и в нем как бы подводится итог многолетних научных поисков ученого.

В этой связи М. Келигов пишет: «Только признавая человека закономерным элементом бесконечно развивающейся материи, становится возможным поиск рациональных оснований смысла космического бытия разумной жизни».

Свое понимание смысла жизни автор монографии завершает следующим выводом: «Стремясь к более реалистической и строгой характеристике смысла жизни социумов, я бы сказал так: поскольку история есть сознательная деятельность людей, то целью и смыслом человечества является создание таких условий, которые способствуют наибольшему проявлению всех сущностных сил человека и формированию перспективных форм его бытия».

Эта мысль ученого, безусловно, подвигает к новым поискам определения сущности человека, его роли и месте в обществе, а также осмыслению непредсказуемых перспектив человеческого разума. Поэтому, наверное, и сам философ намерен и дальше работать над этой темой.

На сегодняшний день член Чеченского регионального отделения философского общества России М. Келигов является автором более ста тридцати научных работ, в том числе нескольких монографий.

В начале 90-х годов Мурат Юсупович оказывается на острие становления ингушской государственности. Первое, за что он взялся с подачи Руслана Аушева, было создание проекта Основного закона — Конституции Республики Ингушетия, которая была принята в феврале 1994 года.

В том же году, в марте, М. Ю. Келигов был избран первым председателем Народного собрания РИ. И это было такое время, когда профессору пришлось заниматься не только своими профессиональными обязанностями, но и делами государственного масштаба. Шутка ли, стать первым рулевым для народного органа вновь созданной республики! Но, как показало время, Мурат Юсупович с честью оправдал оказанное ему доверие. К сожалению, общественно-политическая ситуация и личный характер М. Келигова не позволили ему долго проработать в этом качестве, и он добровольно ушел с поста руководителя парламента Ингушетии.

Во время подготовки данного материала, я изучила всю информацию об этом человеке в Интернете, но нигде я не смогла найти ответ на вопрос, который мучил меня с тех пор, как я узнала о том, что единственный среди ингушей профессор философии, почтенный и мудрый учитель с большой буквы, получивший и степень, и регалии в результате многолетней профессиональной деятельности, не смог найти применение своим способностям у себя на родине, в Ингушетии.

И во время телефонного разговора Мурат Юсупович подтвердил этот факт и сказал, что живет в родном селе Кантышево, принимает активное участие в общественно-политической жизни республики, но работает на кафедре философии Грозненского нефтяного института.

На мой недоуменный вопрос: «А как это возможно ездить на работу из одной республики в другую?», профессор очень деликатно ответил, что так было угодно судьбе. Наверное, подумала я, в нашей маленькой республике такому большому человеку просто стало тесно, и он предпочел взращивать будущее философской науки там, где это по достоинству приняли и оценили.

Но, к моему большому удивлению, по интонации разговора с профессором я поняла, что сам он воспринимает такой поворот событий с каким-то юношеским максимализмом и не больно переживает по этому поводу.

— Дело в том, что люди из научного мира смотрят на происходящее вокруг не совсем обычным взглядом и каждое явление могут объяснить по-своему. Поэтому могу сказать, что я нахожусь и тружусь там, где мне предначертано было быть, — пояснил он, и предложил сменить тему и поговорить о том, о чём может говорить неустанно. Естественно, эта была тема философии.

— Философия — это любовь к мудрости, это дисциплина, без которой невозможно представить себе изучение любых других наук и взаимоотношения человека и мира, — начал он. — Не зря ведь к задачам философии на протяжении её истории относились как изучение всеобщих законов развития мира и общества, так и изучение самого процесса познания и мышления, а также изучение нравственных категорий и ценностей.

Кстати сказать, эта самая любовь к мудрости позволила Мурату Келигову выпустить две книги афоризмов: «Мудрость жизни» и «Храм Минервы».

По признанию моего собеседника, его интересовали все направления этого предмета, и в числе других философских вопросов он постоянно ставил перед собой такие, как «Познаваем ли мир?», «Что такое истина?», «Что такое хорошо?», «Что первично — материя или сознание?», и надо сказать, что они не оставались безответными.

Мурат Юсупович признался, что мог бы говорить о своей философии часами, но мы договорились, что в следующий раз, при встрече, уделим этому намного больше времени.

Совсем недавно Мурат Юсупович Келигов отметил свое 75-летие. Правда, на вид наш герой выглядит намного моложе. Возможно, это тоже следствие его философского отношения к жизни и самому себе. Плюс активные занятия спортом и любовь к жизни.

Общественность Ингушетии, пользуясь различными сетями, активно поздравляла первого профессора философии среди вайнахов с такой почтенной датой, а Глава Республики Ингушетия Юнус-Бек Евкуров посетил гостеприимный дом именинника, чтобы лично поздравить его с юбилеем.

В своем поздравительном слове Юнус-Бек Баматгиреевич отметил высокие заслуги Мурата Юсуповича перед республикой, сказав, что он внёс неоценимый вклад в становление и развитие региона. Глава республики пожелал профессору оптимизма, творческих успехов и неиссякаемой энергии.

«За чашкой чая мы поговорили с Муратом Юсуповичем о жизни, о делах в республике, ведь всегда полезно общаться с представителями старшего поколения, у которых есть чему поучиться. На прощание я пожелал Мурату Юсуповичу и его прекрасной семье крепкого здоровья, благополучия», — написал Глава региона на своей страничке в «Инстаграме».

Сам юбиляр признался, что может повторить те же слова, которые он произнёс пять лет назад. А говорил он тогда при личной встрече с руководителем региона, что не ощущает свой возраст, потому как никогда не теряет времени зря.

В завершение встречи Ю. Евкуров представил ингушского профессора к высокой награде. За многолетнюю научную и общественную деятельность и добросовестную работу М. Ю. Келигову было присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки Республики Ингушетия».

Нельзя сказать, что биография М. Келигова насыщена перечнем званий, наград и титулов, но те, что есть, заслужены упорным трудом ученого, политика, общественного деятеля и просто хорошего и доброго человека.

Мурат Юсупович и сегодня полон сил и энергии и продолжает работать в царстве своей любимой философии.

Хочется надеяться, что он еще долгие годы будет здравствовать, радуя нас своими новыми открытиями, и передавать молодым весь кладезь знаний, которым обогатило его время и собственное желание познавать мир во всех красках земного бытия.