«От черкески до футболки»

Форма одежды во все времена носила на себе отпечаток национальной идентичности

Интересный материал на эту тему под названием «От черкески до футболки» опубликован на социальной странице известного этнографа, доктора исторических наук Зейнеп Дзараховой, который мы приведём для наших читателей.

«Как-то стала свидетельницей того, как молодой человек лет 25, на иномарке, в футболке и тапочках на босу ногу, выходит из машины и здоровается на ингушском языке, — пишет она. — И это дети тех, кто гордо носил черкески. Может быть, у меня вызвал протест его внешний вид, потому что ингуши тем и отличались, что дольше всех сохраняли (и в большинстве своём сохраняют до сих пор) свой особый горский стиль и этикет. Из-за нашествий и войн, депортаций и изгнаний народ уходил в себя, консервировался и сохранялся благодаря древним устоям.

Да, человеку стало доступно многое из того, о чём невозможно было даже мечтать ещё полвека назад. Мир становится другим и отражается это, прежде всего, на внешнем облике людей. Стали цениться практичность и удобство. Джинсы распространились по всему миру. Но обернёмся назад. Что ценилось у наших отцов? Ведь чуть больше века назад славилась наша кавказская черкеска. Её носили достойно.

Любой костюм обязан среде и культуре, в которой формировался. Ингуши считают, что черкеска является исконно их национальным костюмом. Кто-то называет костюм парадно-боевым. И в этом тоже есть доля правды. Черкеска являлась олицетворением горца-воина. Распространение черкески приходится на середину 18 века. Это время активного развития ткачества, сукноделия. Черкески шили в домашних условиях, нередко их экспортировали в разные страны. Все детали костюма имели свои функции и являлись частью целого. Мужчина, одетый в черкеску, символизировал рыцаря, стоящего на защите земли отцов. Черкеска являлась общей для всех слоёв общества. Надевали её поверх рубашки, застёгнутой до последней пуговицы, которую называли просто «г1алг1ай коч».

Черкеска привлекла внимание российской знати. Российский император Николай II считал черкеску изысканной и часто надевал её. Белые черкески были редки. В 40-х годах XIX века черкеска была утверждена как воинская форма казачьих войск. Она была больше чем одежда. Это был имидж сильного, достойного и храброго воина. Воина, для которого самым важным было его имя, за которое он готов был умереть. Горцы, эмигрировавшие в Османскую империю в XIX веке, ещё долгие годы в числе многих выделялись своей статью и ношением черкески.

Грациозно, чинно и благородно смотрелись джигиты на торжественных и праздничных мероприятиях. Черкеска придавала человеку не только красивый физический силуэт, но и образ, который наделял его характером, содержанием. Мужчины были физически сильными и при этом умеренными в еде. Черкеска требовала от мужчин соблюдения физических кондиций и стройности. Тучных людей ингуши называли «такха саг». Принимая пищу, мужчины, да и другие члены семьи, обычно садились за низкий, круглый треножный стол. Сидя на маленьком стуле, приходилось прижимать ноги к животу. Это способствовало и умеренному аппетиту. Потому даже в пожилом возрасте ингуши были стройными и статными мужчинами. Черкеску носили застёгнутой и подпоясанной. Это были неписаные правила. Носить её вроде кафтана было неприглядно для мужчин.

Скромность и строгость в одежде все еще сохраняется у мужчин старшего поколения. Это и ношение рубашки, застёгнутой на все пуговицы, пиджака, надетого поверх неё. Для них даже немыслима развязность в одежде.

Однозначно, к человеку, который в наше время в людном месте бывает в черкеске, отношение самое доброе. Но есть и другие (их большинство), которые, желая надеть черкеску, не делают этого, думая, что их не поймут.

О женском платье и одеянии говорится много, иногда чересчур. Но, к сожалению, не так часто о возрождении именно национального платья ингушки. Того самого, которое отвечает и канонам ислама, и культуре своего народа. Оно в душе у каждой сохраняется уважением к своим матерям и тем, кто создавал этот уникальный национальный костюм на протяжении веков. С удовольствием надели бы национальные платья и девушки, только снова затор: не поймут. Почему же?

Ведь и моду создаём мы сами. Надели же джинсы, футболки, уже и сланцы в ход пошли. А может, всё оттого что редко говорим и воспитываем наших детей на основе исконно национальных традиций, в том числе на примерах материальной и духовной культуры. В костюме заложен этикет народа. Почему мы кидаемся в крайности, забыв о национальном самовыражении? Перебор не красит и не возвышает.

Национальный костюм вызывает положительный эффект и встретит понимание и поддержку. Нередко предприниматели, создав свой бизнес и имея высокий достаток, имеют в своём гардеробе полный комплект национального костюма с черкеской. Имидж достойной формы одежды черкеска будет сохранять всегда. И мужская, и женская форма. Она на генном уровне вызывает уважение к себе, к её носителям.

На наших важных республиканских торжествах мы с любовью встречаем наших старцев в черкесках из группы «Назым», гордо и чинно о национальной черкеске напоминают нам юноши из Горского кадетского корпуса, за сохранение национальной формы одежды и общественного этикета ратует общественный деятель К. Евлоев, стильно, с учётом национальных элементов, создаёт свой гардероб этнограф Л. Агиева, в национальном платье встречает в праздники своих гостей швея А. Озиева, демонстрируя национальные платья, выигрывала мировые конкурсы мастер З. Инаркиева и мн. др.

Эта статья была написана в считанные минуты, как реакция на не характерную для нашей культуры форму одежды. «Мужчина — ум, женщина — душа». И это сказано не мной. Образ мужчины, тем более достигшего 25-летнего возраста, должен вызывать уважение, а не недоумение: почему путь от черкески до футболки оказался таким коротким? Ведь совсем ещё недавно в футболке юноша не вышел бы даже из своей комнаты, считая её нижним бельём. Наши отцы дорожили честью, в том числе и через соблюдение общественного этикета, этикета одежды.

Очень важно сохранить в себе элементы национальной и, безусловно, идеологической принадлежности. Или, может, для того чтобы ценили свой национальный стиль, нужно «запад» одеть в черкески? Мы ж копируем его, не задумываясь над тем, что являемся потомками древнего кавказского народа, чья культура корнями вросла в эту землю".