От черкески до футболки

Этикет заложен в национальном костюме

0

Молодые люди на иномарках, в футболках и тапочках на босу ногу... К сожалению, это становится нормой среди ингушского общества. Для нашего менталитета такая форма одежды — катастрофа! Полная потеря ингушского стержня.

И это потомки тех, кто гордо носил черкески. У меня вызывает внутренний протест такой внешний вид, потому что ингуши тем и отличались, что дольше всех сохраняли (и в большинстве своём сохраняют до сих пор) свой особый горский стиль и этикет. Из-за нашествий и войн, депортаций и изгнаний народ уходил в себя, консервировался и сохранялся благодаря древним устоям.

Да, человеку стало доступно многое из того, о чём невозможно было даже мечтать ещё полвека назад. Мир становится другим и отражается это, прежде всего, на внешнем облике людей. Стали цениться практичность и удобство. Джинсы распространились по всему миру.

Но обернёмся назад. Что ценилось у наших отцов? Ведь чуть больше века назад славилась наша кавказская черкеска. Её носили с достоинством. Любой костюм обязан среде и культуре, в которой формировался. Ингуши считают, что черкеска является исконно их национальным костюмом. Кто-то называет костюм парадно-боевым. И в этом тоже есть доля правды. Черкеска являлась олицетворением горца-воина.

Распространение черкески приходится на середину XVIII века. Это время активного развития ткачества, сукноделия. Черкески шили в домашних условиях, нередко их экспортировали в разные страны. Все детали костюма имели свои функции и являлись частью целого.

Мужчина, одетый в черкеску, символизировал рыцаря, стоящего на защите земли отцов. Черкеска являлась общей для всех слоёв общества. Надевали её поверх рубашки, застёгнутой до последней пуговицы, которую называли просто «г1алг1ай коч» (ингушская рубашка).

Черкеска привлекала внимание российской знати. Российский император Николай II считал черкеску изысканной и часто надевал её. Белые черкески были редки. В 40-х годах XIX века черкеска была утверждена как воинская форма казачьих войск. Она была больше, чем одежда. Это был имидж сильного, достойного и храброго воина. Воина, для которого самым важным было его имя, за которое он готов был умереть.

Горцы, эмигрировавшие в Османскую империю в XIX веке, ещё долгие годы в числе многих выделялись своей статью и ношением черкески.

Грациозно, чинно и благородно смотрелись джигиты на торжественных и праздничных мероприятиях. Черкеска придавала человеку не только красивый физический силуэт, но и образ, который наделял его характером, содержанием. Мужчины были физически сильными и при этом умеренными в еде. Черкеска требовала от мужчин соблюдения физических кондиций и стройности.

Тучных людей ингуши называли «такха саг» (растолстевший). В былые времена, принимая пищу, мужчины, да и другие члены семьи, обычно садились за низкий круглый треножный стол. В сидящей позиции на маленьком стуле приходилось сидеть, прижав ноги к животу. Это способствовало и умеренному аппетиту. Потому даже в пожилом возрасте ингушские старики были стройными и статными мужчинами.

Черкеску носили застёгнутой и подпоясанной. Это были неписаные правила. Носить её вроде кафтана было неприглядно для мужчин. Скромность и строгость в одежде все еще сохраняется у мужчин старшего поколения. Это и ношение рубашки, застёгнутой на все пуговицы, пиджака, надетого поверх неё. Для них даже немыслима развязность в одежде. Соответственно, надев европейский костюм, наши мужчины не забывают о строгости, соответствии с понятием «куц» (единый образ внешней и внутренней культуры) и выглядят чинно — на работе, торжествах, в гостях.

Однозначно, к человеку, который в наше время в людном месте бывает в черкеске, отношение самое доброе. Но есть и другие (их большинство), которые, желая надеть черкеску, не делают этого, думая, что их не поймут.

О женском платье и одеянии говорится много, иногда чересчур. Но, к сожалению, не так часто о возрождении именно национального платья ингушки. Того самого, которое отвечает и канонам ислама, и культуре своего народа. Ведь вовсе необязательно, чтобы это были костюмы восточного формата.

В душе у каждой женщины сохраняется уважение к своим матерям и истокам, тем, кто создавал уникальный ингушский национальный костюм на протяжении веков. Были и есть национальные головные уборы, шали, соответствующие этикету ислама. С удовольствием надели бы и сегодня национальные платья наши девушки, только снова затор: не поймут. Почему же? Ведь и моду создаём мы сами. Надели же джинсы, футболки, завезенные платья, уже и сланцы в ход пошли. А может, всё от того, что редко говорим и воспитываем наших детей на основе исконно национальных традиций, в том числе на примерах материальной и духовной культуры?

В костюме заложен этикет народа. Почему мы кидаемся в крайности, забыв о национальном самовыражении? Перебор не красит и не возвышает. Национальный костюм вызывает положительный эффект и встретит понимание и поддержку. Нередко предприниматели, создав свой бизнес и имея высокий достаток, имеют в своём гардеробе полный комплект национального костюма с черкеской.

В странах Европы ингушские невесты предпочитают надевать исключительно ингушские национальные платья. И это радует! Имидж достойной формы одежды черкеска будет сохранять всегда. И мужская, и женская форма. Она на генном уровне вызывает уважение к себе, к её носителям.

Эта статья была написана в качестве реакции на не характерную для нашей культуры форму одежды. «Мужчина — ум, женщина — душа». И это сказано не мной. Образ мужчины, тем более достигшего зрелости, должен вызывать уважение, а не недоумение: почему путь от черкески до футболки оказался таким коротким? Ведь совсем ещё недавно в футболке юноша не вышел бы даже из своей комнаты, считая её нижним бельём.

Наши отцы дорожили честью, в том числе и через соблюдение общественного этикета, этикета одежды. А может, для того чтобы ценили свой национальный стиль, нужно «заграницу» одеть в черкески? Мы ж копируем, не задумываясь над тем, что являемся потомками древнего кавказского народа, чья культура корнями вросла в эту землю.

Запад — есть Запад, Восток — есть Восток. А мы — кавказцы. Это особая стать! Понимаю, времена меняются, как и всё, что окружает нас: горец пересел с лошади на автомобиль и вместо кинжала носит сотовый телефон. Ингушки-горянки всё больше постигают азы образования и науки, но есть незыблемые ингушские устои, где по-прежнему важнейшими качествами остаются ум и тактичность, умение считаться с культурой своего народа и окружающими, в том числе и в этикете одежды, которая отличалась у нас всегда строгостью и грациозностью, скромностью и достоинством.

Да, конечно, можно вносить некоторые детали и украшения в соответствии со временем, возможностями. Однако созданный веками костюм снова и снова напоминает о гармонии, заложенной в нашей национальной одежде.

На наших важных республиканских торжествах мы с восторгом встречаем наших старцев в черкесках. Гордо и чинно смотрятся в национальной черкеске юноши из Горского кадетского корпуса, хореографических ансамблей «Ингушетия», «Магас» и других коллективов. Они покоряют красотой и грацией национальных костюмов.

Все чаще стали появляться на ингушских свадебных торжествах девушки в национальных платьях, и они встречают благодарную поддержку! Во время празднования Мархаш также юноши стали надевать черкески. И дети тянутся им подражать. Пока их только единицы.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.

Новости